Конспект ОД "Сокровища земные полезные такие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фокина Светлана Анатольевна

Расширение представлений о полезных ископаемых Смоленской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сокровища земные полезные такие»

Цель: расширение  представлений о полезных ископаемых Смоленской области.

Задачи:

  • познакомить детей с  новым полезным ископаемым -  торфом, его применением в жизни человека ;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • развивать  познавательный интерес к исследовательской деятельности;
  • воспитывать осознанное, бережное и заботливое отношение к природе и её ресурсам.

Ход ООД:  

Дети и воспитатель работают у стола. 

-Ребята, у меня для вас хорошая  новость: наконец-то пришла посылка, которую мы заказывали и так долго ждали. Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам прислали.

(Распаковываем: в коробке открываются все 4 стенки, несколько маленьких коробочек с мхом. По числу детей)

- Интересно, что же нам прислали?

- Что это?

-Посмотрите, здесь несколько видов мха. Возьмите себе по коробочке с мхом и внимательно рассмотрите. Какой он ? (цвет, форма, размер)

   -У кого такой же, как у Коли?

-Попался ли такой же мох, как у Светы?

(Мох бывает очень разный по форме и цвету: мохнатый, пушистый, игольчатый, похожий на различные кактусы и другие виды растений.)

-Чем мох отличается от других растений? (У мхов нет цветков и корней).

-Как вы думаете, мох- представитель живой или неживой природы? Почему?

- Ребята, посмотрите, (себе взять коробочку со сфагнумом)а вот этот мох-необычный. Как вы думаете, почему?

-Это мох сфагнум (показ).Повтори(2-3 раза)

-Это самый известный из  мхов .Вы встречали такой мох? Где?

(- Как вы думаете, где он растет? (Он растет в болотистой местности.)

- Сфагнум обладает многими интересными свойствами. Он содержит, вещества, убивающие микробов. Если приложить к какой-нибудь ране пучок сухого сфагнового мха, она обеззараживается. Мох хорошо впитывает выделения из раны и убивает микробов. В годы Великой Отечественной войны сухой сфагновый мох нередко использовали в качестве перевязочного материала. Конечно, только тогда, когда не было под рукой бинтов и ваты. Показ фото.

-Ребята, что же еще в посылке?(Показываю атрибуты к игре «Верите ли вы, что…?)

Дети становятся в круг. У каждого ребенка в руках две фишки (черная и белая. Воспитатель задает вопросы, начинающиеся словами: «Верите ли вы, что…». Если дети верят, то поднимают белую фишку, если нет-черную.

-Ребята, верите ли вы, что

  • мох – это растение?
  • у мха нет корней и цветов?
  • наиболее известным представителем мхов является и сфагнум?
  • мхи растут повсеместно от Арктики до Антарктиды?
  • на стволах деревьев мох больше растет с северной стороны?) Почему?
  • мох растет во всех этих уголках природы (показываю картинку: страница разделена на 4 части (болото, море, пустыня, лес)
  • мох растет во всех этих уголках природы (в море не растет)?

- Молодцы, ребята, какие внимательные, сколько знаете о мхах!

-Ребята, предложите свои задания для игры. (Может быть, кто-то из вас придумает свой вопрос?)

(Дети предлагают свои варианты вопросов)

-Верите ли вы, что из мха делали кукол?

Показ куклы из мха.

-Как вы думаете, как  называется такая кукла?

Физкультминутка.

Кукла-моховик показывает движения, дети повторяют

(под музыку).

-В посылке есть еще что-то. Что это? (Торф)

-Как вы думаете, а что такое торф? (Полезное ископаемое)

-Что такое полезные ископаемые?

-Какие полезные ископаемые, которыми богата Смоленская область, у нас уже есть?

-Сегодня в нашей коллекции полезных ископаемых появится еще одно- торф.

-Почему же его прислали в посылке со мхом?

- Если  внимательно посмотреть, можно заметить, что нижняя часть этого мха(сфагнума)  желтоватая и сухая, а верхняя — зеленая, влажная. Нижняя часть мха отмирает и постепенно превращается в …торф. (показ)

- Какой торф? Какие  у него свойства? Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

-Давайте, займем места в центрах исследования.

Деятельность детей по исследованию в микрогруппах

(дети исследуют свойства торфа и заносят показатели в таблицы)

Исследовательская деятельность

Спросить по одному ребенку от подгруппы.

-Дети, много интересного узнали мы о торфе.

-Молодцы. Отлично справились.

-Сейчас я хочу познакомить вас еще с одним свойством огня, каким , вы узнаете, посмотрев видеоролик.

Просмотр видеоролика «Торф горит» 

Добавляем  в таблицу значок огня.

-Как вы думаете, где добывают торф?

Торф образовался на болотах  из мха в течение нескольких тысячелетий (показ картины). Добывают на высохших торфяных болотах – торфяниках. Торфяники в жаркое лето легко загораются от молний и их трудно тушить. Поэтому на торфяниках костры разводить нельзя.

-Как вы думаете, нужен ли торф человеку? Для чего?

(Торф используют на заводах и фабриках, в жилых домах  для топки печей. Удобряют поля. На зиму засыпают некоторые растения, например, розы, чтобы они не погибли от морозов. Им покрывают ямы, где хранятся  овощи зимой. Торф добавляют в землю для посадки комнатных растений.)

-Добавим в нашу коллекцию.

Рефлексия. 

Итог занятия.

-Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Что такое хорошо и что такое плохо».

Конспект открытого занятия«Что такое хорошо и что такое плохо»....

Конспект интегрированного досуга «Что такое хорошо и что такое плохо» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет c использованием информ

Цель. Формирование основ духовно-нравственной личности ребенка.                       Задачи.   Познавательные:-...

Конспект НОД "Земной шар на столе" для подготовительной группы с использованием презентации

Занятие включает познавательную беседу по ознакомлению с глобусом и лепку пластилиновой модели Земли...

Конспект НОД "Земной шар на столе" с использованием презентации

Конспект НОД «Земной шар на столе» для старшей группыс использованием презентации Цель: Познакомить детей с историей появления и использования глобуса.Задачи:1....

Конспект открытого занятия "Что такое хорошо и что такое плохо"

Цели: способствовать осмыслению детьми нравственных норм «хорошо – плохо»; способствовать развитию духовных качеств: проявление доброты, чуткости, оказать помощь другому; у...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Такие полезные камни»

Конспект непосредственно образовательной деятельности«Такие полезные камни» Тематический контроль: «Организация работы с детьми по формированию представлений об экологии н...

Конспект НОД Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Конспект занятия по развитию межличностного общения для детей старшего дошкольного возраста....