Экскурсия как форма обучения в детском саду
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Данилова Любовь Петровна

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_kak_forma_obucheniya_doshkolnikov.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДАНИЛОВОЙ Л.П.

«ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ДЕТСКОМ САДУ».

Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми.  Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Приобщение детей к культуре своего народа через экскурсии воспитывают уважение, гордость за родную землю на которой живешь. Изучение истории, культуры своих предков поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов.

                       Приобщение ребенка к культуре своего народа через экскурсии воспитывают      уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его.

 Любая экскурсия, как правило, проходит в несколько этапов:

1. Подготовка дошкольников к экскурсии (подготовительная беседа).

2. Вводная беседа.

3. Рассказ педагога, наблюдения детей.

4. Сбор иллюстрированных материалов.

5. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии.

         В подготовительной беседе педагог объясняет цель экскурсии, рассказывает детям, куда они пойдут и что должны наблюдать. Во время беседы можно предложить вопросы, ответы на которые нужно будет дать после экскурсии. Такие вопросы помогут детям вести наблюдения в заданном направлении, не давая возможности отвлекаться. Педагог объясняет, что экскурсия - это такое же занятие, как и все, поэтому во время экскурсии необходимо выполнять требования, предъявляемые к детям на занятии: внимательно слушать, организованно задавать вопросы, не разговаривать, соблюдать дисциплину. Нельзя нарушать порядок, дисциплину и по дороге на экскурсию.

 Во время наблюдения за объектом становится так, чтобы всем было видно. Особое внимание следует уделить технике безопасности и осторожности. Необходимо предупредить детей, что ничего нельзя брать самостоятельно. Сбор материалов для коллекции должно будут производить по разрешению воспитателя.

 Перед началом экскурсии оговариваются средства передвижения к месту назначения (пешеходные переходы, городской транспорт).  Напоминаются правила дорожного движения.

         Виды экскурсий

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить такие разновидности экскурсий:

  • природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру;
  • экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека);
  • экскурсия эстетического характера.

               Природоведческая экскурсия включает в себя
- вводную беседу
- коллективное наблюдение
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
- сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

            Экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых позволяет развивать у детей представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.

Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты. на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает.

Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых знакомство с трудом взрослых дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними.

       Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

В конце экскурсии подводятся итоги. Педагог напоминает план экскурсии, её основные задачи и выясняет, все ли дети усвоили, на все ли вопросы могут ответить. Если что-то осталось для них непонятным, они задают педагогу вопросы.

Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие детей. И именно экскурсионные мероприятия этому способствуют. Роль экскурсий велика. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира,  способствуют многостороннему развитию личности.

Список литературы:

  1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL
  2.  Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс]. 

              3.Дошкольное воспитание. № 2, 2009. Издательство: ООО Издательский дом «Воспитание     школьника», – 2009, 122 с.

             4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера./Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Занятия, как форма обучения в детском саду".

Родительское собрание в разновозрастной группе детского сада "Занятия, как форма обучения в детском саду"....

Школа молодого воспитателя :"Непосредственно-образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду"

Материал интересен начинающим воспитателям и старшим воспитателям в качестве консультации для педагогов....

Консультация для воспитателей "Занятие как форма обучения в детском саду"

Консультация для воспитателей "Занятие как форма обучения в детском саду"...

отчет "Формы дистанционного обучения в детском саду"

статья раскрывает содержательный аспект дистанционного обучения в разрезе старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Доклад на родительском собрании на тему «ООД, как форма обучения в детском саду».

Цель данного доклада: познакомить родителей с понятием «обучение в детском саду»;дать представление о занятиях, на которых осуществляется обучение детей в группе;способ...