Открытое образовательное мероприятие в подготовительной группе «Ознакомление с миром природы «Насекомые - муравьи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Носова Ольга Анатольевна

Открытое образовательное мероприятие в подготовительной группе «Ознакомление с миром природы «Насекомые - муравьи», в рамках проектной деятельности. Обобщение знаний о насекомых.. Сравнение  жизнедеятельности колонии муравьёв с жизнью людей.  Значение муравьёв для природы и человека.  Фиксация знаний детей с помощью пиктограм. Воспитание интереса и бережного отношение к миру природы.

Муравей – это самое одарённое насекомое. Их жизнь напоминает жизнь людей. Мы строим  города, муравей – также; у нас есть дома с множеством комнат, кладовок и у них тоже, мы делаем запасы на зиму и они тоже, мы держим домашних животных, и он их имеет, в лице тлей, которые дают им сахар.

 Муравьи  приносят большую пользу природе и человеку. Уничтожать их нельзя: муравей приносит пользу природе, как дружная семья – своей Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_s_mp.docx657.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с миром природы в подготовительной группе

Тема: «Насекомые – муравьи»

Цель: закрепить знания о насекомых, углубить знания о насекомых – муравьях.

Задачи:

  1. Продолжать расширять знания о жизни муравьёв;
  2. Сравнить жизнедеятельность колонии муравьёв с жизнью людей;
  3. Выяснить значение муравьёв для природы и человека;
  4. Развивать логическое мышление , умение делать выводы, и умозаключения.
  5.  Воспитывать интерес и бережное отношение к миру природы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие,

Предварительная работа: наблюдения в природе,  чтение художественной литературы, загадки, просмотр мультфильмов, презентация «Насекомые».

Материал к занятию: звукозапись «Насекомые», загадки, игра «Кто лишний?» , «Кто в Муравейнике живёт?»,  макет муравейника, листочки бумаги , фломастеры, картинки: муравейник, дом человека; виды муравьёв и среда их обитания; выдержка из энциклопедии или интернета «Муравьи способствуют рыхлению почвы, так как делают ходы под землёй, почва насыщается кислородом и становится питательной для растений»;

Ход занятия

- Ребята, какое сейчас время года? Зима

- Послушайте звукозапись и определите, какое время года? Лето

- Объясните, почему вы так решили?  Стрекочет кузнечик, жужжит пчёлка…

(если дети затрудняются ответить, загадать загадки)

Загадки

- Как, одним словом назвать тех, кого вы услышали? Насекомые

- Расскажите кто такие насекомые? Откуда появилось такое название? (Рассказы детей) Шесть лапок или ножек, небольших размеров, голова, отсеченная от груди, насечки. Благодаря особенным насечкам на теле они получили название - насекомое.

 Игра «Кто лишний?»

На интерактивной доске – картинки с изображением насекомых и паука.

- Объясните, почему паук не насекомое? Ответы детей: у него 8 лапок, нет насечек.

Скажите, чем питаются насекомые? Дети: «Одни нектаром: шмели, бабочки, пчёлы. Другие – хищники: стрекозы, кузнечики, муравьи – питаются и нектаром и другими насекомыми.

Ребята, отгадайте загадку:

Воспитатель - В лесу у пня беготня, суетня, народ рабочий весь день хлопочет.(Муравьи)

Елисей - Без работы хоть убей жить не может..(Муравей)

Ребята, Елисей проводит исследование о муравьях и ему нужно собрать как можно больше информации о них, давайте ему в этом поможем.

Хотите помочь вашему другу?

 Фиксировать вашу информацию  можно с помощью символов – пиктограмм, чтоб не забыть, а Елисею пиктограммы  помогут в исследовании.

Какие виды муравьёв вам знакомы?

- Домашние фараоны – маленькие рыженькие;

- Лесные - рыжие большие;

- Садовые – маленькие чёрные.

Фиксация знаний.

 Игра: «Кто где живёт?»

https://yt3.ggpht.com/a-/AN66SAxaKGcreEBsYOrG9vyxx2TpPdKMA7a19DbTnQ=s800-mo-c-c0xffffffff-rj-k-nohttp://cdn.onlinewebfonts.com/svg/download_458233.pnghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/66/98/gardening-tools-icon-with-garden-house-vector-3956698.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-vvAOXLoT9kQ/Vn4NPc6-20I/AAAAAAAAAhw/Zkh0kwLIphE/s1600/ant.jpghttps://storage.needpix.com/rsynced_images/ant-silhouette.jpghttps://cdn1.iconfinder.com/data/icons/bugs-with-many-insect-inside-it-and-color-version/100/bugs_color-08-512.png

Рисуем пиктограммы.

Как называется дом муравьёв? Из чего они строят дом? Муравейник, строят из веточек, иголочек (хвоинок)и т.д,

Как устроен муравейник? Ответы детей.

Давайте вы расскажете об устройстве муравейника.

Муравьи строят муравейник и живут одной семьёй. Муравейники бывают разных видов: подземные, купольные, древесные.

Купол муравейника, построенный из веточек и хвои, может достигать два метра в высоту. Подземная часть где зимует семья уходит на глубину до метра. Там есть много входов, которые открываются и закрываются муравьями в зависимости от времени суток и погоды.

Подземный муравейник достигает в глубину до десяти метров. 

Древесные муравейники. 

 Муравьи могут строить муравейники в старых упавших деревьях, или  под их корой.

Муравейники устроены сложно. В них  есть «помещения». Каждое помещение предназначено для своей цели, некоторые служат, как кладовые для хранения запасов, некоторые в качестве полей для выращивания грибов, а некоторые служат  в качестве яслей, больниц, и кладбищ!

В одном из помещений которое расположено глубже всех живёт самая главная матка –царица, она откладывает яички, из которых появляются личинки и потом муравьи.

- Зачем муравьям нужен муравейник?

Во первых, муравьям нужно поддерживать почти 100% влажность в своём муравейнике, во вторых муравьям нужно укрытие и защита от врагов и плохих погодных условий.

 

http://www.woodants.org.uk/sites/www.woodants.org.uk/files/images/Ant%20nest.png https://st.depositphotos.com/1267016/4549/v/950/depositphotos_45496277-stock-illustration-house-in-a-cut.jpg

Скажите, похож дом муравейника на наш дом? Если да то  чем?

Зафиксировали знания – нарисовали пиктограммы.

Физкульминутка «Муравей».

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад - вперёд

И совсем не устаёт.

Как вы думаете, похожа жизнь муравьёв и людей? Ответы детей.

Какие у муравьёв есть обязанности в муравейнике? Какие обязанности есть у членов семьи?

-  Матка - царица откладывает яйца. За ней ухаживают рабочие муравьи.

В семье мама  воспитывает детей кормит, а папа заботиться о детях с мамой.

Есть много пословиц про муравьёв.

  • Мал муравей телом, да велик делом! Муравей не велик, а горы копает. - Муравьи трудолюбивые, строят большие муравейники. А люди строят города.
  • Сам мал, а больше себя носит. Самый сильный. Люди придумали – машины,  с помощью которых поднимают и перевозят тяжести.
  • Муравьи сообща и льва одолеют. Дружно нападают на больших  насекомых. Люди дружно защищают свою родину от врагов.

Фиксация знаний, с помощью пиктограмм.

- Ваши родители кем работают?

Муравьи тоже работают. А кем? Охранники, швеи.

Хотите узнать, какие еще есть профессии у муравьев? Пастухи. Кого они пасут?

Показать видеоролик. Как муравьи пасут тлю.

Зафиксировать полученные знания с помощью пиктограмм.

Ребята мы сегодня много узнали интересного из жизни муравьёв! Скажите они вредные или полезные насекомые?

1.В доме человека муравьи приносят пользу? Нет, они его разрушают.

https://yt3.ggpht.com/a-/AN66SAxaKGcreEBsYOrG9vyxx2TpPdKMA7a19DbTnQ=s800-mo-c-c0xffffffff-rj-k-nohttps://powerpestcontrol.ca/wp-content/uploads/2017/08/Topic-13.jpg

2. На дачном участке?  

- Способствуют рыхлению почвы, так как делают ходы под землёй, почва насыщается кислородом и становится питательной для растений.

- переносят тлю, которая съедает молодые побеги.

- поедают других вредителей: гусениц, слизней;

- опыляют цветы.

https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/66/98/gardening-tools-icon-with-garden-house-vector-3956698.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/94/53/no-ants-sign-no-ants-symbol-vector-1059453.jpg

Фиксация знаний.

3. В лесу

- рыхлят почву, опыляют цветы, переносят семена;

- служат едой для животных и птиц,  избавляют их от паразитов.

http://cdn.onlinewebfonts.com/svg/download_458233.pnghttps://militarka.com.ua/media/catalog/product/cache/1/image/700x700/7a9ace6404deab14197c7bc75810dac8/3/_/3_13.jpghttp://2.bp.blogspot.com/-vvAOXLoT9kQ/Vn4NPc6-20I/AAAAAAAAAhw/Zkh0kwLIphE/s1600/ant.jpg

Давайте теперь обобщим всё, что мы сегодня узнали о жизни муравьёв, и сделаем выводы, а помогут нам с вами наши пиктограммы. Раскладываем пиктограммы по порядку.

Муравей – это самое одарённое насекомое. Их жизнь напоминает жизнь людей. Мы строим  города, муравей – также; у нас есть дома с множеством комнат, кладовок и у них тоже, мы делаем запасы на зиму и они тоже, мы держим домашних животных, и он их имеет, в лице тлей, которые дают им сахар.

 Муравьи  приносят большую пользу природе и человеку. Уничтожать их нельзя: муравей приносит пользу природе, как дружная семья – своей Родине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы.) Тема: "Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка". Возрастная группа: подготовительная

Цель: закрепить знания детей о видах  леса и деревьях в лесу.Задачи:Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.Образовательные:Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о...

Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром тема: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – г. Сергиев Посад»

Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром тема: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ;г. Сергиев Посад»...

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие", раздел "Ознакомление с миром природы"в подготовительной к школе группе на тему "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва".

Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва" направлен на формирование представлений детей о Красной книге, растительном и животном мире, встречающимся на терр...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по «Познавательному развитию» для подготовительной группы. Ознакомление с миром природы. «Рассматривание веток тополя и сирени с почками».

Цель: - учить различать по внешнему виду ветки тополя и сирени (по расположению почек на ветке, по рисунку самой ветки, цвету коры);- учить различать ветки с помощью обоняния ( по запаху), с помощью т...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей подготовительной группы № 9 на тему «Знакомство детей с животными жарких и холодных стран»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан...