Конспект образовательной деятельности "Как мы готовились к спектаклю", старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: развитие навыков социального взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.

 

Образовательные задачи:

- актуализировать знания детей о профессиях (швея, закройщик, модельер, дизайнер);

- предоставить возможность применить на практике полученные знания о профессиях;

- закреплять в самостоятельной деятельности умения измерять длину платья, рукава, тесьмы, использовать при выполнении сантиметр;

- содействовать усвоению представлений об особенностях уральского костюма;

- мотивировать детей к самостоятельному поиску нужной информации с помощью интернет – ресурсов;

- закрепить математические представления (знаки «+», «-«, понятия «положительно», «отрицательно», временные представления (календарь)).

 

Развивающие задачи:

- формировать начальные экономические представления;

- способствовать развитию связной речи;

- совершенствовать умения образовывать относительные прилагательные, согласовывать их с существительными (с применением методики «Круги Луллия);

- развивать умственные способности и физическое здоровье посредством выполнения определенных двигательных упражнений (технология «Кинезиология»);

- развивать детскую инициативу, способствовать  сплочению детского коллектива  (технология Л. Свирской «Детский совет»);

 - создать условия для развития  мыслительных  и аналитических операций, умения анализировать, аргументировать свои высказывания.

 

Воспитательные задачи:                                                                 

- воспитывать  умение видеть проблемную ситуацию, находить различные способы ее разрешения;

- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества, активности в работе, умения регулировать свое поведение, проявлять настойчивость и желание доводить начатое дела до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_od.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ НА МАРСОВОМ ПОЛЕ»

ДЕТСКИЙ САД

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область:

«Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Как мы  готовились к спектаклю»

                группа  общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

                                             

                                                     

          Подготовила:

                                                                              Федорова И.В.

воспитатель первой

квалификационной

          категории

        

г. Оренбург

2019  год

Тема: «Как мы готовились к спектаклю».

Цель: развитие навыков социального взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.

Образовательные задачи:

- актуализировать знания детей о профессиях (швея, закройщик, модельер, дизайнер);

- предоставить возможность применить на практике полученные знания о профессиях;

- закреплять в самостоятельной деятельности умения измерять длину платья, рукава, тесьмы, использовать при выполнении сантиметр;

- содействовать усвоению представлений об особенностях уральского костюма;

- мотивировать детей к самостоятельному поиску нужной информации с помощью интернет – ресурсов;

- закрепить математические представления (знаки «+», «-«, понятия «положительно», «отрицательно», временные представления (календарь)).

Развивающие задачи:

- формировать начальные экономические представления;

- способствовать развитию связной речи;

- совершенствовать умения образовывать относительные прилагательные, согласовывать их с существительными (с применением методики «Круги Луллия);

- развивать умственные способности и физическое здоровье посредством выполнения определенных двигательных упражнений (технология «Кинезиология»);

- развивать детскую инициативу, способствовать  сплочению детского коллектива  (технология Л. Свирской «Детский совет»);

 - создать условия для развития  мыслительных  и аналитических операций, умения анализировать, аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:                                                                 

- воспитывать  умение видеть проблемную ситуацию, находить различные способы ее разрешения;

- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества, активности в работе, умения регулировать свое поведение, проявлять настойчивость и желание доводить начатое дела до конца.

                                   

Работа над словарем: «положительно», «отрицательно», «бюджет»,  «выкройка», «закройщик», «модельер», «дизайнер»,

Предварительная работа: знакомство с профессиями швеи, закройщика, модельера, с особенностями их деятельности; обращение  детей подготовительной группы с просьбой показать им спектакль по сказке П. Бажова «Огневушка-поскакушка», чтение сказки, просмотр мультфильма; проведение «Детского совета», совместная разработка плана подготовка к спектаклю, обсуждение бюджета на покупку материала для декорации,  выбор костюмов для героев по каталогу, знакомство с особенностями уральского костюма; обращение к кастелянше Марине Николаевне с просьбой подобрать костюмы для спектакля в соответствии с выбранными детьми моделями; снятие мерок с ребенка, играющего роль Огневушки для пошива платья, выбор ткани для платья и платка, подбор тесьмы.  

Приемы руководства деятельностью детей:

    1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:   определение          проблемы и способов ее решения; целевая установка.

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе образовательной деятельности: создание мотивации для деятельности (проблемные ситуации), проведения «Детского совета», сюрпризный момент, игровые задания, кинезиологическая гимнастика.
  2. Приемы организации практической деятельности детей:  совместное выполнение игровых заданий (развитию речи, кинезиологии), поисково - исследовательская деятельность и  сотрудничество детей при выполнении заданий.
  3. Приемы поддержания интереса у детей: мотивация к деятельности (предложение поставить  спектакль по сказке), подбор костюмов, проведение «Детского совета», сюрпризный момент, чередование детской деятельности.
  4. Приемы оценки и самооценки: анализ совместной деятельности, подведение итогов – сюрпризный момент (звонок воспитателя подготовительной группы),   рефлексия.

Создание среды для организации и проведения ОД: мультимедийная техника, телефон,  костюмы для героев сказки, принадлежности для проведения «Детского совета», календарь, ткань, тесьма, выкройки, мерки, сантиметры, ножницы, мелки, карандаши,  корзина, ленты (желтые -7 штук, красные -7 штук).

Виды детской деятельности на ОД:

Исследовательская

Коммуникативная.

Познавательная.

Двигательная.

Музыкально-игровая.

Изобразительная деятельность.

Восприятие художественной литературы.

 

Планируемые  результаты:

Личностные: развитие навыков взаимодействия и сотрудничества; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками; развитие детской инициативы, сплочение детского коллектива; воспитание нравственных качеств; удовлетворенность результатами собственного труда.

Интеллектуальные: развитие навыков исследовательской деятельности; развитие общих речевых навыков, умения анализировать, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Физические: сформированность основных физических качеств  и потребность в двигательной деятельности.   

Критерии оценки деятельности детей на ОД:

  1. Активность.  
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  4. Эмоциональность.
  5. Проявление волевых усилий.
  6. Самооценка.
  7. Способность адекватно оценивать результаты деятельности.
  8. Способность аргументировать собственные высказывания.

        10.Способность самостоятельно мыслить и выбирать.

План ОД:

1.Вводная часть:  

 Вовлечение в деятельность                                                        

 - приглашение в зал с целью рассмотреть  костюмы для спектакля

- создание проблемной ситуации (нет нужного костюма для героини сказки)

2. Основная часть:

- «Детский совет» (обсуждение проблемной ситуации, поиск решений, мотивация к дальнейшей деятельности)

- создание проблемы (нет инструментов для работы)

- сюрпризный момент – появление Огневушки (на экране)

- игрового задания «Назови правильно»

- игровое задание «Сложи слово»

- поиск корзины с принадлежностями для работы

- кинезиологическая гимнастика

- практическая деятельность (выбор выкроек платья и платка в соответствии с мерками, перенос выкроек на материал, вырезание платка, отмеривание тесьмы нужной длины, создание узора для пояса)

3.Заключительная часть:

- анализ результатов деятельности

- определение перспективы дальнейшей деятельности

- рефлексия

 Длительность ОД:

 3 мин

19 мин

3 мин.

25 мин.

Ход занятия

Части ОД  

Содержание

Виды детской деятельности

1. Вводная часть:

- вовлечение детей в деятельность

- мотивация деятельности детей

- целевая установка

- проектирование проблемной ситуации

2. Основная часть:

- «Детский совет»

- выбор функциональных ролей

- создание проблемной ситуации

- сюрпризный момент

- игровое задание «Назови правильно»

- игровое упражнение «Сложи слово»

- поиск корзины

- кинезиологическая гимнастика

- практическая деятельность

3. Заключительная часть:

- анализ результатов деятельности

- подведение итогов

- определение перспективы дальнейшей деятельности

- рефлексия

Предварительная работа.

Утром дети и воспитатель получают приглашение прийти в зал и посмотреть костюмы для действующих лиц спектакля.

Перед тем, как дети зайдут в зал, на экране - видеосюжет:

Диктор: Добрый день! В эфире новости культуры. Скоро в детском саду на Марсовом поле состоится спектакль по сказке Павла Бажова «Огневушка-поскакушка». В спектакле принимают участие ребята группы «Солнышко». Премьера состоится 6 мая. А пока полным ходом идет подготовка к спектаклю: распределяются роли, шьются сценические костюмы, изготавливаются декорации, проходят репетиции. Следите за афишами.

На экран выводится афиша спектакля.

Дети заходят в зал. У воспитателя в руках каталог сценических костюмов, книга сказок П. Бажова. Один из детей  держит в руках планшет и лист со списком костюмов для  героев сказки. В зале дети встречают гостей, приветствуют их.

В-ль: Предлагаю подойти к костюмам, рассмотреть их.  

Подходят к костюму № 1 (детский, на мальчика).

В-ль: Ребята, как вы считаете, этот костюм какому герою сказки подойдет? 

Дети: Костюм подойдет мальчику Федюньке.

В-ль: По какому признаку вы этот определили?

Дети: Костюм такого фасона, какой мы выбрали и он маленького размера, подходит  мальчика.

В-ль: Все согласны с этим? Обращается к ребенку с планшетом: Отметь, пож-ста в списке знаком «плюс» костюм Федюньки.

В-ль обращает внимание на  костюм № 2 (мужской, взрослый): А

этот костюм для какого героя?

Дети: Он для деда Ефима.

В-ль: Объясните, почему вы так решили.

Дети: Костюм  большого размера, мужской, фасон такой, как мы выбрали.

В-ль просит ребенка отметить в списке костюм знаком «плюс».

Подходят к костюму № 3 – маска филина и накидка.

В-ль: Кто из героев наденет данный костюм?

Дети: Этот костюм для Филина.

В-ль: Согласна с вами. Отметим и  его в списке. Напомните, пож-ста,  сколько действующих лиц в нашем спектакле?

Дети: В спектакле четыре героя.

В-ль обращается индивидуально к ребенку: Сколько мы уже подобрали костюмов?

Ребенок: Мы подобрали три костюма.

В-ль: Сколько еще не хватает костюмов для спектакля?

Дети: Не хватает одного костюма.

В-ль обращается индивидуально к ребенку: Для какого героя мы пока не нашли костюма?

Ребенок: Не нашли костюм для Огневушки-поскакушки.

В-ль обращает внимание детей на костюм № 4 (взрослый женский, голубого цвета). Посмотрите, здесь  еще один костюм. Думаю, он подойдет для  Огневушки. Вы согласны со мной?

Дети: Нет! Этот костюм не подойдет для Огневушки!

В-ль: Почему?

Дети: Мы выбрали материал для костюма оранжевого цвета, а этот костюм - голубой.  И он большого размера, а Огневушка – маленькая девочка.

В-ль: Почему  так произошло? Мы мерки с Евы, которая будет играть роль Огневушки сняли, ткань подобрали. Все отдали Марине Николаевне.

Дети делают предположения: наверное, Марина Николаевна потеряла мерки и образец ткани.

В-ль: Как же быть? Мы не можем оставить героиню сказки без костюма. У меня есть два варианта решения этой проблемы. 1 – так как костюм на взрослого у нас уже есть -  заменить Еву и пригласить на роль Огневушки воспитателя. Хотели бы вы, чтобы роль маленькой Огневушки сыграла взрослая тетя?

Дети: Нет! Не согласны!

В-ль: Вариант № 2 – не менять актрису и самим решить проблему с костюмом. Какие у вас предложения?

Дети высказывают свои предложения - купить в магазине, заказать в ателье, спросить в другом саду и т.д. Воспитатель выслушивает их.

В-ль: Предложений много, надо разобраться, какое из них нам подойдет. Что мы с вами делаем, если возникает проблема? Как находим способы ее решения?

Дети: Мы проводим «Детский совет».

В-ль звонит в колокольчик: Объявляю «Детский совет» (подходит к мольберту).

В-ль: Обратите внимание, здесь написаны все ваши высказывания. Разберем их по очереди, отметим, какие варианты нам подходят, т.е. они «положительные» знаком +, а какие нет – «отрицательные», знаком -.

(на мольберте  -  лист с надписями «Купить в магазине», «Заказать в ателье», «Сшить самим»). Дети читают, рассуждают, делают вывод – положительный или отрицательное решение (ставят напротив + или 1).

В-ль обращается индивидуально: Прочти, пож-ста, вариант № 1.

Ребенок читает: «Купить в магазине».

В-ль обращается индивидуально: Можно тебя попросить подойти к ноутбуку и посмотреть в Интернет-магазине, сколько стоит костюм для  Огневушки. Мы с ребятами тоже посмотрим, потом сравним цены.

Ребенок подходит к ноутбуку, ищет (ей помогает Е.Ю.). В это время остальные дети вместе с в-лем на планшете также находят костюм.

В-ль: Сколько стоит костюм?

Ребенок: Костюм стоит семь тысяч.

В-ль обращается к детям: А мы по какой цене нашли костюм?

Дети: Мы нашли за пять тысяч.

В-ль: Кто же нашел костюм дешевле –мы или … (имя ребенка)?

Дети: Мы, …. нашла костюм дороже.

В-ль: Сколько я планировала потратить в апреле на подготовку к спектаклю?

Дети: Одну тысячу рублей.

В-ль: Хватит ли нам этой суммы?

Дети: Нет.

Дети делают вывод: этот вариант не подходит. Он отрицательный.

В-ль обращается индивидуально: Поставь напротив варианта № 1 соответствующий знак.

Ребенок ставит  «минус» (отрицательно).

В-ль обращается индивидуально: Прочти, пож-ста, второй вариант.

Ребенок читает: «Заказать в ателье».

В-ль: На какое число назначен спектакль?

Дети: Спектакль назначен на 6 мая.

В-ль обращается индивидуально: Можно попросить тебя посчитать по календарю, сколько  рабочих дней осталось до премьеры?

Ребенок считает: До премьеры осталось 4 рабочих  дня.

В-ль: Успеют ли в ателье  сшить за такой срок?

Дети: Нет, не успеют! Мало времени осталось.

Дети делают вывод: вариант № 2 также не подходит. Он отрицательный.

В-ль обращается индивидуально: Оля, поставь напротив пункта № 2 соответствующий знак  - «минус» (отрицательно).

В-ль: Обсудим вариант № 3. Обращается индивидуально к ребенку: Пожалуйста, прочти его.

Ребенок читает: «Сшить самим».

В-ль: А вы уже умеете шить?

Дети: Нет, пока не умеем.

В-ль: Одна справиться Марина Николаевна не  успеет. Как быть?

Дети: Мы можем ей помочь!

В-ль: Как?

Дети говорят, что умеют  подбирать выкройку, переносить его на материал, отмерять тесьму нужной длины, нарисовать узор для пояса.

В-ль обращается индивидуально: На твой взгляд, вариант № 3 «Сшить самим» нам подходит? Он положительный или отрицательный?

Ребенок: Да, этот  вариант нам  подходит, он положительный!

В-ль: Вы все согласны с этим?

Дети: Да!

В-ль: Поставь соответствующий знак напротив этого варианта.

Ребенок ставит « плюс» (положительно).

В-ль обращает внимание детей на организованные рабочие места (столы с разложенными на них отрезами ткани, выкройками, тесьмой, заготовками для составления узора для пояса, нарукавниками), предлагает пройти к ним.

Дети подходят  к столам, рассматривают.

В-ль: Предлагаю не  терять времени, приступить к работе. Напомните, какие мастера выполняют работу в ателье?

Дети: В ателье работают  швея, закройщик, модельер.

В-ль: Вы не будете против, если я возьму на себя роль старшего мастера и распределю между вами работу?

Дети: Не будем против!

В-ль подходит к первому столу, на нем лежит отрез оранжевого цвета, три выкройки платья разного размера, нарукавники.

В-ль: Как вы считаете, какой вид работы будут выполнять мастера за эти рабочим столом?

Дети: Переносить выкройку нужного размера на ткань, для платья.

В-ль: Я предлагаю (называет 2х детей) вам заняться этим. Вы не против?

Дети: Нет.

В-ль: Тогда оставайтесь у этого стола, включайтесь в работу. Только не забывайте, что нужно знать точные мерки.

В-ль с остальными детьми подходит ко второму столу. На нем - отрез желтого материала, три квадратов различного размера (выкройки платочка)

В-ль: Скажите, а желтый  материал для чего предназначался?

Дети: Для платочка Огневушки.

В-ль обращается к ребенку: Можно тебя попросить выкроить платочек?

Ребенок соглашается, в-ль предлагает ему остановиться у стола и начать выполнять работу. Также напоминает о мерках.

Подходят к третьему столу. На нем разложена тесьма различных цветов.

В-ль: Чем же будут заниматься мастера здесь?

Дети: Отрезать тесьму нужного цвета.

В-ль предлагает двум детям заняться этим видом работы.

С оставшимися детьми воспитатель подходит к последнему столу. На нем лежит красный пояс и бумажные полоски с недорисованным орнаментом.

В-ль: Что же за этим столом нужно сделать мастерам?

Дети: Создать узор для пояса.

В-ль обращает внимание детей, что на бумажной полоске узор уже нарисован, но только до половины. Его надо продолжить.

На каждом этапе в-ль уточняет названия профессий – закройщик, дизайнер, модельер.

В-ль: Предлагаю приступить к работе! Решают взяться за дело, но сталкиваются с  проблемой - нет мерок, сантиметров, ножниц, карандашей.

Неожиданно раздается смех (запись смеха Огневушки). На экране появляется Огневушка-Поскакушка (видеозапись).

О: Ну что, девочки и мальчики, сказку решили про меня показать? Хорошее дело задумали! Да вижу, трудности у  вас - костюм мой не сшит! Помогу вам.

Только поиграйте со мной вначале:

Круг большой скорей берите и на пол его кладите.

Ведущий карточки возьмет, и на круг он их кладет.

А потов  вокруг встаем, друг за другом все идем!

Только музыка смолкает  - все на месте замирают.

И теперь не зеваем – наряд верно называем, Ведущий букву  открывает.

Слово правильно сложите – все, что нужно для работы найдите! Удачи!

На экран выводится картинка с изображением Огневушки.

В-ль: Ребята, будем играть? Для чего нам это нужно?

Дети: Огневушка поможет найти нам все, что нужно для работы!

 В-ль кладет на середину зала большой круг, поделенный на 8 секторов. В каждом секторе – по одной надписи (название ткани). Дети встают вокруг, в-ль раскладывает карточки с изображением  предмета одежды. На оборотной стороне карточки – по одной букве. Воспитатель  напоминает условия игры, звучит музыка, дети идут по кругу. Музыка  замолкает, дети останавливаются напротив какого-либо сектора. По очереди  дети читают название ткани, называют одежду (например, «юбка джинсовая», «брюки шерстяные» и т.д.)

По окончании игры воспитатель предлагает взять карточку, перевернуть ее и назвать букву.

В-ль: Напомни, что теперь нужно нам сделать?

Дети: Надо из букв сложить слово.

Дети складывают на столе слово, читают  «КОРЗИНА».

В-ль: Так вот какая нам подсказка от Огневушки! Ребята, вы видите корзину?

Дети осматриваются, замечают, стоящую на подоконнике корзину.

В-ль обращается индивидуально: Принеси ее нам, пожалуйста!

Ребенок выполняет просьбу воспитателя.

В-ль берет корзину, ставит ее на стол, демонстрирует детям содержимое  (разложено  – мерки, мелок, сантиметр (а), мерки, сантиметр, ножницы (б), мерки, 2 сантиметра, 2 ножниц, 2 мелка (в),  цветные карандаши (г). Просит детей пройти к рабочим местам, достает необходимые предметы из корзины, спрашивает, кому какие предметы необходимы для работы, отдает их детям.

В-ль: Перед началом работы предлагаю настроиться.

Проводится кинезиологическая гимнастика:

- «Пальчики здороваются»

- «Колечки»

- «Не зевай, задание правильно выполняй!»

По окончании, дети  проходят к столам, по желанию берут стулья, садятся.

В-ль: У каждого работника есть инструкции, схемы для работы. Для мастеров в ателье также есть схема последовательности пошива одежды. Она будем у вас перед глазами (на экран выводится алгоритм изготовления одежды).

В-ль напоминает, что нужно соблюдать тишину, при затруднении обращаться к старшему мастеру за помощью – поднимать руку.

Дети приступают к выполнению задания, в-ль наблюдает за ходом работы, помогает при необходимости, дает советы.

По мере завершения выполнения заданий, дети поднимают руку, объявляют об этом. Воспитатель подходит, спрашивает, как сам ребенок оценивает результаты своего труда, справился ли.

Неожиданно раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку, выслушивает, говорит детям, что звонит воспитатель подготовительной группы, беспокоится, не отменят ли спектакль – ведь костюма для героини нет!

Воспитатель просит детей сообщить о том, что все в порядке, проблему решили, просит рассказать каким  образом это сделали (разговор происходит как-бы на «громкой связи»).

В-ль: Ребята, важно ли то, что сегодня мы с вами делали? Почему?

Дети отмечают важность их деятельности – не подвели товарищей, не стали менять актера, нашли совместно выход из трудной ситуации.

В-ль предлагает сложить все в корзину, чтобы отнести Марине Николаевне и продолжать дальнейшую подготовку к спектаклю.

Неожиданно замечает на дне корзины ленты.

В-ль: Оказывается в корзине еще и ленты лежат! Эта нам  сюрприз от Огневушки. Предлагаю взять каждому по одной ленточке: если  вы со всем справились, возьмите желтую ленту, а если было затруднительно  - красную.

Дети берут по одной ленте.

В-ль: Я наблюдала за вами и считаю, что вы все молодцы. А теперь нам пора пойти к Марине Николаевне и отнести корзину ей.  

Длительность ОД  - 25 минут

Коммуникативная

Познавательная

Восприятие художественной литературы

Двигательная

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Музыкально-игровая

Восприятие художественной литературы

Изобразительная деятельность

Коммуникативная

Двигательная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по конструированию "Дом Дружбы" старшая группа

В ходе образовательной деятельности дети закрепляют умение узнавать детали конструктора , соотносить из со схемами- развертками, закрепляют умение анализировать контурную схему постройки и расчленять ...

Конспект образовательной деятельности по познанию (ФЭМП) в старшей группе на тему: "Встречаем веселых гостей - Машу и Медведя"

Программное содержание:Образовательная область "Здоровье":- в промежутках между занятиями проводить физкультминутки.Образовательная область "Познание":- учить понимать отшошения между рядом стоящими ч...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: Я люблю тебя, Россия.Задачи: Воспитание патриотических чувств – любви к родной Отчизне, уважение к флагу, гимну России, гербу. Закрепить знания о российском флаге, гимне. Познакомить с государст...

Конспект образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с общим недоразвитием речи Тема: «Воздушный змей»

В конспекте представлена работа с операционными картами по изготовлению поделки воздушный змей....

Конспект образовательной деятельности к 23 февраля в старшей группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (рисование, конструирование) Тема: «Самолёт будущего».

Конспект образовательной деятельности к 23 февраля в старшей группеОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (рисование, конструирование)Тема: «Самолёт будущего»....

Конспект образовательной деятельности итоговое интегрированное занятие в старшей группе №8 по теме: «Радугу соберёшь – в подготовительную группу попадёшь!»

Занятие для детей старшего возраста, проводится в конце учебного года. Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год.Задачи:Обучающие:-...