"Перелетные птицы" (старшая группа)
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

Верясова Каролина Александровна

Занятия про птиц помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе. Раскажут, насколько мир разнообразен и интересен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy_st.gr_.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОО «Познавательное развитие»

 с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

                                  «Перелетные птицы»

Цель – Расширение представления детей о характерных признаках весны, знаний детей о перелетных птицах родного края.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде;
  • Продолжать учить детей различать голоса перелетных птиц.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес; развивать интеллектуально-познавательное мышление, память, зрительное и слуховое восприятие;
  • Развивать способность замечать новое, необычное в привычных явлениях;
  • Развивать связную речь детей с помощью мнемотаблицы, активизировать словарь, обогащать речь детей пословицами и поговорками о птицах;
  • закрепить умение зарисовывать стихотворение с использованием мнемотаблицы.

Воспитательные:

  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, чувство ответственности, вызвать желание заботиться о них;
  • Воспитывать умение слушать педагога, работать в коллективе сверстников.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на участке и за приметами наступающей весны в природе;
  • беседа о птицах;
  • слушание голосов птиц;
  • рассматривание картин о весне (“Грачи прилетели”, В. Саврасов) и иллюстраций с изображением птиц.
  • разучивание логоритмических, подвижных и пальчиковых игр;
  • дидактические игры: «Кто лишний», «Найди птице гнездо», «Улетают – не улетают», «Один-много»;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр видео роликов;
  • прослушивание аудио (голоса птиц)

Материалы и оборудование:

  • демонстрационный материал «перелетные птицы»;
  • модели «глаза», «ухо», «карандаш»;
  • мольберт;
  • магнитная доска;
  • звуковая фонограмма явление природы, пение птиц;
  • перышко птицы;
  • коллаж «Птицы»;
  • мнемотаблица «Грачи»;
  • листы бумаги;
  • простые карандаши

Методы и приемы:

  • игровая
  • коммуникативная
  • восприятие художественной литературы
  • двигательная

Ход занятия:

Дети входят в группу, встают полукругом.

- Ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим свои улыбки. Как хорошо, что сегодня мы собрались вместе. Я вижу настроение у вас замечательное.

- Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам тоже нужно.

Ритмическая игр-приветствие.

«Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас.

Дружно за руки возьмемся,

И гостям мы улыбнемся»

- Я вам сейчас прочитаю стихотворение. Послушайте его внимательно.

Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.

- Ребята, скажите пожалуйста про какое время года это стихотворение? (Про весну)

- После какого времени года наступает весна? (После зимы)

- Ребята, скажите, как называются весенние месяцы?

- Сейчас какой месяц наступил? Какой по счету апрель?

- Как вы узнали, что наступила весна? (Дети перечисляют приметы весны)

 - Ребята, я сегодня по дороге в детский сад получила письмо, но не успела еще открыть и прочитать (воспитатель открывает конверт, достает перышко птицы). Что это такое? Кому оно принадлежит? (Перо птицы)

(Звучат голоса птиц)

-Послушайте, как красиво они поют.  А вы знаете, что 1 апреля у всех птиц был «День рождения». Этот день называется «Международный день птиц». С давних времен люди с уважением и восхищением относились к птицам. Ведь птица может парить в небе, а люди всегда мечтали летать как птицы. Поэтому, сегодня наше занятие будет посвящено птицам.

- Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые прилетают с юга. Как они называются? (Перелетные)

- В какой стране мы живем? (В России) Раньше на Руси дети выходили на улицу, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же.

 Закличка:

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам,

Принесите нам

Весну красную, весну ясную!

Я вас приглашаю в путешествие, чтобы мы с вами лучше узнали наших пернатых друзей. (вместе с детьми под музыку подходим к мольберту с коллажом и моделью «глаза»).

-Здесь будет наша первая остановка. Присаживайтесь на стульчики, выпрямите свои спинки. Здесь вы видите картинку- модель «глаза», значит вам надо быть очень наблюдательными.

- Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (Перелетные)

- Каких перелетных птиц вы знаете? (Дети называют).

- А почему они улетают так далеко? (Потому что нет насекомых для еды)

- Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)
- Каких зимующих птиц вы знаете?
(Дети называют)

- Эта картинка поможет нам справиться с заданием. Мы сейчас с вами будем внимательно рассматривать и рассказывать о птицах с помощью коллажа.

(Педагог, указывая на картинки спрашивает почему это относится к птицам)

- Ой, смотрите, ветер налетел и все картинки унес. Надо вернуть их обратно. (Дети по памяти воспроизводят коллаж, берут элемент коллажа и вешают на магнитную доску.)

Гимнастика для глаз.

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.

Чтобы глазки зорче были,              (Дети выполняют движения глазами

И в очках чтобы не ходить,              в соответствии с текстом)

Эти нужные движения предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ножки.

Влево-вправо побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей, открываем поскорей.

А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов,

Закрывай глаза, открывай глаза.

И снова, к путешествию готов!

-Наше путешествие продолжается.

 (дети под музыку переходят на следующую остановку. На мольберте вывешаны картинки птиц и модель «ухо».)

- А сейчас мы с вами оказались на лесной полянке. Берите пенечки и садитесь на них. Садитесь удобно, спинки прямые. Кого вы видите здесь? Как эти птицы красивы. Скажите, каких птиц вы узнали? (ласточка, кукушка, грач, скворец, соловей, журавль, аист, иволга). - Ребята, какую пользу приносят птицы? (Уничтожают насекомых – вредителей, радуют нас своим пением...)

- Правильно. Они очень на нужны, и поэтому существуют правила защиты птиц. Расскажите пожалуйста про эти правила. (Дети рассказывают)

- Нельзя разрушать гнезда, потому что птицы выводят в них птенцов.

- Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить. 

- Нельзя громко в лесу слушать музыку, можно их испугать.

-Молодцы, ребята! Чем птицы похожи, вы мне сказали, а чем птицы отличаются друг от друга?

 (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев, местом, где строят гнезда).

-Правильно. А еще они отличаются своим пением. В народе говорят: «Всякая птица своим пером гордится и по-своему поет».

- (Показать модель «ухо») Вы догадались, что вам предстоит сделать. (Слушать пение птиц и отгадать, какая птица поет). Чтобы у нас все получилось, вы должны быть внимательны и помнить, что в лесу громко кричать нельзя. Надо дождаться пока птица споет свою песню и только потом отвечать, но не перебивая друг друга. (Звучат голоса птиц, дети отгадывают. Убирают картинку птицы с мольберта)

- Молодцы! Хорошо знаете голоса птиц нашего края. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях? (Рассуждение детей: О том, как птицы любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.)

Мы отправляемся дальше, и я приглашаю вас на веселую птичью разминку.

Физкультминутка:

Стая птиц летит к нам с юга,

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

Птички начали спускаться, на поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птицам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много.

Вот и Родина. Ура!

Приземляться нам пора.

(Дети выполняют движения, в соответствии с текстом).

- Мы снова оправляемся дальше. (Звучит музыка. Дети подходят к столам и садятся.)

- Сейчас я вас познакомлю со стихотворением, которое посвящено одной птице. Давайте его выучим. И не только выучим. Видите, на подсказке нарисован карандаш. Что это может означать?(Высказывание детей) Да, вы его еще и зарисуете. А поможет нам в этом мнемотаблица. (Показать пустую мнемотаблицу).

-А мнемотаблица пустая, на ней ничего нет. Но ничего страшного, я вам загадаю загадку, вы мне скажите, о какой птице мы будем запоминать и зарисовывать стихотворение и мнемотаблица откроется.

Загадка:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по полю вскачь,

А зовется птица…..(ГРАЧ)

(Показать мнемотаблицу со стихотворением)

- Вы поняли, как называется стихотворение, про какую оно птицу?

- Приготовьте свои ушки. Слушайте внимательно. (Педагог читает стихотворение)

- Ребята, о ком это стихотворение?

- А теперь, я снова прочитаю стихотворение, а вы внимательно смотрите на мнемотаблицу. (Прочитать еще раз стихотворение с опорой на картинки в мнемотаблице. Вместе с детьми прочитать стихотворение еще раз).

- А теперь, я снова закрываю табличку, а вы вспоминайте стихотворение и зарисуйте его. (Дети выполняют задание)

- Посмотрите, ребята, какие вы молодцы, вспомнили стихотворение от начала до конца. Свои мнемотаблички вы унесите домой и расскажете стихотворение своим маме и папе.

Подведение итогов. 
Наше с вами путешествие подошло к концу. Вам понравилось оно? Что нового вы сегодня узнали?
(Высказывание детей) Что вам больше всего понравилось? Спасибо вам большое, вы большие молодцы. Я вижу, как вы много знаете о птицах. Нам пора возвращаться в обратный путь, но перед этим давайте перелетных птиц посадим на наше дерево, пусть они нас радуют своим присутствием и звонкими голосами. (Дети берут картинки птиц и вешают на березу). Прощаются с гостями и выходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы". Старшая группа

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы" предназначена для консультативной помощи  родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

календарный план "Перелетные птицы" старшая группа

Календарно-тематический план психолого-педагогической работы в старшей группе на тему недели "Перелетные птицы" по ФГОС. Программа "От рождения до школы"  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильев...

конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/

конспект занятия по познавательному развитию  «Перелетные птицы»  /СТАРШАЯ  ГРУППА/...

Конспект занятия по рисованию «Перелетные птицы» (старшая группа)

Конспект занятия по рисованию«Перелетные птицы»(старшая группа) ...

Проект "Перелетные птицы"- старшая группа

Образовательный проект«Перелетные птицы»для детей старшей группы Савенкова Наталья Валентиновна,воспитатель,МКДОУ № 17 «Земляничка»с.Коменки Сроки проведения: 15.03.2016 – 31.03.2016 года.Ти...

Конспект НОД "Перелетные птицы" старшая группа

Конспект НОД "Перелетные птицы" старшая группа...

Коспект Нод "Перелетные птицы" старшая группа

Учимся делать набросок птицы карандашом, с последующим раскрашиванием акварелью....