Технологическая карта занятия с детьми разновозрастной группы ТМНР по формированию целостной картины мира «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру

Данное занятие по ФЦКМ в группе детей с ТМНР ставит главной целью формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе и поведении животных зимой и выполняет следующие задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- формирование представления детей о смене времен года;

- формирование у детей представления о животных — обитателях леса (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь), их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;

- формировать умение сравнивать предметы по размеру, цвету.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие произвольного зрительного и слухового внимания;

- побуждение к использованию речи: стимулировать называть свое имя, названия диких животных;

- развитие речевого дыхания;

- развитие умения общаться при помощи альтернативной дополнительной коммуникации;

- развитие мелкой и крупной моторики;

- развитие умения сравнивать предметы по размеру;

- обогащение сенсорного опыта.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

- развитие интереса у детей к природе, к животному миру;

- воспитание доброго отношения к окружающим, желания помочь;

- воспитание усидчивости, потребности доводить дело до конца;

- воспитание умения радоваться результату своей работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_zimoj_tmnr.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Невского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта занятия с детьми

разновозрастной группы ТМНР № 3

Формирование целостной картины мира

«Путешествие в зимний лес»

Воспитатель: Умнова Ю. Ю.

Санкт-Петербург

2023

Воспитатель: Умнова Юлиана Юрьевна

Квалификационная категория: высшая

Цель: формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе и поведении животных зимой.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- формирование представления детей о смене времен года;

- формирование у детей представления о животных — обитателях леса (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь), их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;

- формировать умение сравнивать предметы по размеру, цвету.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие произвольного зрительного и слухового внимания;

- побуждение к использованию речи: стимулировать называть свое имя, названия диких животных;

- развитие речевого дыхания;

- развитие умения общаться при помощи альтернативной дополнительной коммуникации;

- развитие мелкой и крупной моторики;

- развитие умения сравнивать предметы по размеру;

- обогащение сенсорного опыта.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- развитие интереса у детей к природе, к животному миру;

- воспитание доброго отношения к окружающим, желания помочь;

- воспитание усидчивости, потребности доводить дело до конца;

- воспитание умения радоваться результату своей работы.

Демонстрационный материал:

  • Картинки «Осень», «Зима» с пиктограммами;
  • Плакат «Лес» с силуэтами животных и животные к нему;
  • Карточки АДК;
  • Мягкие игрушки: ежонок и ежиха, белка, заяц, медведь;
  • Игрушки бибабо лиса и волк;
  • Коммуникативная схема для аппликации.

Оборудование:

  • магнитофон;
  • аудиозаписи;
  • платок с лесным узором;
  • массажные мячи;
  • белые платочки;
  • снежинки для дыхательной гимнастики;
  • листья осенние маленькие и большие;
  • шишки и орехи в сенсорной коробке и дупла для них;
  • клей, вата, заготовки для аппликации;
  • дорожка со следами медведя;
  • Макет пень, дупло, берлога.

Предварительная работа:

  • Дидактические игры: «Кто где живет», «Кто что ест»;
  • Разучивание приветствия «Здравствуйте, ладошки!»;
  • Разучивание игры «Зайцы и лиса»;
  • Разучивание движений с массажным мячиком;
  • Рассматривание альбома «Дикие животные»;
  • Беседы о времени года зима, о сезонных изменениях зимой;
  • Чтение стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег, снег…»
  • Наблюдение за сезонными изменениями на прогулке.

Используемые в совместной деятельности здоровьесберегающие технологии:

  • Поддержание постоянной двигательной активности детей с использованием массажных мячей, дорожки со следами, игровых ситуаций;
  • Самомассаж с использование массажных мячей;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Технология музыкального воздействия;
  • Релаксация.

Этап деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Организационный момент

Вовлечение детей в деятельность

Воспитатель: Давайте поздороваемся!

Под музыку «Здравствуйте, ручки»

Здравствуйте, ручки, хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки, плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки, плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки, чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки, щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип!

Здравствуйте, малышки, всем привет!

Поздоровайтесь с нашими гостями: привет!

Показ движений,

Индивидуальная помощь, побуждение к деятельности

Повторяют за педагогом

Садятся на стулья

Организация направленного внимания, положительный настрой.

Проблемная ситуация

Самомассаж

Воспитатель:

Осень прошла,

Зима пришла,

Снега нам намела.

Смотрите, кто тут под снежочком, под беленьким платочком прячется? Сними платочек, (имя ребенка)

 Это маленький ежонок! Ежонок плачет: «Я потерял маму!» Пожалейте ежика, погладьте.

Давайте ежика повеселим, покажем, как мы с мячиками играем.

Этот мячик не простой,

Он колючий, вот какой!

Будем мячик мы катать, посильнее нажимать.

Вот по ножке покатили-покатили-покатили,

По другой ножке покатили-покатили-покатили,

На животик прикатили,

По животику покружили.

Вот по ручке покатили-покатили-покатили,

По другой покатили-покатили-покатили,

На головку прикатили,

По головке покружили,

И на место положили.

Ежик все равно грустный. Поможем ему маму найти? Где живет мама ежиха? Мама ежиха живет в лесу. И мы отправимся в лес.

Демонстрация картин «Осень», «Зима»

Показ ежонка.

Раздает мячи, показывает действия по тексту, помогает при необходимости.

 Вовлечение детей в диалог

Ответы на вопросы

1 ребенок снимает платочек

Гладят ежика по очереди

Катают мячи по показу взрослого

Активизация представлений детей о смене времен года.

Формирование представлений о своем теле, массаж пальцев рук

Определили, что необходимо отправиться в лес

2. Основная часть.

Путешествие в лес

Воспитатель:

В лес нам поможет добраться волшебный платочек.

Платочек волшебный летел-летел, на… (имя ребенка) прилетел. Оказался кто в лесу? Ау!

Накрывая детей по очереди платком, побуждает называть свое имя и звать других АУ

Прячутся под платком, называют себя по имени возможности.

Формирование у детей «образа Я»

Дети переносятся в воображаемый лес

Развитие крупной моторики

Дидактическая игра «Большой-маленький»

А теперь пойдем по снежной дорожке искать маму ежиху.

По сугробам шагаем,

Ноги выше поднимаем!

Смотрите, здесь пенек! А под ним кто это? Правильно, это мама ежиха!

Ежиха: Как я рада, что мой ежонок нашелся! Ежики зимой спят. Нам ужа давно пора спать!

 Поможем ежикам устроиться спать-зимовать. Накроем их листочками, чтобы было теплее. Маму ежиху большими листьями, а маленького ежонка – маленькими.

Теперь ежикам тепло, и они будут спать всю зиму.

Показывает дорожку, следит, чтобы наступили на каждый «сугроб». Демонстрирует ежиху.

Показ педагога

Помогает детям накрывать ежей листьями.

Идут по дорожке.

Ответы детей.

Берут по одному листочку и накрывают ежиков.

Развитие крупной моторики.

Закрепление умения сравнивать предметы.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Воспитатель: А теперь устроим ежикам снегопад. Снежинку возьми, на ладошку положи и подуй. Подуйте на них. Какой замечательный снегопад!

Раздает снежинки детям. Показывает, как дуть. Помощь детям, у которых не получается. Индивидуальная похвала

Кладут снежинки на ладошки, дуют, чтобы снежинки слетели.

Развитие речевого дыхания.

Формирование представления о снеге и снегопаде.

Упражнение на сенсорное развитие

Сядем на стульчики.

Кто здесь под снежочком, под беленьким платочком? Сними платочек, … (имя ребенка) Белочка!

Белочка: Ай-яй-яй! Я свои зимние запасы рассыпала. Помогите мне их в дупло положить! Давайте поможем белочке зимние запасы собрать.  Соберем шишки в одно дупло, а орехи в другое.

Белочка: Спасибо за то, что помогли к зиме приготовиться! Спасибо,… (обращение к каждому ребенку)

Демонстрирует белку, озвучивает ее.

Показ выполнения задания

Индивидуальная похвала

Снимают платочек

Дети выбирают шишки и орехи из сенсорной коробки, раскладывают в 2 дупла с прикрепленными к ним карточками, изображающими орехи и шишки

Сенсомоторное развитие,

Развитие умения сравнивать предметы похожей формы, но разной фактуры

Смотрите, кто-то еще прячется под платочком! Кто это? Зайчик! Он нас зовет поиграть.

Музыкальная игра «Зайцы и лиса» Дети прячутся под снежный зонтик 1й раз от лисы, 2й раз от волка. 3й раз прыгают за стол.

Демонстрирует игрушку зайца, показывает движения игры

Двигаются под музыку, убегают от лисы и волка бибабо.

Развитие крупной моторики, умения слушать музыку, различать характер музыки

Продуктивная деятельность

На столе снежок, а на снегу зайчики. Какого цвета снег? Покажи (или скажи) Какого цвета зайчики? Покажи. (Работа с карточками АДК) Зайчиков хорошо видно. Чтобы лиса и волк зайчика не нашли, ему надо поменять шубку, сделать ее белой.

Показ последовательности действий по АДК: Для этого берем клей, мажем зайчика, приклеиваем белую вату.

Показ действий педагогом

Какого цвета стал зайчик? (Работа с АДК) Зайчики были серые, стали белые!

Молодцы! Теперь зайчики спрячутся от лисы и волка.

При помощи карточек задает вопрос, помогает на него ответить при затруднении.

Демонстрирует информационную карту предстоящей работы, показывает последовательность действий, помогает справиться с работой

Отвечают на вопросы (говорят и показывают)

Приклеивают вату к серым картонным зайцам

Кладут зайцев на белый лист (сугроб)

Закрепление умения различать цвета, пользоваться карточками АДК, пользоваться клеем, правильно выполнять последовательность действий

Релаксация

Давайте теперь погуляем по лесу. Смотрите, здесь чьи-то следы. Пойдем по следам.

Топ-топ на каждый следок! Медведь здесь спит в берлоге. Споем ему колыбельную. Ложитесь на пуфики. Ручки-ножки отдыхают.

Звучит «Колыбельная медвежонку»

Теперь медведь будет крепко спать в берлоге всю зиму, а мы возвращаемся из леса в детский сад.

Ведет детей по следам, обращает внимание на медведя в берлоге.

Рассаживает детей на пуфики. Поет песню и побуждает к пению детей.

Идут по дорожке, наступая на следы

Ложатся на пуфики,

Подпевают по возможности

Снятие нервного и мышечного напряжения

Побуждение к употребления речи, развитие речевого дыхания

Подведение итогов

Воспитатель накрывает по очереди платком детей на пуфиках:

Платочек волшебный летел-летел, на…(имя) прилетел! Кто в детском саду? Ау!

В группе есть картина, только на ней не хватает животных. …(имя), возьми одно и найди его место.

Занятие закончилось, можно идти играть.

Накрывает детей платком, побуждает позвать АУ,

Обращает внимание детей на картину с силуэтами животных

Выбирают любое животное, находят силуэт, прикрепляют животных на магнитной доске

Наглядно-действенное обобщение материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

Занятие по формированию целостной картины мира "Путешествие по родному краю" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие направлено на расширение знаний детей о достопримечательностях  малой Родины, растительном и животном мире Краснодарского края, воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к приро...

Конспект итогового занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Путешествие в осенний лес".

Конспект итогово занятия в средней группе по формированию целостного картины мира "Путешествие в осенний лес"....

Занятие во второй младшей группе. Область познания: формирование целостной картины мира Тема: «Космос»

Тема: «Космос»Цель: сформировать представления о космосе, солнечной системе, космонавтике.Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: эмоционально заинтересованно ра...