Приобщение детей к традиционным ценностям российского общества, через участие во Всероссийском проекте «Живые письма дошкольников».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Бунькова Алена Михайловна

Актуальность данной темы обусловлена тем, что именно в раннем детстве формируются основы мировоззрения, моральных ценностей и национальной идентичности ребенка.

Организационно-педагогические условия и механизмы реализации воспитательной среды обеспечиваются через комплекс педагогических действий. Важным элементом данного процесса является организация участия детей в традиционных народных праздниках и мероприятиях, которые отражают основные ценности и культурные традиции российского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivye_pisma.docx21.16 КБ
PDF icon bunkova.pdf1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Пышминского городского округа «Родинский детский сад»

Приобщение детей к традиционным ценностям

 российского общества, через участие во
Всероссийском проекте
«Живые письма дошкольников»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ ПГО

«Родинский детский сад»

Бунькова А.М.

д. Родина 2024г.

Приобщение детей к традиционным ценностям

 российского общества, через участие во
Всероссийском проекте
«Живые письма дошкольников»

Актуальность данной темы обусловлена тем, что именно в раннем детстве формируются основы мировоззрения, моральных ценностей и национальной идентичности ребенка.

Организационно-педагогические условия и механизмы реализации воспитательной среды обеспечиваются через комплекс педагогических действий. Важным элементом данного процесса является организация участия детей в традиционных народных праздниках и мероприятиях, которые отражают основные ценности и культурные традиции российского народа.

Для достижения данной цели используются разнообразные формы работы, включающие в себя создание игрового пространства, праздничных мероприятий, коллективных и индивидуальных занятий, основанных на принципах активного и сознательного участия детей. Важным компонентом воспитательной среды является использование народных игр, песен, сказок, которые передают ребенку уникальную информацию о культуре, истории и традициях нашего народа.

Актуальность данной темы также обуславливается обязательной реализацией Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и  пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Основная проблема заключается в том, что современные реалии и глобализация могут влиять на детей вне образовательной организации и ослаблять их связь с родной культурой.

Решение данной проблемы заключается в активном взаимодействии родителей и педагогов в процессе воспитания детей.

Стоит отметить, что мы с детьми активно принимаем участие в новой форме командной профессиональной деятельности дошкольного образования в сети, работающих по развитию детской инициативы и патриотическому воспитанию в сетевом сообществе под названием «Живые письма дошкольников». Целью сетевого сообщества «Живые письма дошкольников»  является создание условий для реализации творческой активности детей в направлении патриотического воспитания и привлечение общественного внимания к проблемам духовного становления детей.
Такая деятельность позволяет педагогам из разных уголков страны общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы патриотического воспитания и развития детской инициативы, реализовывать себя и повышать профессиональный уровень. В феврале в городе Тюмень начнет работу VI форум «Дошкольники России», где будет работать отдельная площадка «Живые письма дошкольников».  Знакомство с сообществом произошло, через социальную сеть Вконтакте. Сообщество создано тюменским педагогом Соткаевой Жанар Жаслановной.  Значимость данного сетевого сообщества была оценена Министром Образования РФ Кравцовым С.С.

Для полного погружения в этот проект мне нужно было заинтересовать детей, через знакомство с почтой, с новой формой общения «Письмо», процессом создания, отправки и получения  письма.

В начале декабря наша группа получила письмо с рисунками, небольшими фотографиями достопримечательностей города Кимры и QR-кодом, который ведет на видео-презентацию достопримечательностей города Кимры и предложением дружбы. Таким образом, в рамках этого проекта дети знакомились  с уникальными достопримечательностями города. Приступив к написанию письма, мы обратились за помощью в Четкаринскую сельскую библиотеку. Взаимодействие с библиотекой было очень интересным и познавательным. Библиотекарь, Даурских  Светлана Викторовна вместе с нами организовала цикл мероприятий, который прошел с большим успехом. Таких как, «Интересное рядом», «У каждого своя история», «Традиции разных народов».

Одним из самых ярких событий была экскурсия с детьми по улицам деревни Родина, во время которой Светлана Викторовна подробно рассказывала  историю нашей деревни. Она прекрасно знает все интересные исторические факты и смогла заинтересовать детей и взрослых своими рассказами.

Также были проведены встречи с выдающимися жителями деревни.  Болковой Валентиной Демьяновной  – заслуженным учителем, которая рассказала о своей профессиональной деятельности в Четкаринской школе и Колобовой Людмилой Аркадьевной – нашей поэтессой, которая пишет стихи и даже для детей.  Это людей, которые внесли огромный вклад в развитие нашего поселения. Встречи были очень вдохновляющие и познавательные.

Наша деревня населяется разными народами и национальностями, и Светлана Викторовна помогла нам лучше понять их культуру и традиции. Были организованы знакомства с представителями нескольких национальностей, которые рассказывали о своей истории, кулинарных особенностях, традициях и обычаях, в том числе, дети узнали о башкирах, татарах и греках. Это помогло нам расширить кругозор и узнать о многообразии культур в нашей деревне.

Благодаря активному взаимодействию с Четкаринской сельской библиотекой и участию Светланы Викторовны, мы смогли провести интересные и познавательные мероприятия. Знакомство с историей и культурой нашей деревни стало незабываемым и полезным опытом для всех участников.

В "Живые письма" мы вкладываем игры-ходилки, которые дети делают своими руками, а также рассказывают о достопримечательностях своего населенного пункта. Мы создали игру-ходилку "Улицы нашего поселка" с фотографиями и описаниями наших улиц. Кроме того, мы приложили рисунки, которые дети сами нарисовали, и на обороте каждого рисунка написали небольшой рассказ, который они составили дома с родителями. Также мы вкладываем в письма небольшие сувенирчики, фотографии, деревянные фигурки.

Уже сейчас мы с ребятам продумываем ответное письмо. А что еще интересного мы сможем рассказать нашим друзьям? В детском саду создан мини-музей «Горница» для знакомства с историей культуры нашего села. Именно об этом ребята подготовительной группы расскажут в своем ответном послании.

Но и на этом мы не остановимся. В дальнейшем мною запланирована встреча с учителем моих ребят. Познакомить педагога с данной технологией и передать добрую традицию писать письма.

Результативность педагогической деятельности воспитательной среды определяется через ряд показателей и критериев. Главными из них являются уровень понимания и усвоения детьми традиционных ценностей и образа жизни российского общества, умение воспринимать и адаптироваться к национальным традициям и обычаям. Инструменты для измерения результатов педагогической деятельности включали в себя наблюдение, анализ детского творчества и родительскую обратную связь.

Таким образом, воспитательная среда дошкольной образовательной организации приобщает детей к традиционным ценностям российского общества. Она создается благодаря организационно-педагогическим условиям и механизмам, реализации практического опыта и действиям педагогов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к традиционной культуре России посредством народной куклы»

В настоящее  время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей.  Народная культура – это богатый материал для воспитания любви к Родине, к т...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Приобщение детей к традиционной культуре Бурятии"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Приобщение детей к традиционной культуре Бурятии"...

ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования

ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования...

Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...

Мастер- класс «Приобщение детей к здоровому образу жизни через традиционные и нетрадиционные формы»

Мастер- класс «Приобщение детей к здоровому образу жизни через традиционные и нетрадиционные формы»...

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

C утверждением рабочей федеральной программы воспитания, которая является частью федеральной образовательной программы, возвращается термин воспитательно-образовательный процесс, несколько утраченный ...