Волкова Н.А. Март 1 неделя. Март-зимобор. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Женский день». Природоведческая тема «Март-зимобор».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Весна. Март, 1 неделя.

Тема недели «Женский день».

Природоведческая тема «Март-зимобор».

“Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека”.

Вольтер

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Познакомить детей с первым месяцем весны.
  • Расширять и обогащать знания детей об изменениях в природе.
  • Расширять представления детей об явлениях природы, о их значении в нашей жизни.
  • Расширять знания детей о поведение птиц весной.
  • Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование).
  • Формировать реалистические представления детей о птицах.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды.
  • Обогащать природоведческий словарь детей
  • Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев.
  • Развивать познавательный интерес детей
  • Воспитывать желание детей заботится о птицах.
  • Воспитывать бережное отношение детей к птицам.

Фенологический календарь природы.

Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.

Перелом зимы (примерно с 15 февраля по 17 марта) — Перелом зимы намечается с резким приростом светового дня, когда солнце не только ходит выше, но и заметнее греет. На полдневной стороне крыш капель звенит, сосульки отращивает. Снег осел, поверху подёрнулся настом — твёрдой коркой. Зима на переломе.

Март, 1 неделя.  

Тема «Март-зимобор».

День недели

Дневная прогулка

Дополнительно

Понедельник

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение

 «Зима или Весна».

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Игровое упражнение

 «Песенка овсянки».

(3 марта)

Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц весной.

Вторник

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение

«Март – зимобор».

Познакомить детей с первым месяцем весны.  

Среда

Наблюдение за погодой.

Наблюдение

«Погода в начале марта».

Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды.

Четверг

Наблюдения за птицами.

Наблюдение

«Почему весной птицы поют?»

Формировать реалистические представления детей о птицах.

Пятница

Наблюдения за птицами.

Целевая прогулка

 «В Иванов день птицы

гнёзда обретают».

(9 марта).

Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование).

Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.

Наблюдение «Зима или Весна».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей об изменениях в природе. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите, что вы чувствуйте? Дети делятся своими впечатлениями.

Выпал в марте снег.

Не тает.

Хорошо, что нет пурги.

Это срочно возвращает

Зимушка–Зима долги

Н. Полярис

Дети, сегодня первый день марта. Март – это весенний месяц. Весна – время года, которое приходит после зимы. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).

— Холод, стужа да морозы, снегопады и метели – всё это приметы зимы. Дети, как вы считаете, по приметам сегодня зима или весна? (ответы детей).

— Сегодня холодно, дует холодный ветер. По календарю весна, а по приметам зима. Загостилась Зима у нас, не хочет уходить. Но Весна хитра, потихонечку, полегонечку, да прогонит Зиму. Когда вместо холода придёт… что? (ответы детей).

— Вместо снега из туч пойдёт… что? (ответы детей).

— Когда наступит тепло, пойдёт дождь – тогда и придёт весна. Дети, как мы определили, что погода зимняя? (ответы детей).

Вывод. Зима или Весна нам подсказали приметы. Дети весну ожидаем, за погодой наблюдаем.

Весёлые упражнения «Бокогрей».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Месяц звали «бокогреем»:

Руки на пояс.

Только солнышко пригреет,

Руки вверх.

И затихнет вдруг метель,

Руки в стороны.

Как затренькает капель.

Руки вперёд, движения вверх-вниз, ловим капельки.

С одного лишь греет бока,

А с другим – одна морока:

Руки на пояс.

Мёрзнет, сущая беда!

Присесть, обхватить себя руками.

Кончится ль зима когда?

Марина Халеева

Встаём прямо. Руки вверх.

По желанию детей упражнения повторяются.

Игровое упражнение «Песенка овсянки».

(3 марта)

Задачи. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц весной. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Развивать слуховое внимание, память детей. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Упражнение. 

Вы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне,

И нет тех песенок чудесней.

— Наступила весна. Всё ярче светит солнышко, тает снег. Птицам стало жить веселее. День длиннее, корм найти легче. Радостным пением встречают птицы весну. Дети, в народном календаре 3 марта славили красивую солнечную птичку овсянку. Овсянка – маленькая, с жёлтым оперением, птица. Сам бог Солнца – Ярило послал овсянку на Землю возвещать песней о приходе тепла.

        Если ранней весной, когда темнеет снег и зеленеют проталины, выйти на просёлочную дорогу и послушать… то вскоре услышишь: «Синь-синь-синь!». Это на кусте вербы поёт желтогрудая овсянка.  «Синь-синь-синь!», – всё чаще вызванивает она. Невольно оглядываешься по сторонам, и верно: вокруг бездонная синь. Синие дали в перелесках. Синее, васильковое небо над головой. А из оврага поднимается и медленно течёт по лугу синий туман.

Александр Барков «Голоса весеннего леса».

— Дети, песенку овсянки запоминаем «Синь-синь-синь!», тепло призываем, весело напеваем «Синь-синь-синь!»  Педагог чётко произносит слоги.

— Песенку овсянки, дети, повторите, слоги чётко произнесите.

Дети поочерёдно повторяют песенку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Очаровательно! Птичьи трели изобразили, песню овсянки повторили.

Наблюдение «Март – зимобор».

Задачи. Познакомить детей с первым месяцем весны. Расширять знания детей об изменениях в природе. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите, что вы чувствуйте? Дети делятся своими впечатлениями.

Дети, кто помнит, какой сейчас месяц? (ответы детей).

Март – это весенний месяц. Но к сожалению, зима ещё не ушла от нас. Поэтому в народе март прозвали «зимобор». Дети, как вы думаете, почему март так назвали? (предположения детей).

Зимобор – с зимой борется.

Здравствуй, март наш зимобор,

Первые проталинки

завиднелись,

косогор

стал какой-то маленький.

Зря старается февраль, –

Не страшны метели,

Засинелась неба даль

И звенят капели.

На реке-то слышен звон,

А в народе знают, –

Щука лёд крушит хвостом, –

Зиму прогоняет.

Анна Гайдамак

— Дети, что помогает марту бороться с зимой? (ответы детей).

Солнце весной пригревает, тепло на Землю посылает. Дети, а сегодня у нас выглядывает солнце из-за туч? (ответы детей).

Дети, как солнце помогает марту зиму побороть? (предположения детей).

Солнце холод и стужу прогоняет, воздух согревает. Дети, что мы узнали о марте? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что март – первый весенний месяц. В народе март называют зимобор, потому что март с помощью солнца прогоняет холод и стужу.

Весёлые упражнения «Бокогрей».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Месяц звали «бокогреем»:

Руки на пояс.

Только солнышко пригреет,

Руки вверх.

И затихнет вдруг метель,

Руки в стороны.

Как затренькает капель.

Руки вперёд, движения вверх-вниз, ловим капельки.

С одного лишь греет бока,

А с другим – одна морока:

Руки на пояс.

Мёрзнет, сущая беда!

Присесть, обхватить себя руками.

Кончится ль зима когда?

Марина Халеева

Встаём прямо. Руки вверх.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Погода в начале марта».

Задачи.  Расширять представления детей об явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, мы видим, ощущаем, какая сегодня погода. Погода – это холодно или тепло, ясно или пасмурно, идёт снег или дождь, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).

— Погода в начале марта напоминает зимнюю. Дети, как от холодной, ветреной, сырой погоды мы защищаемся? (ответы детей).

— Холодной, ветреной, сырой погоды не избежать, поэтому нужно одежду правильно подбирать. Специальная одежда, куртки с капюшоном, комбинезоны, хорошо защищает нас в сырую, ветреную погоду. Дети, как вы считаете, почему нужно зачищать себя от мокрого снега или дождя? (ответы детей).

— Сухая одежда тепло сохраняет, здоровье наше охраняет. Дети, о погоде не забывайте, здоровье своё охраняйте. Дети, что мы узнали о погоде в начале марта? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что погода в начале марта холодная, ветреная, сырая. Она опасна для нашего здоровья.

Весёлые упражнения «Ветер».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Ветер южный прилетел,

И тихонечко пропел:

На носочки ты вставай,

Облака ты разгоняй.

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Руки вперёд, ладони вверх.

Встаём на носочки, руки вверх,

Движение рук слева-направо.

Ветер северный летел,

В наши уши он свистел:

Береги здоровье, детка

Не то ждёт тебя, таблетка!

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Ладонями прикрываем уши.

Руки вперёд, ладони вверх.

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

Мы здоровье сберегаем,

Спинки плотно закрываем,

Ветер, ветер пролетай,

И гулять нам не мешай.

Руки за спину, прыжки на двух ногах.

Руки на пояс, шагаем на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Почему весной птицы поют?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Расширять знания детей о поведение птиц весной. Вызвать желание детей слушать пение птиц. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, умение различать на слух голоса птиц. Воспитывать желание детей заботится о птицах.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите? (ответы детей).

— Наступила весна. Всё ярче светит солнышко, тает снег. Птицам стало жить веселее. День длиннее, корм найти легче. Радостным пением встречают птицы весну.

Вы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне,

И нет тех песенок чудесней.

— Дети, как вы думаете, почему весной птиц поют? (предположения детей).

— Для птиц весенние песни – это очень серьёзное и важное дело. Поют только самцы. Весной маленький певун во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял этот участок!» Своей песней птица устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. А если рядом раздаётся песня соперника-сородича, хозяин участка, распушив перья, кинется на него и прогонит. Есть у птичьей песни ещё одно назначение. Самец-папа, подыскав подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать самку, маму будущих птенцов. Он поёт: «Я нашёл отличное место для гнезда. Здесь много корма. Лети скорее сюда. Мы вместе построим гнездо и будем расти птенцов». Послушает птица-мама одну песенку, послушает другую, какая песня ей понравится, туда она и полетит.

— Дети, что мы нового узнали о птицах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что весной птицы поют, чтобы привлечь внимание друг друга.

— Дети, как вы думаете, нам продолжать подкармливать зимующих птиц или нет? (ответы детей).

— Снег покрывает землю, насекомых нет – птицам нужна наша помощь. Педагог насыпает корм в кормушки.

— Дети, за птицами наблюдайте, интересное замечайте.

       В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях.

 Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Целевая прогулка по участку детского сада

«В Иванов день птицы гнёзда обретают».

(9 марта).

Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Поддерживать интерес детей к народным приметам. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательный интерес.

Беседа. 

— Дети, в путешествие приглашаю, за птицами понаблюдать предлагаю. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят изменения в поведении птиц. Вспомним тайну орнитологов.

Тайна орнитологов.

  • Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
  • Не нужно подбегать к птицам, мешать им отдыхать или кушать.
  • Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Во время прогулки вокруг здания детского сада, педагог обращает внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

— Дети, весной воробьи галдят – места для гнёзд делят. Сегодня, 9 марта, по народному календарю – Иванов день. Народные приметы говорят, что в Иванов день птица гнездо обретает. Как вы думает, что это означает? (предположения детей).

В Иванов день птицы гнездо обретают. Обретает, то есть птица подыскивает место для гнезда, начинает строить. Дети, как вы считаете, почему птицы строят гнёзда? (предположения детей).

— Птицы заботливые родители. Гнездо – это птичий домик, домик для птенцов. Разные птицы строят гнёзда по-своему, но чаще всего гнездо напоминает чашу, сплетённую из веток и травы. Внутри гнездо выстлано свежей травой и пухом. Дети, как вы думаете, где птицы строят гнёзда? (предположения детей).

— Птицы строят гнёзда в укромном месте: на земле и в кронах деревьев, под крышами домов и в обрывистых берегах рек. Люди помогают птицам: поправляют старые скворечники в садах, сооружают новые.  Народная примета говорит, если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне — лето будет холодным. 

— Дети, что мы нового узнали о птицах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что весной птицы строят гнёзда.

— Дети, за птицами наблюдайте, интересное замечайте.

       В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях.

 Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....