Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие на Куршскую косу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Смагина Валентина Николаевна

Цель: продолжать знакомить детей с заповедниками родного края, в частности с Национальным парком "Куршская коса" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение                                                                                   «Детский сад №6 «Светлячок»

          Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе                                                                                   Тема: «Путешествие на Куршскую косу»

Выполнила: воспитатель Смагина В.Н.

                                    п. Малое Луговое 2024 г.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с заповедниками родного края, в частности с национальным парком «Куршская коса».  Формировать потребность познавать природу своей Малой родины.

Развивающие: развивать интерес к родному краю, внимание, память, речь. Обогащать  словарь: фашины, орнитолог, орнитологическая станция. Продолжать учить анализировать, делать выводы.                                                                                        Воспитательные:  воспитывать у детей ответственное и бережное отношение к родной природе, чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Материал и оборудование:   мультимедийный проектор, коробки с песком, веточки, деревья из пластилина, картинки птиц и деревьев, разрезные картинки животных, сетка «Ловушка», камни янтаря, мышонок.

Предварительная работа: беседа и чтение книг о природе родного края. Чтение произведения К. Кретовой «Приключения мышонка Недо в Калининграде, или квест мышиного короля». Рассматривание иллюстраций растений и животных Куршской косы.

                                      Ход образовательной деятельности:

Ребята заходят в группу.                                                                                                                              Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с гостями (здороваются), а теперь поприветствуем друг друга. (приветствие).
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(берутся за руки)                                                                                                                Воспитатель: - Дети, а как называется наш край, в котором мы живем и главный город?                                                                                                                                                  Дети: - Калининградская область. Город Калининград.                                                                               Воспитатель: - Калининград и Калининградская область – это наша Родина. А что такое Родина?                                                                                                                                                   Дети: - Это место, где мы родились и живем.                                                                                Воспитатель: - Предлагаю прочесть чудесное стихотворение о нашем крае. (Дети читают стихотворение, на экране появляются слайды с картинками).

Калининград — красивый, величавый!
Ты столько тайн в себе хранишь?!
Историю из книжек твою знаем.
Ты - памятником ей стоишь.
Ты - город настоящих королей,
Хозяин мощных кораблей
И властелин морской пучины,
Куда деревья слезы лили,
А волны превратили их в янтарь.
Так и возник балтийский рай.
Здесь сосны, ели величавы.
Дубы стоят по триста лет,
Песок лежит, как в золотой оправе
И излучает солнца свет.
Здесь воздух ладаном наполнен,
Покой и тишина живут.
И аисты с большой любовью
Надежно гнезда свои вьют.
Здесь лебеди в любовь играют
И рыбки золотые ждут…
И краше нет родного края!
Кто не был в нём, те не поймут.

(Татьяна Нежельская)

Воспитатель:- Ребята, правда, очень красивый наш край?                                                                               Дети:- Да.                                                                                                                                               Дети присаживаются  на стульчики.                                                                                                             Воспитатель:- Вы обратили внимание, что я сегодня пришла с рюкзаком, как думаете что там? (ответы детей). Ой, я чувствую, кто-то шевелится и пищит. Ну-ка, посмотрим! (достает из рюкзака мышонка). Так это наш знакомый мышонок! Что вы про него знаете?                                                                                                                                                  Дети:- Его зовут Недо. Он путешествовал с девочкой по достопримечательностям Калининградской области.                                                                                                                  

Воспитатель:- Смотрите, у мышонка есть конверт. Что же там? Письмо. Прочитаем. (читает письмо: Здравствуйте, ребята! Как вы помните, я уже бывал в вашем краю и мне очень понравилось это путешествие. Но особенно меня впечатлил заповедник «Куршская коса». Хочу еще раз посетить это уникальное место, буду вам очень благодарен, если вы отправитесь туда вместе со мной!                                                                                                                                    Воспитатель: Ну, что ребята совершим путешествие на Куршскую косу вместе с мышонком Недо?                                                                                                                                                       Дети: - Да, конечно!                                                                                                                       Воспитатель:- Посмотрите на карту Калининградской области. Покажите, какие страны граничат с нашей областью? Где  заповедник  Куршская коса. (слайд карта Калининградской области, ребенок показывает). А что такое заповедник?                                                                                                Дети:- Заповедник, это место в котором живут птицы и звери, они живут на воле. В заповедниках часто встречаются редкие животные и птицы, занесенные в Красную книгу. Здесь нельзя строить ни дома, ни дороги. Только ученые, могут приходить в заповедник, чтобы изучать животных и растения. А всем отдыхающим нужно соблюдать правила поведения. Ходить по специально отведенным дорожкам.                                                                                  Воспитатель:- Ребята, мышонок нам поможет там оказаться. (дети встают вокруг мышонка и касаются его). Ты мышонка коснись, зажмурься, три раза повернись, открой глаза и удивись. И так мы с вами  попадаем  в национальный парк Куршская коса. (слайд Кушская коса). Что это за место?                                                                                                                                                      Дети: - Куршская коса – песчаная полоска суши саблевидной формы, длиной 98 км. Отделяет пресноводный Куршский залив от соленого Балтийского моря. Самое узкое место косы – 400 м (п. Лесной). Самое широкое – 4 км (п. Рыбачий). Государственная граница России и Литвы делит ее почти пополам.                                                                                                        Воспитатель:-  Ребята, может кто из вас знает легенду о косе?                                                             Дети:- Легенда, возникшая у куршей, рассказывает о девушке-великанше Неринге, которая решила отделить от шумящего моря. Для этого отрезала свои волосы и положила на дно морское. Приносила горы песка в своем фартуке и сыпала на косы. Где завязки передника лопались, вырастали песчаные дюны.                                                                                                                            Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у мышонка  есть фотографии. Это те места, где мышонок хотел бы оказаться снова.                              

Воспитатель: - Ну-ка, София возьми одну из них и скажи, что там изображено?

Дети:- Песчаные барханы – это дюны или песчаные горы. (слайд – дюна Эфа)                                                                  Воспитатель:- А кто помнит, как называется самая  высокая дюна?                                                            Дети:- Самая высокая дюна называется дюна Эфа. Названа в честь немецкого ученого и инженера Вильгельма Эфа.  Он придумал укрепить дюну клетками из сухого камыша – фашинами, которые сдерживали пески, благодаря чему дюны становились выше. В клетки высаживали травы и кустарники с большими корнями, чтобы укрепить края и удержать насыпь на одном месте. Благодаря его работе удалось остановить движение  песка и не допустить уничтожения многих деревень.  (слайд –дюна Эфа и дюна Эфа с фашинами)                                                                                                                          Воспитатель:- Ребята, давайте напомним мышонку, как нужно перемещаться по территории заповедника?                                                                                                                                           Дети:- По всей территории ходить  запрещено, поэтому туристы совершают экскурсию по специально установленным деревянным помостам.                                                                       Воспитатель: - Проходим  с вами по дорожке и подходим к дюнам. Ребята, вы бы хотели попробовать сами сделать укрепления?                                                                                                     Дети:- Да.                                                                                                                                                        Воспитатель: - Я вам предлагаю взять сухие веточки, сделать из них укрепления и высадить кустарники. (дети укрепляют дюны и высаживают «кустарники»)                                                                                                 Воспитатель: - Для чего мы  с вами укрепляли дюны?                                                                      Дети: - Чтобы удержать пески.                                                                                                        Воспитатель:- Посмотрим фото, где мышонок еще хотел побывать?  Катя, возьми фотографию, что на ней изображено?                                                                                                                          Дети: - Пятнистый олень.                                                                                                                    Воспитатель: - Где мог встретить оленя мышонок?                                                                                     Дети: - В Королевском бору. (слайд – Королевский бор)                                                                                                Воспитатель: - Может кто-нибудь  знает, почему так называется лес?                                        Дети:- Еще в давние времена, здесь охотились Прусские короли.                                               Воспитатель: - Направляемся с вами  по дорожкам в королевский бор. Посмотрите, какие деревья здесь растут?                                                                                                                         Дети:- Сосны, ели, ольха, береза, осина, каштан, туя гигантская.  Лиственные и хвойные деревья.                                                                                                                                       Воспитатель: - Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья?            Дети:- Смешанный лес.                                                                                                           Воспитатель:- Ребята, а сейчас давайте покажем мышонку, какие  животные обитают в Королевском бору и на всей территории Куршской косы? (детям предлагается собрать разрезные картинки животных и назвать их)                                                                                                                                 Воспитатель:- В Королевском лесу мы побывали, смотрим следующее фото. (один из детей выбирает фото)                                                                                                                                            Дети: - Это фото зяблика.                                                                                                      Воспитатель: - Кто-нибудь из вас догадался, где мышонок мог сделать это фото?                       Дети:- На орнитологической станции «Фрингилла».                                                           Воспитатель: - Предлагаю посетить интересное место - станцию «Фрингилла». Почему она так называется?                                                                                                                                       Дети:- Потому, что здесь очень часто встречается птичка зяблик, в переводе с латинского «фрингилла».                                                                                                                              Воспитатель: - Что здесь есть?                                                                                                        Дети: - На  станции используются две огромные ловушки для ловли птиц. По своей форме они напоминают сачки. Только огромные. 

Воспитатель:- Ребята, скажите, человек какой профессии работает на станции?                               Дети:-  Орнитолог – человек занимающийся птицами. Орнитология – наука о птицах. Воспитатель: - Предлагаю Мише побыть орнитологом и рассказать, чем же занимаются на орнитологической станции?

Миша-орнитолог (проводит беседу с опорой на картинки):-  У косы есть  название — «Птичий путь». Здесь проходит древний миграционный коридор для перелетных птиц – место, где птицы отдыхают во время перелета. Работа орнитолога – ловить птиц и кольцевать.

Так изучают миграцию  пернатых – их перемещение.  Кольцевание - это метод индивидуального мечения птиц. У каждой птицы свое по размеру колечко, где указывается серия, номер и адрес. Птичку ловят и определяют ее возраст, длину крыла, сколько жира на теле, взвешивают на весах. Все данные записываются в журнал. Все это нужно, чтобы знать количество разных видов птиц, как они летают, возвращаются ли опять, где гнездятся. Больше всего птиц ловится  осенью и весной.                                                                                                           Воспитатель: - А почему, ребята?                                                                                                                            Дети:- Потому, что в это время птицы улетают в теплые края и возвращаются.

Воспитатель:- А теперь, я предлагаю вам посмотреть, какие же птицы попали в ловушки. Каждый берет одну птичку, называет ее и прикрепляет на доску.

Воспитатель:- Ребята давайте поблагодарим орнитолога, и посмотрим, какое еще фото есть у мышонка. (один из детей выбирает фото).

Дети:- Это дерево с искривленным стволом. (слайд - Танцующий лес).                                                                                        Воспитатель: - Ой, посмотрите, куда это мы попали? Что это за странные деревья?                                          Дети:- Это Танцующий лес. Стволы сосен изгибаются волнами, завиваются в спирали, образуют круги, как будто  участвуют в мистическом танце.                                                        Воспитатель:- Существует много версий и народных поверий возникновения Танцующего леса. Кто из вас может рассказать?                                                                                                                              Дети:- Стволы сосен так искривлены из-за подвижности песков и сильного ветра.                                                                                                  Гусеницы повреждали верхушечные почки и стволы не росли вверх.                                    Легенда, в которой рассказывается  о том, что князь полюбил девушку, играющую на арфе, и она сказала, что ее Бог настолько силен, что может повелевать деревьями. Когда она заиграла на арфе деревья начали двигаться в такт мелодии. Именно на этом месте спустя много лет и вырос Танцующий лес.                                                                                                     Воспитатель:- Ребята, напомните, пожалуйста мышонку правила посещения танцующего леса.                                                                                                                                               Дети:- Интерес людей привел и к негативным последствиям для леса — вытаптыванию почвы, нанесению вреда коре деревьев. Виной тому активное желание путешественников потрогать странные деревья и сфотографироваться с ними на память. Чтобы защитить и сохранить деревья, территорию Танцующего леса огородили, для туристов же проложили специальную тропинку из деревянного настила.                                                                                                            Воспитатель: - Да, это уникальное место на Куршской косе. Посмотрите, перед вами сосны. Предлагаю вам изменить  ствол деревьев, чтобы  получился Танцующий лес. (дети берут дерево и выгибают ему ствол).                                                                                                                            Воспитатель:- Ребята, я заметила у мышонка какой-то камушек.                                                     Дети:- Это янтарь.                                                                                                                        Воспитатель:- Да, верно это янтарь – солнечный камень. Интересно, где мышонок его отыскал?                                                                                                                                      Дети: - На берегу Балтийского моря.                                                                                               Воспитатель:- Ребята, подойдем поближе к Балтийскому морю, послушаем как оно шумит, посидим и пощупаем песочек.  (слайд с изображением моря, шум волн, дети присаживаются у «моря»  и выбирают янтарь).                                                                                                 Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, откуда этот камень янтарь?                                                  Дети:- Янтарь - это окаменелая смола древних деревьев, которые росли много лет назад. Его выносит на свои берега Балтийское море.                                                                               Воспитатель:- Возьмите камушек в ладошки. Какой он?                                                                 Дети: -Теплый камень.                                                                                                           Воспитатель:- Его еще называют солнечным камнем. Что делают из янтаря?                                Дети:- Из него изготавливают украшения, косметику.                                                        Воспитатель:- Где можно увидеть изделия из янтаря?                                                                   Дети: -В музее Янтаря.                                                                                                                             Воспитатель: - Рассмотрим янтарь. Какой он?                                                                                 Дети:- Он может быть прозрачным и непрозрачным; твердый; имеет форму и разные оттенки от молочного, желтого до темно-коричневого и даже черного цвета; тонет в пресной воде, но плавает в морской (солёной).                                                                                                          Воспитатель:- Я вам предлагаю также как и сделал мышонок взять этот камушек себе на память о сегодняшнем путешествии. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. (дети встают вокруг мышонка и касаются его). Ты мышонка коснись, зажмурься, три раза повернись, открой глаза и в детском саду окажись. (дети присаживаются на стульчики)                            

Рефлексия:                                                                                                                                            Воспитатель:- И вот мы в детском саду. Ребята, мне кажется, что мы с вами прекрасно попутешествовали. Какое у вас настроение после путешествия? (ответы детей). Посмотрите еще раз на фотографии и скажите, где мы сегодня останавливались во время путешествия? Как называется заповедник? (ответы детей)                                          Воспитатель:- Я вижу, что мышонок Недо очень доволен, он благодарит вас за прекрасное путешествие.(дети прощаются с мышонком и уходят)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Разные виды транспорта»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  в подготовительной к школе группе Тема: «Разные виды транспорта»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие  в Антарктиду»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Березы тоже плачут»

На данном занятии  дети смогут научиться узнавать деревья по породам, описывать их, давать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Волга-труженица»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе  на тему: «Волга-труженица»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Разработанный конспект позволяет развивать элементарные математические представления у детей 6-7 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных особенн...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы на тему: "Кругосветное путешествие"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы на тему: "Кругосветное путешествие"...