КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Наш дом- Земля» с детьми подготовительной группы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_dom-_zemlya.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №59 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического

развития детей   Калининского района Санкт-Петербурга.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Наш дом- Земля»

с детьми подготовительной группы

Используемые технологии:

                           - здоровьесберегающие технологии;

                       - технологии проектной деятельности;

          -технология исследовательской деятельности;

   - информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровая технология;

- технология «ТРИЗ»;

- технологии предметно – развивающей среды.

Воспитатель:

Сурменок Ольга Михайловна

Санкт-Петербург

                                                                2022

Тема: «Наш  дом- Земля»

Цель: Расширить представления детей о планете Земля.

Задачи:

- формировать желание любить и беречь Землю, воспитывать чувство гордости за свою планету;

- расширять представления детей об охране природы, дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь;

- развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление;

-побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений;

-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, активизировать словарь детей новыми словами.

Предварительная работа:

- рассматривание атласа мира, карты мира;

- беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна», «Значение воздуха для природы и человека».

- наблюдения на улице за живой и неживой природой, за явлениями природы;

- разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе, пословиц и поговорок про Землю;

- проведение экспериментов с водой и воздухом.

Материал и оборудование:

-  сундучок и глобус;

- карточки с иллюстрациями – ягоды, орехи, грибы, деревья, животные;

- плакаты: «Охрана природы», «Береги природу»;

- схемы-модели;

- клубок, картинки к дидактической игре «Паутина жизни»;

- магнитофон и аудиозаписи, ноутбук;

- рисунки с проблемными ситуациями;

- инструменты и атрибуты для исследовательской деятельности «Загрязнение почвы»;

- инструменты и атрибуты для практической работы «Посади дерево».

Ход НОД:

1.Организационный момент

Дети встают в круг, протянув руки вперёд  соединить их в центре круга. Тихо  постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Воспитатель вместе с детьми:

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

Звучит спокойная музыка, воспитатель читает стихотворение.

Я узнал, что у меня,

Есть огромная семья,

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок,

Речка, небо голубое,

Это всё моё, родное,

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!

2.Основная часть

Воспитатель выносит сундучок.

Ребята, сегодня я приготовила для вас сюрприз. Он спрятан в этом сундучке. Отгадайте, что там.

На ноге стоит одной

Крутит – вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Что это? (ответы детей) (глобус)

Верно, это глобус, маленькая модель огромной земли, где живем все мы.

Сегодня речь мы поведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом,

Где мы с рождения живём.

Посмотрите на глобус. В какие только цвета он не раскрашен – голубой и белый, желтый и зеленый. Это сделано для того, чтобы глобус мог как можно больше и понятнее рассказать нам о Земле.

Посмотрите, какого цвета на глобусе больше всего? (ответы детей)

Верно, голубого.

 Как вы думаете, что обозначено голубым цветом? (ответы детей)

Правильно: моря и океаны, реки и озера.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Кому в природе нужна вода? (ответы детей)

Показ  схемы-модели (Человеку, деревьям, животным)

На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней.

Для чего нам нужна вода? (ответы детей)

(Что бы жить, расти крепкими…..)

Как человек использует воду? (ответы детей)

Показ схемы- модели «Использование воды»

(Пьет, моется, стирает…)

А какая нам нужна вода, для того чтобы мы были здоровыми, крепкими. (ответы детей) (Чистая)

 А может ли человек употреблять грязную воду? (ответы детей) (Нет)

Почему? (ответы детей) (В грязной воде много микробов, можно заболеть)

Давайте мы с вами проведем эксперимент.

Исследовательская деятельность «Загрязнение почвы»

Возьмём контейнер, насыпаем в него песок, сверху положим губку – это слой почвы. Контейнер можно поставить под наклоном, ведь земля не везде ровная. Представим, что, какое – то вредное вещество попало на почву (капнуть чернила).

Какие вредные вещества вы знаете? (ответы детей)  (Бензин, краска, лак, ртуть и многое другое.)

 Вы видели  где – нибудь, чтобы вредные вещества попадали на почву? (ответы детей) 

Правильно! Кажется, они лежат и никому не мешают. Но вот пошёл дождь! (воспитатель поливает из лейки на губку).

Что происходит! (ответы детей) (Грязная вода пошла глубже в почву.)

Исчезло ли вредное вещество? (ответы детей) 

 Если оно не исчезло, то куда оно делось? (ответы детей) 

 Посмотрите, по желобку в пустую чашку, стекает грязная вода. Как вы думаете, а в природе, куда она попадает? (ответы детей)  (В реки, озёра, моря, океаны)

ВЫВОД: Вот и получается, если загрязнена почва, то вредные вещества обязательно попадут в воду. А мы с вами пьем эту воду, купаемся в речках и озерах.  Должно пройти очень много лет, прежде чем вода снова станет чистой!

Ребята давайте теперь попробуем очистить воду.

Дети подходят к столам и с помощью фильтра очищают воду.

Воспитатель:

Ребята, вы большие молодцы! Все правильно сделали. Идем дальше, посмотрите на глобус.

Что может обозначать белый цвет на глобусе? (ответы детей) 

Верно, это цвет снега. Есть на земле такие места, где круглый год всюду сплошные снега. Вечная мерзлота. Это Северный и Южный полюса.

Воспитатель показывает на глобусе.

Желтый цвет – это пустыни. Там один песок, совсем нет растений и воды. Коричневым цветом обозначены горы.

Воспитатель показывает на глобусе.

А что обозначено зеленым цветом, как вы думаете? (ответы детей) 

 Правильно, зеленым цветом на глобусе обозначены леса. Вот посмотрите, их не так уж и много на нашей планете.

Лес – наше богатство! Давайте вместе подумаем, почему? Закройте глаза. Представьте себе, что в теплый солнечный день вы оказались в лесу.

Звучит запись пение птиц, дневной лес.

Воспитатель:

Под ногами мягко шуршат листья, над головой щебечут птицы. В лесу прохладно и свежо, приятно пахнет грибами, травами. А почему так легко дышится в лесу? Кто может сказать? (ответы детей) 

Правильно. Деревья поглощают все вредные газы, и выделяют чистый кислород, которым мы дышим.

Лес – это кладовая самых вкусных и полезных продуктов.

Давайте вспомним, что растет в лесу?

Детям раздаются картинки с изображением даров природы.

Поднимают свою картинку, услышав название, изображенное на его картинке.

Ягоды (малина, ежевика, клюква и т.д.)

 Орехи.

 Грибы (лисички, опята, белые)

Но есть и ядовитые грибы (поганка, мухомор)

Воспитатель:

А какие деревья растут в наших лесах? (ответы детей) 

В лесу живут звери и птицы. Назовите лесных птиц. (ответы детей) 

(Дятел-  санитар леса. Кукушка, клест, соловей…)

Назовите диких зверей- обитателей леса. (ответы детей) 

(Волк, медведь, лиса, заяц…)

Чтобы наша Земля всегда была цветущей и зеленой, все люди должны бережно относиться к природе. Как вы думаете, что это значит, как мы должны вести себя? (ответы детей) 

Не ломать ветки деревьев.

Не топтать цветы.

Не кричать, не включать громко музыку.

Не разорять птичьих гнезд.

Не ловить насекомых.

Не разжигать костров.

Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.

Физминутка:

По родному краю дружно мы шагаем.

Справа от нас зеленый луг

Слева находится лес.

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку – скок.

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!

Солнце над березами светит нам.

Мы рады ягодам, грибам.

А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо говорите: «Да!», если плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:

Я пойду сейчас в лесок

И сорву ромашку. (Нет)

Съем я вкусный пирожок

И выброшу бумажку. (Нет)

Лишний хлебушка кусок

На пеньке оставлю. (Да)

Ветку ели подвяжу,

Колышек поставлю. (Да)

Разведу большой костёр

И тушить не буду. (Нет)

Сильно-сильно насорю

И убрать забуду. (Нет)

Мусор весь я уберу,

Банку закопаю. (Да)

Я люблю свой край родной,

Природу оберегаю! (Да)

Молодцы, ребята! С заданием справились.

Мы с вами уже говорили о том, что все живое на Земле связано между собой. Все растения, животные, насекомые обитают на нашей планете не случайно: они бывают необходимы друг другу. Даже самая маленькая букашка кому-то нужна.

Сейчас мы все это постараемся представить в виде клубка.

Дидактическая игра «Паутина жизни»

Правила: дети выбирают себе по одному значку, садятся в круг и называют его. Воспитатель дает клубок тому, у кого значок с изображением человека. Воспитатель задает вопросы, а дети на них отвечают, называя изображения на значках, разматывают клубок и передают его. Нитку надо держать в руках до конца игры и не выпускать ее.

Вопросы:

-Какое животное живет у человека дома? (кот)

Кого кот может поймать и съесть? (птицу)

-Птица кого может съесть? (бабочку)

-Что нужно бабочке для питания? (цветок)

-Где растет цветок? (на полянке)

-Что нужно полянке, чтобы выросли цветы? (дождь)

-Откуда появляется дождь? ( из тучки)

-Как появляется туча на небе? (вода испаряется из реки и скапливается в тучке)

-Что нужно, чтобы вода из реки испарялась? (яркое солнце)

-Солнце, где находится? (в небе)

-Кто изучает и солнце, и небо, и всю природу? (человек)

Воспитатель

Посмотрите, ниточка соединила всех нас. Такие же нити есть и в природе. Просто мы их не видим. Но в природе все связано между собой. Представьте, что в реке исчезла вода. Появится ли тогда на небе тучка? (ребенок отпускает ниточку) Польет ли тучка полянку? Вырастут ли на полянке цветы? Сможет ли поесть бабочка? Вот видите, как все в природе связано и что может произойти, если из цепочки исчезнет хотя бы один элемент.

Важно все, что есть в природе. И мы, люди, должны об этом помнить, любить и беречь нашу природу, нашу Землю.

(Слышится шум мотора. Воспитатель начинает чихать и кашлять)

Воспитатель: 

Дышать стало совсем невозможно. Что это было? (ответы детей)  (машины загрязняют воздух)

Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому? (ответы детей)  (Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям). 

Чем мы дышим? (ответы детей)  (Кислородом).

А что выдыхаем? (ответы детей)  (Углекислый газ). 

Что произойдет, если исчезнет воздух? (ответы детей)  (люди не смогут жить).

Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? (ответы детей)  (Воздух на земле очень загрязненный).

Почему так происходит? (ответы детей)  (Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами).

Ребята, а как вы думаете завод (автомобиль) это хорошо? (ответы детей) А почему завод это плохо?

 Что же делать, чтобы воздух в городе был чище? (ответы детей) (Можно закрыть заводы, и тогда воздух станет чищена фабриках, заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.

А где воздух чище и легче дышится? (ответы детей)  (В лесу.)

 Почему в лесу воздух чистый? (ответы детей)  (Там нет фабрик, машин, а есть много кислорода.) Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений - больше кислорода.

Психогимнастика «Зернышко»

Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза... Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. И «росток» превращается в прекрасное «дерево». «Дерево «хорошеет, любуется собой, улыбается деревьям соседям, дотрагивается своими «листочками» к соседям «деревьям». И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка...

Вот какой долгий путь проходит дерево, прежде чем вырасти большим и могучим!

А еще надо не ломать, не губить деревья и кустарники, не рвать листочки. И тогда в нашем городе будет всегда чистый воздух!

Что можно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? (ответы детей)  (Посадить деревья, кустарники.)

В лесу всё прекрасно.

Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес.

А как легко и свободно дышится в лесу!

Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле.

Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств.

Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы.

Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.

 Показ слайда загрязненного леса.

Воспитатель:

Посмотрите дети, а всё ли в порядке в этом лесу? (ответы детей) 

Кто набросал мусора, и что может произойти с нашей природой? (ответы детей)

Скажите, пожалуйста, а почему в лесу нельзя мусорить? (ответы детей) 

(В лесу нельзя мусорить, потому что лес, это дом для животных и растений. Если мы будем мусорить, то растения погибнут. Животным и птицам не чем будет питаться,  негде будет жить, животные могут пораниться острыми банками, стеклом.)

Дети читают стихи.

Первый ребенок.

Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Второй ребенок.

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.

Третий ребёнок.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…

Все дети.

Такая планета нужна нам с вами! 

3.Заключительная часть

Воспитатель:

Давайте вместе вспомним пословицы о лесе:

Лес – богатство и краса. Береги свои леса.

Много леса – не губи!

Мало леса – береги!

Нету леса – посади!

Практическая работа «Посади дерево» (дети сажают в горшки семена деревьев)

Воспитатель:

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Звучит музыка Эрио Марикони «Капли дождя».

Воспитатель:

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "Африканский сюрприз"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного материала....

Конспект занятия по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы "Роспись дымковской барышни»

Программное содержание: Закрепить знания детей о народных  промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчато...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с детьми подготовительной группы в технике пластиллинография "Ветка рябины"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с детьми  подготовительной группы в технике пластиллинография "Ветка рябины"...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с детьми подготовительной группы" Морозные узоры на окнах"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с детьми подготовительной группы" Морозные узоры на окнах"...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы. Тема: «Защитники Отечества»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми подготовительной группы.Тема:  «Защитники Отечества»...

Конспект занятия по линейной графике с детьми подготовительной группы. Тема: «Космические карты»

В данном конспекте представлена линейная графика с использованием цветного песка, цель занятия:  создание художественного образа космического пространства средствами линейной графики....

Конспект занятия по математическому развитию с детьми подготовительной группы (6-7 лет) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие) Тема: «Путешествие по Земному шару» (с использованием блоков Дьенеша)

Конспект занятия по математическому развитию с детьми подготовительной группы (6-7 лет) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие)Тема: «Путешествие по Земному шару»(с использов...