Путешествие в мир обуви
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Васенева Жанна Николаевна

«Путешествие в мир обуви»

 

Цель

Дать детям представление об истории возникновения обуви и её изменении с течением времени.

Задачи

Обучающие:

Закрепить обобщающее понятие «обувь», виды обуви.

Рассказать о возникновении обуви, проследить за её историей развития.

Обсудить: люди каких профессий участвовали в изготовлении обуви, и как изменились эти профессии сегодня.   

Развивающие:

Развивать память, внимание, мышление и воображение детей, обогащать их словарь по теме занятия.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предметам окружающего мира, учить оценивать удобство и функциональность вещей (обуви).

Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей, понимание важности труда, приносящего людям пользу.

Ход

Воспитатель. Давным-давно жили на свете первобытные люди и ходили они по земле босиком. И вот однажды человек понял, что передвигаться босиком ему неудобно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, приходилось ему ходить и по острым камням, и по мокрой траве, и по горячему песку, и по ледяному снегу. Поэтому человек решил свои ноги защитить. А какие материалы могли использовать древние люди для изготовления такой защиты? (Ответы детей). Да, скорее всего началось всё с куска дерева, травы, полосок кожи или плоских кусочков коры. Человек прикреплял их к подошвам ног бечевкой, а концы заматывал вокруг лодыжек. Была ли такая обувь удобной для ношения и долговечной, как вы думаете? (Ответы детей). Вы правы: стопу она защищала плохо и была неудобной. Поэтому приходилось проявить еще большую изобретательность.

Воспитатель. Чуть позже человек додумался до сандалий (кора сандалового дерева). Известно, что открытые сандалии появились в Египте, Риме и Древней Греции. Так жители этих стран защищали свои ноги от воздействия горячего песка. Постепенно сандалии усовершенствовались, для удобства ношения, появлялись на них ремешки, а позже и украшения. Стали изготавливать как открытую, так и закрытую обувь. А еще позже появилась обувь для правой и левой ноги. Но она продолжала оставаться роскошью, была доступна только богатым гражданам. Поэтому многие люди продолжали ходить босиком.Обувь в основном носили воины, путешественники и пастухи, чьи ноги часто сталкивались с неровностями и трудностями пути больше других, а также представители высших сословий (знатные и богатые люди). Чем богаче был человек, тем удобнее и привлекательнее была его обувь.Шли времена, и люди придумали что-то вроде ботинок. Эти ботинки, предназначенные для богатых людей и вельмож, имели очень длинные носы, причем, чем длиннее был нос (мысок) башмака, тем престижнее считалась обувь, и тем респектабельнее был ее владелец. Простым горожанам не разрешалось иметь обувь длинными носами. Как вы думаете, они очень переживали по этому поводу? (Ответы детей). Я тоже думаю, что нет: посмотрите, какие длинные носы, в таких ботинках только спотыкаться.

Воспитатель. Ребята, мы заглянули в самое начало истории, но ведь вы уже знаете, какое множество видов современной обуви существует. Я предлагаю вам игру с мячом «Скажи одним словом»

Игра «Речевая разминка» на образование прилагательных. Дети встают в колонну перед воспитателем. Воспитатель бросает мяч с вопросом, ребенок, перебрасывая мяч обратно воспитателю – отвечает и перебегает в конец колонны.

Пример: обувь для мужчин – мужская

обувь для детей – детская

обувь для ношения дома – домашняя

обувь для ношения весной и осенью – демисезонная

и т.д.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вот видите, как много видов обуви существует на сегодняшний день. А я хочу вам напомнить еще про один вид – национальная обувь (народная). У каждого народа она своя. Вот мы с вами живём в какой стране? (Ответы детей). Правильно, в России, раньше говорили на Руси. И у нас, россиян (а раньше говорили русичей) тоже есть национальная, исконно русская обувь. Кто знает, что это за обувь, как она называется? (Ответы детей).  (лапти,валенки)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, из чего плелись лапти? (Ответы детей) Лапти плелись из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), изготавливались из бересты. Иногда для прочности в древесные волокна вплетались кожаные ремни. Лапти обувались на портяные и шерстяные подвертки (онучи, или опорки) и подвязывались крест-накрест до колена. Лапти обувь дешевая (нарви лыка в лесу, да плети) и быстро изнашиваемая. Летом лапти носили 4-7 дней (работали в поле, лапти быстро изнашивались), а зимой 3-4 недели (больше времени проводили в избе, да на дворе).

А из чего делали валенки? (ответы детей). Валенки – от слова «валять». Валенки изготавливались (валялись) из овечьей шерсти, процесс этот довольно трудоемкий, да и овцы были не у всех. Раньше на Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой.

Упоминание о лаптях и валенках встречается во многих русских сказках, потешках, загадках, частушках, поговорках, пословицах. Я предлагаю вам сейчас размять свои ножки и потанцевать под русские народные песни «Эх, лапти мои» и «Валенки».

Физминутка

Мы на полку обувь ставим ( наклоны)

А потом ее считаем (сгибают пальцы по порядку)

Сапоги,кроссовки,туфли

Шлепанцы, сандали в кухне

Босоножки,кеды,боты

И галоши, и батфорты

Посчитай ,скажи ответ (руки согнуты в локтях,руки перед грудью,пальцы раздвинуты)

Знаешь,сколько или нет? (спрятать руки за спину, поворачивать головой)

Воспитатель. Прошло много лет и стали появляться большие фабрики по производству обуви. На них работает много людей, каждый из которых выполняет свою работу: одни придумывают модель обуви, другие изготавливают верхнюю часть, одни приклеивают подошву, другие упаковывают готовую обувь в коробки и т.д. На фабриках людям помогают специальная техника, которая выполняет высокоточную, сложную работу. Но к сапожникам (обувным мастерам) люди обращаются до сих пор, чтобы отремонтировать обувь.

Подведение итогов

Что вы узнали в сегодняшнем путешествии?

Из чего и зачем первобытный человек материл себе обувь?

Кто ремонтирует обувь?

Какую исконно русскую обувь вы знаете?

Дети отвечают на вопросы, воспитатель хвалит детей за активность на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuv.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Обувь из медвежьей шкуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель.

Формирование целостной картины мира, по лексической теме "Обувь" в подготовительной группе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель» для детей 5-7 лет.

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мира«Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»...

ООД "Путешествие в страну обуви" старшая группа

Интегрированное занятие в старшей группе "Путешествие в страну обуви". Область интеграции: познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие....

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Путешествие в страну обуви вместе с Кузей»

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Обувь»Задачи: Закрепить знания о назначении обуви;Провести связь обуви с временами года;Повышать познаватель...

"Путешествие в мир обуви"

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в мир обуви" (старшая группа)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»

Дать детям представление об истории возникновения обуви и её изменении с течением времени....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое обуви»

Цель: Познакомить детей с прошлым обуви, побудить к пониманию ее назначения, функции и необходимости в жизни человека;Закрепить умение узнавать дерево, глину , кожу, определять их признаки (прочность ...