Технологическая карта "Здоровье в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Николаева Юлия Александровна

Формирование представления о здоровье, как об одной из основных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Разработала воспитатель Николаева Юлия Александровна

Вид деятельности: занятие

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физической развитие.

Возраст: 5-6 лет, старший возраст

Тема: «Здоровье в лесу»

Цель: Формирование представления о здоровье, как об одной из основных ценностей.

Задачи: 

Обучающие:

- расширять представление о том, что здоровье – одна из основных ценностей;

- уточнять и расширять представление о значении леса (природы) для здоровья;

- формировать представления о зависимости здоровья от окружающей среды.

Развивающие:

- развивать познавательные процессы, мыслительную активность;

- развивать умение участвовать в коллективном разговоре, содержательно строить высказывания;

- развивать умение детей составлять небольшие рассказы на темы из личного опыта;

- развивать коммуникативные навыки 

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

- воспитывать эстетические, нравственные чувства и любовь к природе.

Использованные технологии: технология сотрудничества, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии исследовательской деятельности, нетрадиционные техники рисования, ИКТ.

Методические приемы: Словесные: беседа, объяснения, вопросы, загадки. Наглядные: показ, рассматривание, просмотр презентации, наблюдения. Практические: игровые упражнения, физкультминутка, решение проблемной ситуации.

Планируемые результаты:

- повышение мотивации к здоровому образу жизни;

- проявление интереса к поисковой деятельности;

- формирование умения определять возможные методы решения проблемы;

- возникновение желания проявлять речевую активность в процессе совместной деятельности;

- рост уровня любознательности, наблюдательности;

- активизация речи детей, пополнение словарного запаса;

- возникновение желания самостоятельно делать простейшие выводы.

Материалы и оборудование: 

Проектор, экран, ноутбук, презентация, карта, игрушка Домовенок, предметные картинки «Человек» и «Дерево», пень, «подсказки от Лесника», мягкие модули, скомканный лист бумаги (письмо Грязнульки), шишка.

Раздаточный материал:

Тент-тейбл (1 на пару), пальчиковые краски, фломастеры на водной основе.

Этапы

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный

Включение в занятие, приветствие

1 мин.

-  Здравствуйте, ребята! Я рада быть сегодня у вас в гостях и очень хочу познакомиться!

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Дети здороваются

Подготовительный

Создание игровой образовательной ситуации

Вопросы, стимулирующие процесс мышления, активизация словаря

Мотивация к деятельности

Основной

Актуализация знаний

Вопросы, стимулирующие процесс мышления, активизация словаря

Вопросы, стимулирующие процесс мышления, активизация словаря

Открытие нового знания

Координация дыхания

опросы, стимулирующие процесс мышления, активизация словаря

Открытие нового знания

Улучшение подвижности артикуляционного аппарата

Мотивация к деятельности

Профилактика утомляемости

Развитие речи и мелкой моторики

Самостоятельная практическая деятельность

Заключительный

Рефлексия

2 мин.

14 мин.

3 мин.

- Ребята, а знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живем?

- Давайте посмотрим на карту?

- Какого цвета изображена на ней наша страна?

- Как вы думаете почему?

- Верно, леса занимают достаточно большую часть территории России.

- Давайте сегодня мы отправимся в лес?

- Лес недалеко,

Видится легко,

Поворот прошли,

Вот мы и дошли!

Слайд – лес.

- Знаете ли вы кто следит за порядком в лесу? Как его называют?

- Лесник любит всех зверей. Звери в лесу – это какие жители?

- К домику Лесника ведет тропинка. Она какая?

- Послушайте, кто-то кряхтит. Кто это может быть?

Появляется  Домовенок Кузя.

- Кто это?

Говорит Кузя:

- Здравствуйте, ребята. Я Домовенок Кузя. Мой дядя Лесник попросил последить за порядком и здоровьем леса, пока он навестит свою бабушку. Я конечно, согласился…Как дяде откажешь?! А вот про лес-то я ничего не знаю, я же домовой.

- У Кузи все в порядке?

- Как мы можем помочь Кузе?

- Что вы знаете про лес?

- Вы знаете довольно много! А как вы думаете деревья живые или нет? Давайте проверим?

На мольберте предметные картинки «Дерево», «Человек» (ствол – туловище, ветви – руки, корни – ноги, кора – кожа….)

- Как вы думаете этих знаний достаточно, чтобы присматривать за здоровьем леса?

- Нам нужны подсказки. Где Лесник мог их оставить?

В лесу хожу я целый день,

А как устал, сажусь на …. (пень)

- Д/и «Что общего?»  Подсказки Лесника:  1. Человек = лес (человек и лес очень похожи). 2. Солнце, вода, земля (почва). (нам как и деревьям нужны свет, тепло, еда, вода) 3. Деревья в разное время года (мы одеваемся в соответствии с временем года). 4. Деревья разного размера (взрослые и дети).

- Деревья не перестают расти на протяжении всей жизни. И все это время они дышат, как и мы. Давайте подышим свежим лесным воздухом и насытим наш организм кислородом.

Дыхательная гимнастика «Аромат леса»

- А кто дышит в лесу, кроме деревьев?

- Правильно, животные! Знаете ли вы, кого называют хозяином леса?

- Верно, это медведь. Медведь любит полакомиться муравьями. Он кладет лапу в муравейник, а потом слизывает с нее муравьев, а может даже язык засунуть в муравейник и ждать пока его облепят муравьи, после чего втянуть его обратно в рот и проглотить их.

- Представим, что мы с вами превратились в медведей и медвежат и позавтракаем?

Артикуляционная гимнастика «Голодный медведь»

Педагог обращает внимание на скомканный лист бумаги.

- «Здравствуйте! Я гуляла вчера в лесу, там была вытоптанная полянка, везде валяются фантики, пустые банки, бутылки, остатки еды и тряпки, Красотище! Ведь грязь и мусор – залог здоровья! Если вы тоже любите мусорить приезжаете ко мне на полянку.» - Грязнулька.

- Ребята, вы согласны с Грязнулькой? Что будем делать?

Физкультминутка

Мы встанем утром рано.

Найдем мы ту поляну.

Посмотрим на деревья,

Проверим все кусты.

И соберем весь мусор,

Для леса красоты!

- Замечательно, чистоту на поляне навели!

Находим шишку

Речевая игра «Доскажи словечко»

-Бродит по лесу зимой злой, голодный, серый…. (волк)

- Злой тот волк, зимой холодной, потому что он… (голодный)

- Знаем мы, что всем всегда нужна полезная ... (еда)

-Из ягод лесных варенье, всегда поднимет …. (настроенье)

-Есть в лесах своя аптека, вылечит зверя и … (человека)

-Тот здоровьем всегда пышет, чистым воздухом кто … (дышит)

-Если по лесу гулять, будешь крепче ночью...(спать)

-Дождь прошел, в лесу свежо, это очень… (хорошо)

- Ребята, а если пойдет дождь, Домовому можно долго гулять? Почему? Куда ему спрятаться? Как мы можем ему помочь?

- Может быть нарисуем ему дом? Рисовать мы будем на прозрачных листах и как при настоящем строительстве помогать друг другу.

- Домовой глядит в окошко,

С табуретки свесив ножки,

Ягод съел он пол лукошка

Хоть размером он с ладошку.

- Прежде чем рисовать, подумайте какого размера ему нужен дом?

- Замечательно получилось! Кузя, тебе нравились домики?

Кузя:

- Очень, спасибо.

- Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.

- Детский сад не далеко,

Видится легко.

Поворот прошли,

В детский сад пришли!

- Где мы сегодня были?

- Как вы думаете, помогли мы Домовенку?

- Что мы узнали интересного о лесе?

- Чем любит лакомится медведь?

- Что мы делали после того, как позавтракали вместе с медведем?

- В чем ошиблась Грязнулька?

- Для чего Домовенку дом в лесу?

- Можно ли лес назвать страной здоровья? Почему?

Ответы детей

Дети находят карту.

Ответы детей.

Дети шагают змейкой за педагогом.

Дети рассматривают соответствующий слайд презентации.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выполняют игровые задачи, сравнивают.

Ответы детей.

Дети отгадывают загадку.

Находят подсказки.

Дети рассуждают, отвечают на вопросы.

Дети садятся на мягкие модули (пеньки). Выполняют дыхательную гимнастику.

Ответы детей.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Дети берут лист, разворачивают, передают воспитателю прочитать.

Рассуждения и ответы детей.

Дети выполняют упражнения и повторяют текст.

Дети выполняют игровые задачи. Передают шишку по кругу, пока слушают предложение, когда предложение заканчивается тот, у кого шишка заканчивает его.

Рассуждения и ответы детей.

Дети присаживаются к тент-тейблам по двое, выбирают чем будут рисовать, рисуют.

Дети шагают змейкой за педагогом.

Ответы детей.

Использованные источники:

Литература: 

«Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста», Гуменюк Е.Д., Детство-Пресс, 2010

«Дидактические игры-занятия в ДОУ», Панова Е.А., Воронеж, 2007

«Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании», Т.С. Комарова, И.И.Комарова, А.В.Туликов – Мозаика-Синтез, 2011

«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы – Москва, 2019

«Развиваем связную речь. Методические рекомендации» Л.Г.Шадрина, Е.П.Фомина – Москва, ТЦ Сфера, 2012

«Развитие звуковой культуры речи у дошкольников» О.А.Новикова, СПб, Детство-Пресс, 2008

«Развитие речи детей дошкольного возраста» - под ред. О.С.Ушаковой, Москва, ТЦ Сфера, 2013

«Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада» Арушанова А. Г.. —— М.: Мозаика-Синтез, 1999.

«Физкультурные минутки в детском саду», И.Е.Аверина, Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2011

Нормативно-правовые документы:

СанПин 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса»

Электронные образовательные ресурсы:

http://dohcolonoc.ru

http://www.maam.ru

http://nsportal.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка"

Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка" для работы с детьми среднего дошколного возраста....

Технологическая карта проекта деревья и кустарники наших лесов.

Краткосрочный проект в рамках образовательной области "Познание" ....

Технологическая карта интегрированной НОД с включением подвижных игр спортивной направленности «Путешествие в волшебном лесу»

Работа представляет собой конспект НОД с включением здоровьесберегающих технологий в соответсвие с ФГОС...

Технологическая карта "Кто живет в лесу"

Занятие для детей среднего возраста и презентация к нему...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ " Животные нашего леса."

УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ  ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ С ГЕРОЯМИ  ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...