Занятие в старшей группе по обучению грамоте
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Федорова Светлана Валентиновна

Занятие направлено на  развитие фонематического слуха детей,  навыков звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по обучению грамоте  в старшей группе «В мире звуков»

Цель:  развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.

Задачи:

1.совершенствовать умение детей слушать и слышать;

2.упражнять детей в составлении предложений из 2, 3,4 слов  и графически их записывать;

3.развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки, формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит», обратить внимание детей на мягкость звука [к'] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука;

4.закреплять умение определять количества слогов (частей)  в словах;

5. воспитывать в детях инициативность, самостоятельность,  желание помочь.

  1. Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Один – много»  (Карандаш, ручка, тетрадь, альбом, линейка, кисточка, кукла, яблоко, машина, мяч, конфетка,

  1. Игровая обучающая ситуация.

 Составление предложений по картинке.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию к книге З. Александровой «Мой мишка» и составить небольшой рассказ.

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.

Предложить детям составить предложение со словом девочка из двух слов

Девочка шьет…………..  ------------  ---------

Девочка шьет штанишки …………-------------   ----------- ---------

Девочка шьет штанишки мишке ………----------  -------  ---------  ---------

 Сколько всего предложений в рассказе?

 Сколько слов в первом предложении? Первое….., второе……

 Составление предложений по «живой модели».

А вот и сам мишутка. Какой он?   (косолапый, плюшевый).

Давайте составим предложение со словом мишка  из трех слов

Косолапый мишка сидит

Предложить детям выбрать кто каким словом будет.

Дети моделируют предложения:

«Мишка косолапый сидит»; «Косолапый мишка сидит»; «Сидит косолапый мишка».

  1. Физкультминутка  «Оладушки»

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки

Как пожарим повернем

И опять играть начнем

  1. Игровое упражнение «Разноцветные кружочки»

Повторяем: гласные (поющие звуки) ……красный кружок,

согласные звуки (не поются)  ……синий кружок, а мягкие согласные звуки ….зеленый.

А,  К, Д, О, У Л, И МЬ, П ДЬ,Ы ЛЬ, Э

  1. Игровое упражнение «Прятки»

Заблудиться может каждый,

Даже очень очень важный.

Вот и звуки заблудились,

Испугались и закрылись,

Ты найди их поскорей,

             Успокой и пожалей...

           

                Где спрятался звук Т в слове КОТ?

                Где спрятался звук М в слове МАК?

                Где спрятался звук C в слове МАСКА?

               Где спрятался звук О в слове ОСЛИК?

                Где спрятался звук Н в слове НОС?

                Где спрятался звук Ф в слове КОФТА?

  1. Звуковой анализ слова «кот»

           

             Какой первый звук? Как его обозначаем?

             Второй звук? Как его обозначаем?

             Третий звук? Его обозначение?

            Сколько согласных звуков в слове? Гласных?

             Звуковой анализ слова «кит».

             

После прочтения слова по звуковой схеме воспитатель спрашивает: «Какой звук первый в   этом слове»? Первый звук в слове «кит» звучит мягко. И обозначать мы его будем зеленым цветом.

Молодцы!

  1. Игровое упражнение «Паровозик»

Я предлагаю покататься на паровозике. Для этого вам нужно взять билет и правильно найти свой вагончик.

 Вагончик с одним окошком – слова с одним слогом, с двумя – с двумя слогами, с тремя – с тремя слогами. 

Сколько слогов  нам надо узнать.

Хлопать в ладоши пора начинать.

Названия предметов на слоги поделите

И сколько в слове том частей

Скорее вы скажите.

  1. Музыкальная физкультминутка «Поезд Антошка».
  2. Работа в тетради.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе. Тема занятия: «Буква М и звук м».

Образец самоанализа занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе....

Конспект занятия в старшей группепо ИЗО деятельности "Дикие животные"

Конспект занятия в старшей группе  по ИЗО деятельности "Дикие животные"...