Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей логопедической группы "Волшебная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Наталья Александровна

Соль - это интересный материал для опытно - экспериментальной деятельности. На занятии мы развиваем интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закрепляем умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть свойства и особенности. Развиваем наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Систематизируем представление детей о соли и её свойствах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект

занятия с детьми  старшей логопедической группы

Тема: «Волшебная соль»

 (образовательная область «Познавательное развитие»)

Используемые технологии:

  • элементы логоритмики
  • экспериментальная деятельность
  • моделирование
  • приемы ТРИЗ

Подготовила воспитатель:

Иванова

Наталья Александровна

                 

                                                               

Санкт-Петербург

2024

Цель: расширение и уточнение представлений детей о многообразии природного мира, формирование целостной картины мира в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и актуализировать знания детей свойствах соли;  о полезных и не полезных человеку  ее свойствах;
  • закрепить знания о правилах безопасного поведения в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
  • дать возможность применить на практике полученные знания о свойствах соли в повседневной жизни.

Развивающие:

  • продолжать развивать познавательные интересы, любознательность;
  • способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с предметами;
  • развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами;
  • совершенствовать диалогические формы речи. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения
  • развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о соли и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности;
  • закреплять умение сравнивать, выделять свойства объектов, классифицировать их по признакам с использованием универсального приёма ТРИЗ «хорошо-плохо».
  • способствовать развитию мыслительных способностей (сравнению, сопоставлению, систематизации, обобщению, анализу); умению определять взаимосвязи между предметами и явлениями
  • развитие интереса к изобразительной деятельности. Обогащение сенсорного опыта, развитие органов восприятия  (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызвать радость открытий, полученных от исследовательской деятельности;
  • воспитывать осознанное, бережное и заботливое отношение к природе;
  • воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

Предварительная работа:                                                                                                                          

Презентация « Чудо-соль», рассматривание иллюстраций, фотографий, беседа о добычи соли,                                                                         чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок, рисование  картин солью, создание

декоративных баночек.

Оборудование:

  • Демонстрационные материалы:                                                                                                                                                        Кукла Незнайки, плакат «польза - вред», карточки к плакату,  модель правила поведения  в лаборатории,  модели о свойствах соли, «картина настроения»
  • Раздаточные материалы на каждого ребенка:

Баночки с солью,  баночки с водой, тарелочки, ложечки, лупы, сырые яйца, лёд, удочки, прозрачные стаканы, тарелки с солью, палочки, салфетки, шарики смайлики.

Ход  занятия

1.  

Организационный момент

Цель: включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии.

Приглашаю детей собраться в круг

«Мы ладошку к ладошке сложили,

И друг другу дружить предложили.

Будем заниматься и играть,

Чтобы добрыми и умными стать»

  • Ребята к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь и подарите им свои улыбки.

2.

Проблемная ситуация

Цель: введение в проблемную ситуацию.

Стук в дверь. Входит Незнайка.

  • Здравствуй, Незнайка. Почему ты такой грустный?- Ребята в нашем Солнечном городе повар попросил меня приготовить обед. Я нёс  и мешочек с солью, но так торопился, что случайно уронил его в лужу. И соль куда-то исчезла. Помогите мне, пожалуйста, узнать, куда она исчезла.
  • Ребята поможем Незнайке?
  • Незнайка, оставайся с нами, и ты узнаешь много нового и интересного. - Спасибо за приглашение.

Дети садятся на стульчики

3.

Беседа о соли

« Соль бывает разная»

Цель: развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами. Совершенствовать  диалогические формы речи. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения.

  • Я думаю, Незнайке интересно будет узнать о  том, что такое соль. И вы мне поможете рассказать.
  • Соль,  Незнайка, это полезное ископаемое. Она бывает разная.                                                                                                               Какая бывает соль? - каменная, морская соль 
  • Где добывают каменную соль? - в горных месторождениях.
  • Она сразу попадает к нам  на стол? – нет.
  • Потом ее перерабатывают, отбеливают, перемалывают,  и получается поваренная соль.
  • Зачем нужна поваренная соль? – добавляют в пищу.
  • Она бывает, какого помола? – крупная и мелкая
  • А как получают  морскую соль?-  её добывают путем выпаривания из морской воды
  • Много лет назад соли добывали мало, и она была очень дорогая.  Не каждый мог её купить. У кого была соль, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно и бережно.
  • Кто вспомнит  пословицы о соли?

«Без соли, без хлеба - половина обеда»

«Без соли, без хлеба - худая беседа»

«Без соли, без хлеба за стол не садятся»

«Чтобы узнать человека, с ним надо пуд соли съесть»

4.

Плакат - «Польза-вред»

Цель: расширять и актуализировать знания детей свойствах соли; о полезных и не полезных человеку ее свойствах, с использованием универсального приёма ТРИЗ «хорошо-плохо».

  • Незнайка говорит: Ребята, а мне интересно соль полезная или вредная?
  • Про какую соль сначала расскажем, полезную или вредную?
  • Незнайка  мы для тебя составим плакат, чтобы ты все запомнил.

Раздаю  карточки( перевернув веером)

  • Ребята  расскажите, чем соль полезна?

Ребята объясняют  и  прикрепляют карточки  на панно

(говорят полным предложением)

Польза                                                  

  • Соль используют для приготовления пищи.
  • Применяют для консервирования овощей.        
  • Используют в медицине (солевым раствором промывают нос, поласкают горло)
  • Полезно дышать в соляных комнатах.
  • Очень любят соль животные. Их подкармливают специальной солью, они её лижут (лизунец)
  • Солью посыпают дороги и тротуары от гололеда.
  • Можно делать соленое тесто для поделок.
  • Солью можно рисовать картины.
  • Солью отмывают грязную посуду.

Вред

  • В больших количествах соль вредна для человека задерживает жидкость в организме.  Люди испытывают головные боли.
  • Если добавить  соли много в пищу, то она будет пересолена.
  • Солеными руками нельзя трогать глаза.
  • Будет больно, если попадет в ранку.
  • Соль портит металлические части автомобиля.
  • Разъедает автомобильные шины.
  • Портит обувь.
  • Незнайка ты всё запомнил? – Да, спасибо

                 5

Игра «Солёный - не солёный»

Цель: способствовать развитию мыслительных

способностей, воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

  • Незнайка предлагает поиграть в игру «Солёный - не солёный»
  • Встаньте полукругом. Если услышите продукт, который солят - нужно присесть, а если нет - нужно встать и похлопать:

Варенье, чай, борщ, компот, кисель, вареная картошка, мармелад, котлеты, винегрет, мороженое.

                6

Правила работы, в

лаборатории

Цель: воспитывать

умения соблюдать правила поведения и необходимые меры безопасности при проведении опытов.

  • Соль-это не только вещество необходимое человеку для жизни, но и интересный материал для опытов и экспериментов.
  • Ребята, хочу пригласить вас с Незнайкой в научную лабораторию.
  • А кто работает, в лабораториях? - ученые
  • Прежде чем начать наши исследования  назовите правила поведения в лаборатории

Обращаю внимание детей на модель-подсказку

  1. Не трогать глаза руками.
  2. Соблюдать тишину в лаборатории.
  3. Не толкать соседа во время работы.
  4. Сначала посмотри, а потом повтори.
  5. Выполнил, положи на место.
  • Проходите в лабораторию, присаживайтесь. Незнайка тоже будет наблюдать за вашей работой.

7

Практическая опытно-экспериментальная деятельность

Цель: развивать интерес к исследовательской деятельности, умение устанавливать и обобщать причинно-следственные связи в процессе проведения

опытов. Умение делать выводы.

Воспитывать аккуратность при проведении работы.

Карточки-модели на столах

1. Опыт «Какая соль»

  • Перед вами стоит баночка с солью. Какого цвета соль? - белого   
  • У кого модель, которая поможет вам запомнить, что соль белая. 

Ребенок прикрепляет модель

  • Определим, есть ли у нее запах? Понюхайте её -  без запаха

 Ребенок прикрепляет модель

  • Насыпьте две ложки соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? – насыпали
  • Значит соль, какая - сыпучая, рассыпчатая

Ребенок прикрепляет модель

  • Если мы с вами посмотрим на соль на что она похожа? -соль похожа на порошок, на снег, сахар….
  • Возьмите лупы, рассмотрите соль на тарелочке через увеличительное стекло. И Незнайка посмотрит. Что вы видите? - крупинки, зернышки, кристаллы
  • Возьмите ложки и нажмите на соль. Что произошло? – соль хрустит 
  • Почему? - потому что состоит из кристаллов, кристаллы трутся друг о друга.
  • Что еще  хрустит зимой? - снег
  • Почему он хрустит? - тоже состоит из кристаллов

2. Опыт « Соль растворяется в воде»

  • Про соль говорят «В воде родится, а воды боится». А так ли это, мы сейчас узнаем.
  • Перед вами стаканчик с водой. Попробуйте,  какая вода? - пресная, она не имеет вкуса.
  • Наберите пол ложки  соли, положите в стакан с водой и размешайте. Что произошло с солью? - растворилась
  • Изменился ли цвет воды?  - нет, вода осталась прозрачная

     Ребенок прикрепляет модель

  • Вкус воды изменился? Попробуйте. - Вода стала соленой

Ребенок прикрепляет модель

3. Опыт  «Плавающее яйцо»

  • Сейчас я проведу опыт. Возьму два стакана с водой. В первом стакане у меня обычная пресная вода. Откуда мы можем взять пресную воду? - Из крана, реки, озера
  • Опускаем яйцо, что произошло? - Опустилось на дно
  • Во второй стакан добавлю соль, и размешаю хорошо. Как вы думаете, что произойдет, если я опущу второе яйцо? - Оно  будет плавать на поверхности 
  • Проверяем. Какой можно сделать вывод? - Соленая вода помогает предметам удерживаться на поверхности, поэтому они не тонут. В морской воде плавать легче, чем в обычной пресной воде. 

Ребенок прикрепляет модель

  • Предлагаю повторить, что мы узнали о соли, чтобы Незнайка все запомнил. - Соль белая, соль не имеет запаха, соль по вкусу соленая, соль сыпучая,  соль состоит из кристаллов, соль растворяется в воде, в соленой воде предметы плавают 

8

Опыт «Ледяная рыбалка»

Цель: способствовать овладению приемами практического взаимодействия с предметами; воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

  • Ребята, а сейчас,  вместе  с Незнайкой,  мы отправимся  на необычную  «Рыбалку». Чтобы рыбалка была удачной, выполнять будете  всё вместе со мной, не торопитесь

Раздаю удочки

  • Намочите кончик своей удочки.

Высыпаю  кубики  льда.

  • Ребята,  а какой лед? - Холодный, твердый, скользкий, прозрачный
  • Положите веревочку на лёд, и посыпьте  солью.
  • Как соль действует на лёд? - Он начинает таить, вокруг веревочки 
  • Чтобы увидеть, что произойдет со льдом надо немного подождать.

9

Физкультминутка

Игра с движением

«Соли в речку брошу я…»

Цель: координация речи с движением.

  • А пока юные ученые, предлагаю немного поиграть и отдохнуть.

Соли в речку брошу я-

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

Черепахи зашуршат.

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Только где бы по пути

Столько соли мне найти?

  • Проверим, попалась наша рыбка на удочку.
  • И я с Незнайкой буду ловить. Ой, как здорово у меня получилось. Все поймали?
  • Что произошло с веревочкой? - Она примерзла
  • Свой улов положите в ведерко.
  • Такой опыт вы можете  провести  дома и удивить своих родителей.                                                                       И ты Незнайка, можешь провести такой   опыт для  своих друзей.

10

   Рисование на соли

« Волшебные экраны»

Цель: развивать творческие способности детей, интерес к изобразительной деятельности. Обогащение сенсорного опыта, развитие органов восприятия.

Ребята,  а сейчас я вас приглашаю в художественную мастерскую. На соли можно рисовать картины, как на песке палочками.

  • Рисовать будем не просто. Я буду загадывать загадку, а вы рисовать отгадку ватными палочками, на «Волшебных экранах», а Незнайка проверять

1 .Светит, сверкает, всех согревает (солнце)

2. С неба падают зимой и кружатся над землёю,

Легкие пушинки, белые …(снежинки)

3. Листьев нет, на ней есть хвоя.

Весела и зелена.

Шишек длинненьких, полна! (елка)

4.Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мёд? (цветок)

  • Все отгадки нарисовали правильно. Тебе понравилось Незнайка?
  • Художественная мастерская закрывается

10.

Итог занятия.

Рефлексия

Цель:  продолжать формирование умения осуществлять самооценку своей деятельности, формировать понимание своего внутреннего состояния, удовлетворенности от  положительной продуктивной деятельности 

Дети встают вокруг Незнайки

  • Ребята, мы готовы ответить на вопрос Незнайки? Какой он был? - Куда исчезла соль?- Она растворилась  
  • Незнайка: Я ребята узнал много нового и интересного  про  соль, и смогу рассказать своим друзьям
  • Ребята, я предлагаю Незнайке подарить баночку с солью,  чтобы он смог приготовить обед для своих друзей.                                                                                             Незнайка: Спасибо ребята - до свидания, Незнайка
  •  Ребята, что интересное вы делали на занятии?
  • Что бы вы рассказали дома,  родителям о соли?
  • Какой  опыт  хотели бы  повторить дома?                                                                                                              

  • А сейчас подумайте, какое настроение у вас после занятия и выберите смайлик шарик, и мы создадим «Картину настроения»                                                                                                                    
  • Ребята, чтобы у наших гостей было тоже хорошее настроение, предлагаю подарить   разноцветные баночки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «День Рождения Деда Мороза» Авторы: Старший воспитатель: Логунова Е.А. Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.

Данный материал разработан для детей дошкольного возраста (6-7 лет).  Образоваельная область - познавательное развитие. Познакомить детей с  историей возникновения и традициями праздник...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух»

Поисково-исследовательская деятельность - это тот вид деятельности, который   сможет подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспыт...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей логопедической группе

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей логопедической группе...