Обитатели воды - Рыбы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Велиярова Ирина Станиславовна
Животные водоёма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширить и систематизировать знания и представления детей о рыбах.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.;
  • развивать умение выделять признаки различия и сходства;
  • расширить представления детей о рыбах морей, рек и аквариума.

Развивающие:

  • развивать мышление и память, умение анализировать;
  • развивать эмоциональную сферу детей;
  • формировать познавательную активность;
  • активизировать речь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира;
  • воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: ООД и беседы о воде; рассматривание иллюстраций.

Материал: мультимедийная установка; презентация «Обитатели воды – рыбы».

Организационный компонент

  1. Воспитатель подзывает детей к себе и загадывает им загадку:

Без чего не может мама.

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Ответы детей.

- Да, это загадка о воде. Мы с вами уже познаомились с волшебницей водой и теперь знаем, как она важна для человека. Сегодня к нам в гости пришла капелка – вода. Она хочет познакомить вас с теми, кому она просто необходима (1 слайд).

Воспитатель приглашает детей посмотреть презентацию.

- Мы уже знаем, что встречается с водой каждый день, когда умываемся, ведь она попадает в наш дом из крана. А где ещё нам встречается вода?

- В реке, в море, в луже, в болоте, в ручейке, в океане и т.д. Всё это - водоёмы (2 слайд).

- Во многих из них есть свои жители. Кто это (3 слайд)?

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

- Да, это рыбы.

- Сегодня мы поговорим о рыбах. Для этих существ вода крайне нужна – это среда их обитания. Без неё рыбы умрут.

 - Рыб много в водоёмах Земли. Они легко приспосабливаются к условиям разных водоёмов, так как умеют хорошо прятаться из за камешками, и в водорослях. В этом рыбам помогает их окраска.

- Есть рыбы, которые живут в морях (4, 5слайд)? Как они называются? Морские.

- А как называются рыбы, живущие в реках (6, 7 слайд)? Речные.

Физминутка:

Мы немного отдохнем,  (ходьба)

Рыбку мы ловить начнем. (имитация забрасывания удочки)

Рыбка плавает в водице (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плавает рыбка)

Рыбке весело играть (дети хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка спинку изогнула (руки над головой, прогибаются в спине)

Крошку хлебную взяла (приседают)

Рыбка хвостиком махнула (ладони сложить вместе, волнообразные движения)

Рыбка быстро уплыла. (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плавает рыбка)

- Всех этих рыб мы с вами увидеть и рассмотреть близко не сможем, так как они боятся человека и не подплывут к нам.

- Поэтому сегодня мы познакомимся с аквариумными рыбками. Почему их так называют (8 слайд)?

- Где живут эти рыбы (9 слайд)? В аквариуме. Это специальный прозрачный дом для рыб с такими же, как в природе условиями жизни. Почему прозрачный? Для чего их делают?

Ответы детей.

- Аквариумы стали делать для того, чтобы была возможность держать рыб дома, ухаживать за ними, рассматривать и любоваться их красотой. Ведь рыбы, когда на них долго смотришь, успокаивают человека, помогают ему справиться с плохим настроением.

- Аквариумы бывают разные (10 слайд).

 - Давайте же познакомимся с этими рыбками (11 слайд). Это золотая рыбка, как вы думаете, почему её так называют? В природе таких рыб нет, её вывел человек. Она по – долгу может сточть на одном месте, как неживая.

- Труженик – сом (12 слайд). Сомы любят держаться на дне и активны бывают ночью. Усики помогают им в воде найти себе еду и не заблудиться. Сомов ещё называют «санитарами аквариума», так как они очищают воду от остатков пищи.

- Скалярия (13 слайд). Это большая и очень прожорливая рыбка, её тело напоминает лист дерева, на котором есть линии или пятна.

- Меченосец (14 слайд). Как вы думаете, почему его так назвали? Эти рыбки умеют высоко прыгать и любят жить в густых водорослях.

- Телескоп (15 слайд). Название получил из – за больших выпуклых глаз, как у телескопа. Его ещё называют «пучеглазый». Но зрение у этой рыбы плохое. Этой рвбы тоже нет в природе, её вывел человек.

- И маленькие рыбки – гуппи, их в аквариумах очень много, они живут большими семейками (16 слайд). Это первые рыбки, которые побывали в космосе.

Пальчиковая гимнастика:

Маленькая лодочка по реке плывёт.

На прогулку лодочка всех детей везёт.

Пароход плывёт по речке

И труба дымит, как печка.

Рыбка плавают, ныряют

В чистой, свеженькой воде.

Приплывают, уплывают.

Зарываются в песке.

- Сегодня мы с вами узнали много интересного о рыбах, это единственные существа на земле, кому вода необходима в первую очередь, они не смогут без неё прожить ни дня. Рыбы бывают разные, одни водятся в реках, морях, других разводят в аквариумах.

- Давайте скажем, чем все рыбы похжи и чем отличаются от других животных? Да, свои строением, давайте рассмотрим его (17 слайд).

- Ребята, а как же рыбы дышат под водой? Вот вы когда-нибудь плавали под водой? У вас получалось дышать в это время? А рыбаму помогает особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

- Ребята, а вы знаете, как рыбы появляются? Давайте рассмотрим схему рождения рыб (18 слайд). У рыб тело продолговатой формы, чтобы легче было плавать.

- А ещё, рыбы никогда не бывают неподвижны, они постоянно двигаются: плавниками, жабрами, ртом. Про рыб есть такая загадка: «Открывает рыба рот, а не слышно, что поёт».

- О рыбах нужно заботиться, где бы они не жили, им нужна чистая и прозрачная вода, поэтому чем мы можем им помочь?

Не загрязнять водоёмы.

Не оставляйте мусор на берегу!

Не бросайте мусор в воду!

Не выливайте в воду никакие жидкости!

Не ловите рыбу сетями!

Не губите головастиков! Не ловите обитателей водоёмов!

 Реки, ручейки, моря

На Земле текут не зря!!!

Показ видеофильма о золотой рыбке (1 мин 50 сек)/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ННОД "Обитатели воды - рыбы".

Развивать познавательный интерес к окружающему миру....

Конспект-презентация " Обитатели воды-рыбы"

Ознакомление с окружающим миром "Обитатели воды-рыбы"...

План-конспект занятия по развитию речи по теме "Обитатели воды- рыбы"

Конспект содержит обучающий материал для детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию «Обитатели воды — рыбы»

Задачи: Уточнить и расширить представление детей о рыбах;Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи;Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все ры...

Конспект НОД по познавательному развитию . Тема: «Обитатели воды – рыбы»

Образовательная область: познавательное  развитие.Тема: «Обитатели воды – рыбы»Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: РыбыЦель: создать  условия для п...

Конспект занятия «Обитатели воды – рыбы»

Обобщение материала по теме "Рыбы"...

Конспект - презентация по ознакомлению с окружающем миром "Обитатели воды - рыбы "

Сформировать представление о характерных особенностях рыб,их образе жизни....