Технологическая карта занятия "Дружно не грузно, а врозь хоть брось" (по содержанию сказки В. Бианки «Сова»)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Трапезина Елена Константиновна

В технологической карте представлено полное содержание занятия по речевому развитию (выразительному чтению) с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании. Содержание занятия строится на основе интеграции речевого развития детей с игровой деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия с детьми дошкольного возраста

Тема занятия: Дружно не грузно, а врозь хоть брось (по содержанию сказки В. Бианки «Сова»).

Образовательные области: познавательное (ознакомление с природным окружением), речевое (приобщение к художественной литературе), социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.

Тема занятия: Дружно не грузно, а врозь хоть брось (по содержанию сказки В. Бианки «Сова»).

Возрастная группа:  подготовительная (6-7 лет)

Цель занятия: формирование представлений о взаимосвязи объектов живой природы на основе содержания сказки В. Бианки: «Сова»

Задачи занятия:

обучающие: запомнить действующих  персонажей  сказки  (Старик, Сова, мыши) и их значение в живой природе на лугу;  

понять смысл сказки  (основную идею автора),  и ответить на вопросы о роли человека в жизни животных и растений; различать виды сказок (народные, авторские); вспомнить пословицы о дружбе и познакомиться с новой;

развивающие: внимательно слушать сказку, чтобы понять и объяснить  причинно-следственные связи между действиями персонажей сказки и  состоянием окружающей природы;

воспитательные:  на примере сюжета и действий персонажей сказки объяснить собственное отношение к необходимости бережного отношения человека к природе; объяснить смысл  пословицы «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»; выполнять  правила в совместной игре.

Дополнительные задачи: объединять предметы  по назначению и взаимосвязи, составлять  логическую цепочку  взаимосвязанных  объектов природы;  создать   смысловую модель  решения проблемы, описанной в сказке: восстановить нарушенную  цепь питания на лугу.

Словарная работа: белить чай молоком, цветень (пыльца), клевер кормовистый,  уваживать, грузно.

Интеграция в целостный образовательный процесс: реализация цели и задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития на основе содержания литературной сказки В. Бианки «Сова» и дидактической игры: «Порядок на лугу»

Планируемый результат занятия: Осмысление  детьми собственного  отношения к конкретным поступкам персонажей сказки - Старика и Совы, объяснение  скрытых мотивов их поведения.  Понимание главного отличия видов сказок – народных  и авторских. Создание художественного  образа клевера приёмом   словесного рисования. Понимание  элементарных причинно - следственных связей в живой природе – на лугу между совами, мышами, шмелями, клевером,  коровой, человеком. Точное выполнение   игровых мыслительных действий (объединение предметов в общую группу по соответствующему   признаку), последовательное расположение картинок с объектами  природы  в логическую цепочку (цепь питания). Осмысление  детьми собственного  отношения к  природе. Понимание смысла пословиц о дружбе. Желание продолжить читать сказки В. Бианки о природе.

Подготовительная работа: общение  в   уголке книги, где продолжается выставка  литературных сказок Виталия Бианки о природе. Рассматривание в   уголке природы экологического паспорта животных  Ивановской  области (животные и растения луга). Дидактические игры на основе знаний окружающего мира и детской литературы, с игровыми действиями по расположению  предметов в логической последовательности в соответствии с признаками их взаимосвязи.  

Материалы и оборудование: портрет писателя - автора сказки «Сова» В. Бианки; книга со сказкой: «Сова»; иллюстрации к сказке; картинки с изображением предметов для проведения словарной работы: клевер кормовистый, цветень, чай белёный молоком;  интерактивная SMART доска с подготовленным анимационным материалом для дидактической игры: «Порядок на лугу»: картинки с группой объектов живой природы для правильного выбора объектов в логическую цепь (сова, мыши, шмели, клевер, корова, собака, молоко, Старик); отдельная картинка – модель зелёного луга; изображение цепи с шестью свободными звеньями; отдельная картинка с изображением примирившихся Старика и Совы. В игре на  SMART доске использовать три инструмента: занавес, манипулирование (перемещение),  анимация (замещение - преобразование),   звук (аплодисменты).

п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап, 2 мин.

1. Организовать и   мотивировать  участие детей в занятии.

2. Актуализировать знания о  главном отличии литературной (авторской) и народной сказок.

3. Мотивировать к слушанию сказки

1. Обращает внимание детей на то, что в группе всё готово к занятию. Благодарит  дежурных за подготовку условий для занятия. Предлагает детям занять места на своих  стульях. Напоминает о  прямой  осанке.

  Обращается к детям:

- Дети, сегодня предлагаю необычное занятие на интересную тему, вот послушайте, как она звучит:  «Дружно не грузно, а врозь хоть брось». А почему так названа тема занятия, мы обсудим в самом конце занятия.

- Дети, какому писателю посвящена выставка книг в нашем  читательском уголке?

Показывает портрет В. Бианки

- Назовите писателя, (если затрудняются,  напомнить).

- Виталий Бианки, автор сказок и рассказов о природе.  Обратите внимание на  добрый взгляд писателя, с какой любовью   он смотрит на родную природу и на читателей - на вас дети.

- А вы заметили, что на книжной полке появилась новая сказка «Сова», вот она на обложке изображена.  А написал сказку Виталий Бианки.

- Дети, сейчас я задам не простой вопрос:   как вы думаете, если сказку написал писатель  то она  народная, или авторская?

Напоминает:

- Если затрудняетесь, обратитесь ко мне, или друг к другу  за помощью.

- Спасибо за правильный ответ.

Дети, сказку Виталия Бианки «Сова» я  слушала давно в детстве. Автор сказки рассказал, почему у  коровы пропало молоко. Читатели   переживают  за животных и Старика, которые попали в проблемную ситуацию.  Если внимательно читать  сказку,  то можно понять, какая важная связь есть между Совой и молоком; и что случится, если эту связь   нарушить.  

Сказка помогает  понять, как важно относится к природе и друг - другу уважительно.

 

Дети, вы не возражаете, если  сказку прочитаем вместе?

Сделаем это сейчас, или может в другой раз?

Демонстрация книги и портрета автора сказки

Наводящие вопросы

Словесное поощрение

Аннотация к сказке как способ мотивации к слушанию произведения.  

 

Инициирующие вопросы.

.

Дети пытаются вспомнить  имя писателя.

Дети внимательно смотрят на портрет писателя, вспоминают его имя.

Включаются в беседу, внимательно слушают вопросы, отвечают

Называют правильно имя Виталия Бианки

Называют главное отличие  авторской и  народной сказки:  -у народной  автор не известен.

Дети, проявляют интерес к сказке, предлагают читать сейчас.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы, 2 мин.

1.Подготовить детей к восприятию текста, настроить их на внимательное слушание и понимание  главной идеи произведения.

2.Стимулировать желание понять главную идею автора, запомнить героев и самые важные события в сюжете сказки.

Обращает  внимание, что слушать надо так внимательно и вдумчиво, чтобы   после чтения решить проблему, которая возникла в сказке. Объясняет, что В. Бианки не просто так сочинил эту сказку, он рассказал о проблеме, которая случилась в природе.

Обращает внимание, что после чтения надо ответить на  главный вопрос:   «А какая связь между совой и молоком? Что надо сделать, чтобы решить проблему? Как восстановить порядок на лугу?».

- Если мы поймём проблему  на лугу, и решим её, то будем готовы дружно  заботиться о природе.

Подготовительная (вводная, вступительная) беседа

Слушают установку воспитателя  на  целенаправленное восприятие сказки

Понимание цели слушания сказки:

- пронять проблему и решить её.

2.2

Этап ознакомления с материалом, 10 мин.

Подготовить к пониманию текста.

  Способствовать развитию воображения у ребенка, стимулировать  интерес к содержанию сказки в процессе чтения.

 

 Выявить, какое воздействие на детей оказало прочитанное.

 

Обсудить сюжет и авторскую  идею, скрытые мотивы персонажей сказки, собственное отношение к проблеме.

 

   Дети, в сказке есть слова, которые вы пока не знаете. Чтобы вы хорошо поняли сказку, я объясню значение этих слов.   Объясняет смысл незнакомых слов в тексте сказки:

 - белить чай молоком (добавлять молоко в чай),

- цветень (пыльца цветочная),

- клевер

кормовистый (луговое  растение для корма скота),

-  уваживать (уважать, заботиться).

Демонстрирует правильное произношение слов.

Предлагает повторить произношение слов вслух.

 Предлагается чтение сказки:

- Дети,  сядьте удобнее, следите за осанкой.

Слушайте внимательно:

-Сказка Виталия Бианки «Сова».

Пауза после чтения.

- Дети, интересно слушать сказку?

- Вы переживали, что корова отощала, потому что осталась без корма, голодная?

- Вас удивило, что от Совы может зависеть  будет ли молоко у коровы?

-  Вам понравился конец сказки? Почему?

- Почему В. Бианки назвал сказку «Сова»?

- Что случилось на лугу?

- Почему не стало молока у Старика?

- Кто в этой ситуации пострадал больше всех?

- И всё же, кто первый первым создал  проблему на лугу?

Объяснение, сопровождаемое   демонстрацией картинок, иллюстрирующих слова.

Демонстрация образца произношения слов.

Упражнения в произношении слов.

 

Выразительное чтение сказки.

Беседа по восприятию художественного текста.

Наводящие вопросы.  

     

Аналитическая беседа по содержанию сказки.

Вопросы:

- репродуктивные,

- аналитические,

- наводящие.

Внимательно слушают объяснение слов.

Воспринимают образец произношения.

Произносят новые слова, фразы (хором и выборочно индивидуально).

Внимательно слушают чтение сказки.

Дети пытаются отвечать на вопросы.

Дополняют друг друга.

Дети приводят свои варианты ответов:

- проблема началась из -  за мышей, шмелей, Совы, Старика.

Дети затрудняются дать верный ответ.

Понимают и правильно произносят слова и фразы:

- белить чай

- цветень - клевер

кормовистый,

-  уваживать.

Выражают эмоциональное отношение к содержанию сказки.

Объясняют, почему понравился конец сказки.

Упражнять в завершении начатого предложения.

Объяснять логику места и значения расположения объектов в цепи питания

Обобщить анализ, определить скрытые  мотивы персонажей сказки

Чтобы во всём разобраться предлагается поиграть в игру «Рассуждалки», цель которой,  закончить предложение в соответствии с содержанием сказки

Воспитатель называет начало предложения, дети, по желанию, завершают.

- Сова перестала  разгонять  мышей, потому что Старик …,  

 - Шмели  перестали  цветень с цветка на цветок носить, потому что мыши …

- Корова отощала, потому что …

-  Сова снова стала разгонять мышей, потому что Старик …

Воспитатель предлагает ответить на главный вопрос:

- Так  всё же, кто  первым создал  проблему на лугу, Сова, или Старик?

Предлагается ещё раз прослушать фрагмент сказки.

- Дети, послушайте ещё раз отрывок из сказки и постарайтесь объяснить, по какой причине Старик и Сова обиделись друг на друга?

- Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой чай - молоком белит. Летит мимо Сова.

- Здорово, - говорит, - друг!

А Старик ей:

- Ты, Сова, - отчаянная голова, от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.

А Старик:

- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, не выходит ночью мышей гонять.

Воспитатель спрашивает:

- Кто же первым начал ссориться, а кто обиделся и начал мстить?

Воспитатель обобщает:

- Согласна, дети с вами: Старик возгордился, что он человек и здороваться с Совой не будет, а Сова стала мстить и в результате, всем на лугу стало плохо.

Метод неоконченных предложений

Дети отвечают:

… потому что Старик не стал с ней здороваться, прогнал её,

… потому что мыши разорили шмелиные гнёзда, прогнали их,

… потому что клевер кормовистый перестал расти,

… потому что Старик извинился и обратился за помощью к Сове.

Дети отвечают:

  Старик первый обидел Сову, не поздоровался, прогнал её. А Сова обиделась, начала мстить.

Дети поняли скрытые мотивы персонажей сказки, правильно их называют

Динамическая пауза, 1 мин.

Снять общее утомление детей

Совушка – Сова, большая голова,

на пеньке сидит,

во все стороны глядит (присесть, покрутить головой)

Крыльями  хлоп-хлоп,

ножками  топ-топ (Стоя имитировать движения Совы  руками, ногами).

Потемнело всё вокруг (смотрят глазами по сторонам)

Вышли мыши на луг,

Встрепенулась Сова (резкий взмах руками),

Разбежались кто куда (присели).

2.3

Этап практического решения проблемы, 4 мин.

Прогнозирование вариантов решения проблемы.

1.Упражняться в создании модели  причинно-следственных связей, существующих в природе (на лугу).

В дидактической игре: «Порядок на лугу» восстановить цепь питания, нарушенную героями сказки.

Предлагается обсудить  гипотезу. Воспитатель стимулирует поиск разных вариантов решения проблемы:

- Что делать если шмели разлетелись, может новых шмелей  запустить на луг?

- может  клевер кормовистый сами будем сажать?

- может и мышей будем вместо Совы  разогнать?

  А может лучше  восстановить порядок на лугу и никогда его не нарушать ?

Предлагает принять участие в  дидактической игре «Порядок на лугу», и решить проблему, которая возникла у героев сказки.

Объясняет цель, задачи, игровые действия по этапам игры и правила.

1.  Ваша цель:  решить  проблему – смоделировать цепь питания на лугу, чтобы вернуть клевер кормовистый на луг.

2. Задачи: правильно назвать растение и животных, участников проблемной ситуации и объединить их  в группу (на зелёном лугу).

2. Смоделировать цепь питания на лугу.  

3. Игровые действия (на СМАРТ доске, или за столом с карточками):

- выбор и перемещение на зелёный луг  подходящих картинок, если луг заполнен правильно, то открывается шторка и появляется цепь с шестью свободными звеньями.

2. Заполнение в правильном порядке каждого свободного звена  цепи соответствующим изображением.

Объясняет ход игры: Дети, посмотрите на экран. Вы видите различных животных и растения. Вначале вам необходимо назвать и переместить поочерёдно животных и растение, которые необходимы для моделирования цепи питания на лугу. Модель зелёного  луга вы увидите, когда откроется шторка.

Когда будет правильно заполнен луг, откроется цепь с пустыми звеньями, которые надо поочерёдно последовательно заполнить.

После правильно восстановленной цепи питания на экране появится дедушка с чашкой белёного молоком чая, помирившийся с совой.

Объясняет правила игры:

- разрешающие,

- запрещающие,

- ограничивающие,

- предупреждающие.

1. Начинать и продолжать игру можно только по очереди.

2. Запрещается: нарушать  последовательность участия в игре;

брать чужые карточки (если играют за столом); пропускать очередное звено в цепи.

3. Для  исправления ошибки количество попыток ограничено, повторную попытку можно использовать только один раз.  (Ошибка, - когда в очередное звено вставлена не  подходящая картинка).

4.При нарушении запрещающего правила, предупреждаетесь, что   с вас снимается одно очко, или ваш ход передаёте другому.

Объяснение цели, задач, игровых действий;  этапов и правил игры.

Приёмом считалочки определяется начинающий игрок:

- Раз, два, три

первым будешь ты

Руководство игровой деятельностью в соответствии м правилами

Дети совместно с воспитателем обсуждают различные варианты  решения проблемы


Дети внимательно слушают все объяснения и включаются по команде в игру.

Выполняют игровые действия на СМАРТ доске в соответствии с условиями и правилами дидактической игры

Приходят к совместному согласию: построить модель порядка на лугу (цепи питания)

Модель порядка на лугу создана на экране СМАРТ –доски

Итог игры

Закрепить, полученные знания о порядке на лугу, которые нельзя нарушать.

1. Повторное чтение фрагмента из сказки: 

- Нечем стало Старику чай белить - пошёл Старик Сове кланяться:

- Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

- То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать,  уваживать.

   Предлагается соотнести, составленную детьми модель причинно-следственной связи между растениями, животными и человеком с   тем порядком, который восстановлен в сказке после помощи Совы.

Воспитатель оценивает работу детей:

- Дети я горжусь вами, вы справились с непростой задачей, потому, что очень внимательные,  старательные и любите природу.

Оценка решения проблемы детьми.

Поощрение – положительная оценки деятельности детей в команде

На экране выстроенная детьми модель восстановленного порядка на лугу.

Дети соотносят каждое звено с текстом сказки.

Дети убедились, что всё сделали правильно

Гимнастика для глаз, 1 мин.

Снять утомление  глаз

Предлагается поиграть со шмелём, которого надо представить на кончике своего пальца.

- Следите глазами за полётом шмеля:

- Шмель летит направо,

- Шмель летит налево,

- Близко к носу подлетел,

- Пожужжал и улетел,

- Полетел по кругу вправо,

- К лугу   полетел налево,

Опылять любимый клевер.

Совместное с детьми выполнение действий

Дети следят за действиями воспитателя и вместе их выполняют.

2.4

Словесное рисование, 2 мин.

Образно описать кормовистый клевер.

Стимулирование художественно-эстетических переживаний,  творческого воображения и речевой активности.  

Предлагается описать приёмом словесного рисования какой вырастит Клевер кормовистый, после того как шмели разнесут по растениям цветень (пыльцу).

- Дети, попробуем нарисовать кормовистый клевер, только не кистью и карандашами, а словами, как писатель Виталий Бианки.

На что похожи соцветия клевера?

С чем можно его сравнить: с воздушными шариками, или резиновыми мячами?

Почему он радует наш глаз, и мы любуемся этим цветком?

Почему  луг покрытый  клевером похож на махровое покрывало?

Я начну, а вы помогайте, вместе будем рисовать.

Воспитатель спрашивает:

- Дети, вам понравился словесный рисунок клевера кормовистого?

- Вы не против,  включить   словесный рисунок клевера в нашу книжку-малышку о природе и поместить её на выставку книг В. Бианки?

Нетрадиционный приём развития речи и литературного творчества:  словесное рисование

Демонстрация приёмов сочинительства с подбором эпитетов, синонимов, гиперболы.

С помощью воспитателя  (по картинкам) дети образно описывают красоту здорового Клевера кормовистого, который вырос после опыления шмелями:

- Стоит Клевер густо, стеной. Стебли крепкие, на землю не падают.  

Яркие   красные головки как

воздушные

шарики стремятся вверх. Листья зелёные, соком налитые, соцветия  ароматные медовые, словно шапки лёгкие и пушистые. Клевер растёт и растёт, не убывает - весь луг, словно махровым  покрывалом накрывает. Счастье коровам! Клевер кормовистый только прибывает!

При участии воспитателя составлен словесный рисунок Клевера кормовистого.

Дети выразили  положительный эмоциональный настрой. Решили включить словесный рисунок в книжку-малышку о природе.

3.

Заключительный этап, рефлексия,

3 мин.

Обобщить, осмыслить роль сказки в понимании  проблем в природе и жизни человека.

Вот и завершается наше общение.

Так вы поняли, какая связь между совой и молоком?

- А почему  в название темы я поставила пословицу: «Дружно не грузно, а врозь хоть брось», кто эту пословицу в сказке  сказал Старику?

Дети вы согласны, что автор сказки объяснил нам, что природу  надо уважать ? Какие вы ещё знаете пословицы о дружбе, - вспомним?

Вы согласны, что прочитав сказку, мы стали лучше, добрее, внимательнее к природе.

А можете правильно назвать сказку и автора?

Вы получили важные знания о природе от В. Бианки?

Спасибо, дети, за интересное общение!

Обобщающие вопросы.

Метод неоконченных предложений:

- Не имей сто рублей,…

- Старый друг,….

- Один в поле, …

- Один за всех, …

Дети согласны, что без друзей грузно – тяжело с трудной проблемой справиться.

Пословицу Старику сказала Сова.

Правильно объяснили связь между совой и молоком:

-если сова не гоняет мышей, то гибнут шмели и некому опылять клевер, а без клевера коровы отощают, и не будет молока.

   Дополняют начатые воспитателем пословицы:

- ……. а имей сто друзей.

- …лучше новых двух.

- …не воин.

- …все за одного.

Правильно называют автора и сказку.

Осмыслили основную идею сказки, запомнили автора, название.

Положительно оценили собственное участие в занятии.

Закрепили знание пословиц, представления  о роли дружбы в отношениях между персонажами сказки и людьми.

Согласны, что сказка «Сова» очень поучительная. Выразили желание читать другие сказки В. Бианки о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказки В. Бианки « Сова» для драматизации детьми подготовительной группы.

Вед. Жил да был старик. Были у него луга с сочной зеленой травой. Клевер на лугу наливался, шмели над лугом летали, пыльцу с цветка переносили.1.Исполняется танец цветов и шмелей.Вед. На том луг...

Конспект НОД по развитию читательских умений Тема занятия: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Цель:-знать   понятия   «дружба»,    «эгоизм»,    «зависть»,о творчестве В.Осеевой; -обучать умению отличать настоящую дружб...

Проект: «Дружно – не грузно, а врозь хоть брось!»

Как известно, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать ожидаемых результатов, если не реализуется вместе с семьей. Поэтому одна из важных и главных задач деятельности ДОУ &nd...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Взаимосвязи в природе. Пищевые цепочки» (по сказке В.Бианки «Сова»)

Непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Взаимосвязи в природе. Пищевые цепочки»...

Технологическая карта занятия по аппликации в старшей группе "Сова"

Тех.карта занятия по аппликации в старщей группе "Сова". подробного описаны все действия воспитателя и воспитанников....