Конспект занятия. Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Народная культура, быт и традиции на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре русского народа на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_kultura_i_traditsii.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Ознакомление с окружающим миром

в подготовительной группе

«Народная культура, быт и традиции на Руси»

Воспитатель: Гладкина М.А.

МКДОУ Д/сад №8 г.Коркино

Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре русского народа на Руси.

Задачи: 

Образовательная:

- Формировать первоначальное представление об особенностях жизни русского человека, быте и обычаях на Руси;

- приобщать детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа.

Развивающая:                                                                                                              

 - Развивать интерес к народным традициям и обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы, традиции народных праздников, малые фольклорные формы, народные игры;                

- расширять и обогащать словарный запас за счёт новых слов, обозначающих предметы русского быта.

- развивать логическое мышление, внимание, память.  

Воспитательная:                                                                                                          

- Воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни людей на Руси;

- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, культуре своего народа;      

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и улыбаются.

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

          Всем детям с самого утра!

И скажем«Здравствуйте, друзья!»

– Ребята, а что означает слово «Здравствуйте»? (Этим словом мы желаем всем здоровья, показываем своё доброе отношение, вежливость и воспитанность).

  1. Основная часть

- Послушайте, как я вас буду приветствовать.

- Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому –

Пусть наделит вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

- Ребята, как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга? (Приветствовали в старину стародавнюю).

В: - Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в старину стародавнюю. Вспомним с вами народную культуру, быт и традиции русского народа.

 – Ребята, как называется страна, в которой мы сейчас с вами  живем? (Россия)

Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас? (Нет, раньше не было кирпичных домов, машин, электричества)

- Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история.

- Вы знаете, как называлось наше государство раньше? (Русь, Русь Матушка, Русь деревянная.)

- Почему деревянная? (Потому, что строились деревянные дома. Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить было просто.)

- Скажите, а кто такие предки? (Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших прадедушек и прабабушек).

- Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (Славяне похоже на слово “слава”).  А это значит, что славяне – это славный народ. 

Традиции

- У каждого народа есть свои песни, танцы, народные игры, традиции.

Ребята а, что такое традиции?

- Традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следуют народы, праздники, которые проходят по каким-то правилам.

- Традиции бывают Семейные , Народные.

Семейные традиции - это когда из поколения в поколение передаются какие – то семейные порядки и традиции,  которые отмечают только в какой – то одной семье.

- Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях, которые чтит и соблюдает весь наш Русский народ.

Традиции народных праздников передаваемые из поколения в поколения сохранились и в наше с вами время. Мы с вами справляем народные праздники такие как:

      Новый год – в каждой семье по традиции в доме устанавливают ёлку, наряжают её, ставят под ёлку подарки каждому члену семьи.

 Масленица – (проводы зимы и встреча весны) - длилась целую неделю. Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами. провожают зиму, сжигают снежную бабу, пекли блины и т.д.

      Пасха Расцвет весны, пробуждение жизни - церковный праздник

 На Пасху начиная с четверга убирали избу (чистый четверг), наводили порядок, в пятницу прекращали все работы, украшали дом  срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), в субботу посещали церковь, всё светили, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали  друг друга:  «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»                        

Эти все традиции тоже сохранились в наше время и передали нам их наши предки.

-  А как мы знакомимся с традициями нашего народа?

- Как ми их узнаём?  (Из книг, энциклопедий, телевизора, интернета)

 - Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям? (В старину старики передавали молодым знания и традиции через пословицы, потешки, поговорки, загадки, заклички, приметы, сочиняли очень много сказок). Давайте с вами вспомним их:

  • Пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
    - ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.
  • Поговорка «В гостях хорошо, а дома лучше». – домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.
  • Потешки  это шутливые стишки, которыми родители сопровождали первые игры с ребёнком:

«Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазки глядели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».

  • Загадка: «Четыре братца под одной крышей живут. Что это?»
  • Закличка: Божья коровка, Чёрная головка,
    Улети на небо, Принеси нам хлеба,
    Чёрного и белого, Только не горелого.
  • Небылицы: (Сочинялись для смеха, для забавы)

«Медведь по небу летит, хвостом вертит»,

«Свинья гнездо свила, деток вывела».

  • Русские народные сказки: колобок, теремок, курочка ряба, гуси – лебеди и много других …

Это всё, ребята, называется народные Малые Фольклорные Формы. Которые придумывал народ. Слово «Фольклор» обозначает «народная мудрость». Все это родилось в народе. Это называется народная культура. Поэтому мы бережем нашу культуру.

Пальчиковая игра: «Небылица»

У Матрешкиной сестрицы    - Хлопают в ладоши
По деревне небылицы                        
Ходит утка в юбке,           На каждое название животного загибают
В теплом полушубке,        пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка — в жилете, 
Петушок — в берете, 
Коза — в сарафане, 
Заинька — в кафтане, 
А всех их краше           
Показывают рога приплясывая.
Корова пляшет.              

За дверью слышится стук. (Сюрпризный момент)

Воспитатель вносит игрушку Домовёнка Кузю.

- Ребята, кто это к нам пришел в гости? (Домовёнок Кузька). Он мне что-то шепчет на ушко. Он очень стесняется и шепчет мне на ушко. Он узнал, что мы с вами знакомимся с культурой и традициями русского народа и решил прийти к нам сегодня в гости и сделать нам сюрприз. Давайте посмотрим, что же принёс нам в коробочке домовенок Кузька.

Воспитатель достаёт из коробки кукол в Русских народных костюмах.

- Каких красивых кукол принёс нам Кузька. Ребята, рассмотрим их. Куклы одеты в женский народный костюм.

Он состоит из рубахи и сарафана. На голове кокошник. Есть праздничный костюм, а есть повседневный, он состоит из рубахи, сарафана, может быть юбка и фартук, на голове платок или косынка. Молодые девушки на голове носили кокошник или повязку в виде ленты, а замужние женщины косынку или платок.

- А вот куклу в мужском народном костюме нам Кузька не принёс. Ребята, он что-то мне опять хочет на ушко сказать. Он просит рассмотреть его одежду, в чём он одет. Мужская одежда  - это рубаха косоворотка и порты (так назывались штаны), рубаху носили на выпуск и подпоясывали поясами, на ногах лапти. (Рассматриваем, как одет домовенок кузька)

- Одежду делали своими руками. Ткань сами ткали, выбеливали, сварачивали в рулоны, кроили, шили. Девушки и женщины рукодельничали, вышивали на одежде разные узоры. А ещё украшали избу расшитыми полотенцами (рушник).

Зимой.

- Славяне на Руси носили шубы из меха животных. Мех сохранял тепло и защищать от морозов. Шили шубы из шкур меха лисы, енота, соболя и других животных. Женщины зимой покрывали голову вязанной шалью из шерсти или теплым плотком.

Одним из важных элементов зимней одежды была шапка, шили из меха и вязали из шерсти. Особую известность получила ушанка — головной убор, закрывающий уши, который часто оформлялся вышивкой и широкими меховыми отворотами. На ногах носили валенки.

- Ребята, что-то наш домовенок заскучал. Давайте попросим домовёнка рассказать о себе.

- Домовой - это душа избы, душа любого дома, поэтому он так и называется от слова ДОМ.

- Я живу в избе за печкой и охраняю эту избу от злых духов, от плохих людей. Я люблю, когда все совершают хорошие дела и поступки. Люблю, когда хозяева хлебосольные, т.е. всегда привечают и угощают гостей.  А если кто-то делает что-то плохо в доме, то я начинаю прятать вещи, стучать и бить посуду - это будет им уроком, что так вести себя нельзя.

Изба

- А мы с вами заглянем в русскую избу.

- Вот перед нами деревянное жилище.

- Как по-другому называли жилье в старину? (терем, изба, хоромы, землянка).

- Давайте заглянем, что в ней. (Рассматривают убранство русской избы.)

Сени

- Заходим в избу и попадаем в сени (это по современному прихожая)

Горница

- Далее проходим в большую комнату, которая называется Горница. ( Это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева жили, проводили всё своё время,  встречали гостей).

В доме больше не было комнат. Спальня, по современному,  отделялась только шторкой. Вдоль стен горницы стояли лавки, рядом с ними стоял большой стол. Лавки были накрыты половиками самоткаными. На лавкой хозяева сидели, занимаясь своими делами, дети играли.

Печь

 - Что внутри этой избы? (Большая Русская печь) Она занимает почти пол избы. Печка обогревает всю избу.

- Ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку…

От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.

Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду.

Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье.

А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов (разного размера), кочерга, совок и т. д.

Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. На печи спали и даже в лютые морозы на печи было очень тепло. А также изгоняли простудные заболевания. На печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.). А топили печь Дровами!

Чугунок

 - В чём же варили еду на печи?

Использовали чугунок

Почему он так назывался, потому что он чугунный.

Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли.

 Чтобы брать горячий и тяжёлый чугунок, нужен был ухват.

Какая же утварь (посуда) была в доме?

- На Руси в древние времена использовали различные виды посуды, такие как глиняные горшки, кувшины, миски, тарелки и ложки. Также распространена была посуда из дерева, такая как кадушки, кружки и солонки. В более поздние времена начали использовать и посуду из металла, такую как медные и жестяные кастрюли.

 - Повседневно посуду использовали простую, не расписную. А вот на праздники и для дорогих гостей ставили посуду расписную.

- Когда мастера красиво расписывали посуду и наносили определённый узор – это называется народный промысел.

Игра: «Что было – что стало»

- Ребята, домовёнок Кузька хочет узнать, а какими предметами в быту пользуемся мы сейчас. Давайте покажем Кузьке и поиграем в игру:

«Что было – что стало».

Хлебосольство.

- В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это – хлебосольство. Оно состоит из двух слов… каких, ребята? (хлеб и соль). И произносят его обычно тогда, когда хотят поделится и угостить гостей всем тем, что есть у него дома. А самыми ценными продуктами на Руси были… Как вы думаете, какие продукты? (хлеб и соль). А дорогих гостей всегда встречали на пороге дома караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (картинка)

- Ребята, домовёнок Кузька просит меня обратить внимание на накрытый стол для чаепития.

- Как же на Руси накрывали на стол.

- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.

- В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. Заварка была травяная, из лечебных трав (ромашка, иван-чай) которую собирали и засушивали.  По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

Труд в старину

- Жизнь у наших предков была очень тяжелая. Почти все работали на земле, пахали, сеяли. Все делали своими руками.

- Русский народ считается очень трудолюбивый. В зимнее время женщины и девушки пряли пряжу, шили одежду, вязали. В домах электричество не было, поэтому они зажигали Лучину,  работали и пели старинные песни. И это называлось «Посиделки». Посмотрите вот на таких прялках пряли пряжу. Подвязывали кудель (шерсть, лен) и с помощью веретёшки спрядали в нити.

Женщины пряли пряжу да приговаривали: «Мы прядём, а ниточка тянется, нам работа наша нравится.»

- Мужчины с сыновьями тоже рукодельничали: из дерева вырезали различные детские игрушки и фигурки, матрёшки, ложки, посуду, разделочные доски, скалки, кадушки и т. д, а ещё и лапти плели.

- Люди это делали не толко для себя, но и на продажу. Ездили на ярморку, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия.

- На ярморке устраивали народные гуляния с песнями и хороводами. Дети играли в народные игры.

- Какие народные игры мы с вами знаем? («Прятки», «Жмурки», «Ручеёк», «Ловишка», «Колечко, колечко выйди на крылечко», «Золотые ворота», «Яблочко наливное»)

Физминутка:  Народная игра «Яблочко»

Старинные игрушки для детей

Игрушки для своих детей делали родители сами, вот как они выглядели:

  • свистульки из дерева;
  • деревянные матрёшки;
  • лошадки-качалки;
  • глиняные игрушки;
  • тряпичные куклы собранные из разных лоскутов ткани.
  • Кукла из соломы.

Все куклы, ребята, делали без лица, безликими, т.к. боялись, чтоб злой дух не вселился в куклу.

- Ребята, некоторые куклы у нас есть на выставке.

Заключительная часть

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

- Ребята, вам понравилось занятие? Что вам запомнилось?

- С какими традициями и культурой русского народа мы сегодня познакомились?

- Домовёнок Кузька что-то хочет сказать мне на ушко.

- Он хочет с нами попрощаться. Ему пора возвращаться домой. А то хозяева его потеряют. Но на прощание он принес нам материал и предлагает из него сделать вот такую куколку-пеленашку.

- Давайте, ребята попрощаемся с домовёнком Кузей.

 – До свидания!

- Подойдём к столу и я покажу, как в старину дети делали  куколку – пеленашку.

 (Дети делают куклу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ознакомление с окружающим в средней группе.

Конспект занятия  «Ознакомление с окружающим»в средней группе       на тему: «Ознакомление со свойствами стекла»Цель: познакомить детей со свойствами стекла при помо...

Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Хадаханский детский сад «Солнышко»         Конспект занятияОзнакомление с окружающим:...

Конспект открытого занятия Ознакомление с окружающим миром(подготовительная группа) "Мое Отечество-Россия!"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Доскинский детский сад»             Организованная образоват...

«Знаменательные места города Саров» План конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

Цель: Обобщение знаний дошкольников о своем городе, памятных и примечательных местах; людях, прославивших его.Задачи: Расширять и обобщать знания и представления детей о своем городе, памятных и приме...

Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

Мною представлен конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему : " Знакомство с профессией повар - кондитер". Конспект оформлен в удобной форме, в вид...

Конспект занятия ознакомление с окружающим в средней группе. Теме «Транспорт»

Формировать представление о транспорте и его видах.Дать информацию об истории появления транспортРазвивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным при...

Конспект занятия по познанию окружающего мира подготовительной группы

Сценарий занятияпо образовательной области познание, окружающий мирдля детей подготовительного возраста Тема: «Зима.  Сезонные наблюдения»  Воспитатель:Косоварова Натал...