Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Эти удивительные камни» в подготовительной группе ДОУ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Камни –это кусочки гор. Склоны гор разрушаются водой, сильными ветрами, скалы вымываются дождем и потоками воды. Со временем даже высочайшие вершины превращаются в равнины. Вот такая гора - великан распадается на мелкие камушки. Камни бывают разные. Природные камни острые, неровные – это горные породы. Морские или речные камни круглые, гладкие называются галькой.

Драгоценные камни – это минералы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_eti_udivitelnye_kamni.docx187.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

 "Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад"  

МАОУ " КСОШ - ДС"

Конспект НОД

по познавательно-экспериментальной деятельности

«Эти удивительные камни»

в подготовительной группе ДОУ

Воспитатели:

 Уреки В.И.

Моисеева М.Г.

Цель: Познакомить детей с многообразием камней. Их свойствами и особенностями.

Задачи:

  • Формировать умение обследовать их и называть свойства, классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес).
  • Нацелить на поисковую деятельность.
  • Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память;
  • Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
  • Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
  • Воспитывать интерес к камням, как объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Оборудование: образцы речных и морских камней, угля, мела; ёмкости с водой, ложки, лупы, подносы, салфетки, лимонный сок.

Словарная работа: лаборатория, лупа, геология, геолог.

                                                             Ход занятия

Вход детей в группу под музыку по «камням».

Настрой:

Запоминает наша голова

Важные поступки, умные слова.

Слушаем внимательно.

Смотрим обязательно.

Друг друга не перебиваем,

Для ответа руку поднимаем.

Много знаний получаем.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вас видеть.

Отгадайте загадку

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий –

В ладошке лежать.

Тяжелый, большой –

Одному не поднять.

Воспитатель: Кто, дети, отгадал загадку?

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Воспитатель: ребята, мы сегодня отправимся в страну камней и узнаем о камнях много интересного. Ребята, а вы знаете где живут камни?
Дети: В природе.
Воспитатель: А камни это живая или неживая природа?
Дети: Неживая.

Камни –это кусочки гор. Склоны гор разрушаются водой, сильными ветрами, скалы вымываются дождем и потоками воды. Со временем даже высочайшие вершины превращаются в равнины. Вот такая гора - великан распадается на мелкие камушки. Камни бывают разные. Природные камни острые, неровные – это горные породы. Морские или речные камни круглые, гладкие называются галькой.

Драгоценные камни – это минералы.

- Где мы можем с вами увидеть камни? (море, пруд, реки, горы, дороги).

- А хотите больше узнать о камнях? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Но сначала скажите мне, что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты. Люди, которые занимаются изучением камней называются – геологами, а наука - геология.

Воспитатель: Для работы в лаборатории нужно знать некоторые правила поведения. Вспомним их? (вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни)

Проходят в лабораторию

Воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем исследовать камни. Нам нужно добыть о них как можно больше информации. Давайте вспомним, как мы можем добыть информацию.

(дети называют, воспитатель на мольберте выкладывает символы)

-подумать

-понаблюдать

-провести эксперимент

-спросить у кого-нибудь

-посмотреть в интернете

Чтобы запомнить всю информацию о камнях мы будем с вами рисовать схемы на листочках.

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

— Покажите мне самый большой ваш камень.

— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

— Все ли камни одинакового размера, цвета, формы?

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

(На доске зарисовывается первая схема).

Воспитатель: Для следующего опыта нам будут нужны очень чувствительные пальчики.

Самомассаж для пальцев «Ладошка»

Разотру ладошку сильно

(растирающие движения ладони об ладонь)

Каждый пальчик покручу

(закручивающие движения пальцами одной руки вокруг пальцев другой)

Поздороваюсь с ним сильно

(сгибаем и соединяем попеременно пальцы правой и левой руки)

И вытягивать начну

(вытягивающие движения вдоль фаланг каждого пальца)

Руки я затем помою

(растирающие движения ладонью об ладонь)

Пальчик к пальчику сложу

(соединяем пальцы правой и левой руки)

На замочек их закрою

(образуют замок)

И тепло поберегу

Опыт 2: Определение характера поверхности.

Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (ответы детей)

Покажите самый гладкий камень. Это – галька. Повторите, как он называется. Возьмите в руки гальку. Какая она на ощупь?

Дети: Гладкая, ровная, твердая.

Воспитатель: Почему у этого камня нет острых углов? Как вы думаете? (ответы детей) А раньше были? (Дети затрудняются ответить). Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете?

Дети. Как они стучат

Воспитатель. А почему они стучат?

Дети. Потому что мы их трясем.

Воспитатель. А что с ними происходит в море?

Дети. Они там стучат и бьются.

Вывод: камень галька гладкий, потому что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг от друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают и камешки становятся округлыми.

Воспитатель: А теперь найдите шершавый камень. Какой он на ощупь?

Вывод: камни бывают разные – гладкие и шершавые.

Нарисуйте на следующей строчке простым карандашом гладкий камень и шероховатый.


Опыт № 3 Почему камни бывают разноцветными? 

Воспитатель: Рассмотрите камешек через лупу. Что видно (кристаллики, трещины, узоры).

 А хотите узнать, как получаются узоры на камнях? Я предлагаю вам побывать в роли самой матушки-природы, создающей удивительный мир камней-самоцветов.  Возьмите пластилин разного цвета и скатайте их в шарики. Теперь поставьте шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавите ладошкой на верхний шарик. Движения могут сопровождаться комментарием:

«Проходило время… Миллионы лет … Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один …»

А теперь стекой надо разрезать пластилин и полюбоваться на полосатые срезы. (показ получившихся узоров) Вот так по-разному бывает в природе. Где-то подземные процессы идут сильнее, а где-то – слабее.

На следующей строчке зарисуйте ваши схемы. Молодцы!

А теперь давайте, немного разомнемся.

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка,                              (поднимают руки вверх)

До небес макушка                                       (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает,                                       (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает,                                   (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет     (прикладывают ладошки к щекам и   качают головой)

И каждый день, и каждую ночь                 (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь (дети отходят в сторону).

Опыт № 4

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Белый камешек растаял

На доске следы оставил (мел)

О каком камне говорится в загадке? Мел это тоже камень. Найдите среди камней мел и покажите его. Как вы думаете, чем мел отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать) Как вы думаете, какой он по твердости? (он хрупкий)

Воспитатель: Давай проверим. Обратите внимание на мел, который находится у меня в руке. Я спокойно могу его сломать (ломаю)

Возьмите по одному камешку и попробуйте его сломать (твердый, не ломается).

Найдите у себя мел и попробуйте сломать его. Нарисуйте, пожалуйста, любой камень на своем листочке. Если он у вас твердый – напишите рядом букву «Т», если мягкий – «М».

Опыт № 5. Легкий- тяжелый

Воспитатель: У меня к вам интересное предложение. На минутку стать весами. А что делают весами? (Взвешивают)

Возьмите в каждую руку по камушку и определите, какой самый тяжелый, а какой легкий.

Вывод: камни по весу бывают разные – легкие и тяжелые.

— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

— Как это можно проверить?

-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

(Зарисовывается пятая схема)

Опыт № 6. Могут ли камни издавать звуки.

Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? У каждого камня свой «голос».

А может ли камень шипеть?

На один из ваших камешков (известняк или мел) я капну лимонный сок. Что происходит? Камень шипит, злится на лимонный сок.

Вывод: Камни издают звуки.

(Зарисовывается шестая схема)

Домашнее задание

(Спросить у другого человека). Ответы 2 х -3х детей)

1й ребенок: Из камня строят дома, башни, мосты и дороги – мощенная дорога камнем называется мостовая – в Москве тоже есть выложенная камнем площадь она называется Красная площадь. Даже памятники делают из камня.

2й ребенок: Драгоценные камни.

Посмотреть в интернете

А теперь я вас приглашаю посмотреть презентацию «Камни»

Вывод: Ребята, посмотрите на доску, рисунок за рисунком мы составили целый рассказ о камнях. Получился рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым – геологом и рассказать о свойствах камней?

(Рассказ по схемам)

Рефлексия

Ребята, наша работа по знакомству с камнями не закончена. Нам предстоит узнать о них ещё много интересного. А наши карточки – схемы с проведенными опытами мы положим в наш центр экспериментирования, чтобы потом вы смогли самостоятельно провести эти опыты и рассказать о них тем детям, которые не были на нашем занятии. — А в шкатулке находятся волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки.

А теперь подойдем и посмотрим на красивую выставку (рассматривание бус, брошек, серег, просто разных камней и поделок из них).


Камушки картинки для детей: Рисунок из камней окружающий мир для учеников 1  класса — РОСТОВСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Зимние месяцы»

Изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы.Решаемые развивающие задачи: познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяц...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по оригами "Собачка" в подготовительной группе.

Продолжать учить создавать объёмные изображения, применяя способы оригами, продолжать знакомство с качеством и свойствами бумаги...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей группе

Цель:  Познакомить с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей группе.

Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, темпера...