Занятие «Путешествие в подводный мир»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рябова Елена Владимировна

Цели и задачи:

Образовательные: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на задуманную тему. Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.

Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, развивать выразительность речи; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к представителям морской фауны; формировать умение работать и играть в коллективе.

Словарная работа: батискаф, ихтиологи, иллюминатор

Предварительная работа: просмотр видео фрагментов о подводном мире, рассматривание картинок с изображением животных морей и океанов, беседы с детьми. Разучивание распевки «Улитки и рыбки» с движениями.

Материалы и оборудование: магнитофон с записью шумов моря, синтезатор, картинки с морскими обитателями, слайд-шоу «Подводный мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvodnyy_mir_zanyatie.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия НОД по развитию речи «Путешествие в подводный мир»

Подготовительная группа для детей с ТНР

Цели и задачи: 

Образовательные: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на задуманную тему. Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.

Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, развивать выразительность речи; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к представителям морской фауны; формировать умение работать и играть в коллективе.

Словарная работа: батискаф, ихтиологи, иллюминатор

Предварительная работа: просмотр видео фрагментов о подводном мире, рассматривание картинок с изображением животных морей и океанов, беседы с детьми. Разучивание распевки «Улитки и рыбки» с движениями.

Материалы и оборудование: магнитофон с записью шумов моря, синтезатор, картинки с морскими обитателями, слайд-шоу «Подводный мир».

Ход занятия

СЛАЙД 1. Про подводные глубины посмотрела я кино:

В батискафе опустились ихтиологи на дно.

Впереди большого ската наблюдает командир

В небольшой иллюминатор виден весь подводный мир.

Словно жизнь на миг заснула в океанской глубине

Вот зубастые акулы с батискафом наравне

Всюду яркие кораллы. Очень тихо и темно.

Много нового узнала я из этого кино. 

Ребята, вы хотели бы побывать в Подводном морском царстве? (Да)

СЛАЙД 2. Море таинственное, загадочное, в нём живёт множество обитателей. На суше мы этого не видим. Слышим только шум моря. Как оно шумит? Давайте вместе покажем.

Дыхательное упражнение «Шум моря» (упражнение выполняется с разной силой и продолжительностью выдоха на звук «ш»)

На чём мы можем отправиться в морское путешествие к морским глубинам? (на подводной лодке, с помощью акваланга, на батискафе)

Что лучше подойдёт? (Лучше использовать батискаф – специальный подводный аппарат для исследований на больших глубинах. Он намного легче подводной лодки и проще в управлении. А наблюдать за подводным миром через иллюминатор удобнее и безопаснее, чем плавать среди рыб и акул с аквалангом). 

Согласны? Построим батискаф с помощью стульчиков, выстроив их в полукруг. (Приготовить «шум моря» на телефоне с колонкой). Занимаем свои места. Закрываем глаза, мы погружаемся в море.

Раз, два, три – все замрем!

В мир подводный попадем!

СЛАЙД 3. Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

 А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук).

Гостей встречает осьминог.

Ребята, посмотрите, как красив подводный мир.

СЛАЙД 4. Сколько рыб вокруг! Обратите внимание на рыбу перед кораллом. Что в ней необычного? (у неё длинный пышный хвост и плавники)

А для чего нужны плавники и хвост рыбе? (Хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед. Но помимо этого хвост служит рыбам ещё и рулем. С помощью плавников рыбы управляют движением)

 Некоторым рыбам длинный хвост нужен для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. СЛАЙД 5.

А какие бывают рыбы? Подберите слова-признаки. Передают изображение рыбки и по очереди называют слова – признаки (хищная, быстрая, ловкая, скользкая, зубастая, морская, чешуйчатая и т. д.)

«Слова-родственники» (образование родственных слов).

- Как мы назовем маленькую рыбу? (рыбка)

- Назовите рыбу ласково? (Рыбочка)

- Назовем большую рыбу? (рыбина)

- Как называется суп из рыбы? (рыбный)

- А жир из рыбы какой? (Рыбий)

- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак)

- Куда ранним утром пошел рыбак? (на рыбалку).

- Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит)

СЛАЙД 6. Ребята, пока мы с вами играли кто-то встретился нам на пути?  (улитки) Оказывается, они обитают и в море.

Что общего у морских улиток и улиток, обитающих на суше? (у них мягкое тело, они живут в раковинах) СЛАЙД 7.

А мы знаем песенку про улиток. Давайте споём и изобразим улиток движениями.

Муз. физминутка «Улитки и рыбки»

Что за обитатель перед нами? (рыба - камбала)

Чем она необычна? (Она умеет маскироваться. С поразительной точностью эти рыбы повторяют рисунок дна. Когда камбала лежит на дне, её ни за что не заметишь).

Это рыба-лежебока, прячется она глубоко.

Средь камней она лежит и добычу сторожит.

Рыба-камбала предлагает с ней поиграть. Она спрятала в четырёх словах лишнее слово.

Игра «Лишнее слово»

Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.

Вода, подводный, водоросль, водить.

Морской, море, морщина, моряк. 

А кто это рядом с камбалой появился, тоже вылез из песка. Не хочет отпускать нас без своей игры:

Скороговорка: «В озере карп, а в море - краб».

Как интересно. Посмотрим в иллюминаторы. Кто это? (кашалот)

С кем он общается? Отгадайте загадку и узнаете:

Есть лошадка, что не пашет, молча плавает в воде, прячется в морской траве, То ли рыба, то ль зверек? Кто это… (Морской конёк)

Морской конёк в морской пучине всё спорит с крупным кашалотом, как лучше обращаться к рыбам «Рыбки» или «Рыбища». У морского конька слова маленькие, а у кашалота слова-великаны. Морской конёк к «рыбам» обратиться - … «Рыбки», а кашалот - … «Рыбища».

Конёк к медузе ласково обратится … (медузка), а к сому - … «сомик», к киту - … (китик), к дельфину - … (дельфинчик). А кашалот медузу назовёт - … (медузище), дельфина –… (дельфинище), кита - … (китище)

Ребята, мы отлично провели с вами время. Но пора уже и домой возвращаться. А пока мы поднимаемся на поверхность воды, рассмотрим фотографии морских обитателей, которые сделали приборы нашего батискафа. Что на них изображено?

Игра «Посчитай»

2 морских ежа, 5 морских коньков, 3 опасные акулы, 5 морских звёзд, 5 весёлых дельфинов, 2 осьминога, 5 медуз.

Вот мы и оказались на берегу. Ребята, а вы знаете, что раньше настоящие путешественники всегда вели путевые заметки, в которых описывали всё, что встречалось им на пути. Выходя из батискафа, расскажите, что запомнилось вам в нашем путешествии, что понравилось.

Детям выдаются фоновые картинки для рельефной лепки. Предлагаю вам сегодня изобразить с помощью пластилина морского обитателя, который вам понравился или удивил вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Путешествие в подводный мир Байкала"

Знакомство детей с разновидностью рыб  озера Байкала, учить количественному счету до 5. Развивать интерес к экспериметнальной деятельности....

Конспект занятия: "Путешествие в подводное царство"

Учить детей добывать знания о морских обитателях об их приспособленности к жизни в воде....

Конспект занятия "Путешествие в подводное царство" в группе для детей с ОНР

Конспект  занятия - развлечения по формированию  лексико-грамматических средств  языка в старшей группе"Путешествие в   подводное царство"...

Тема занятия «Путешествие в подводном царстве»

Использование опорных схем в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Путешествие в подводное царство"

Конспект итегрированного занятия "Путешествие в подводное царство"...

Открытое занятие: "Путешествие в подводное царство".

Познакомить детей с разновидностями  морских и пресноводных рыб....