Конспект занятия по познавательному развитию «Встреча весны» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вяткина Светлана Валерьевна

Знакомство  с русскими обычаями и традициями встречи весны. Ребята уже имеют представление о народных праздниках "Осенины", "Коляда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vstrecha_vesny_v_starshey_gruppe.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

«Встреча весны»

для детей 5-6 лет

Вяткина С.В., воспитатель

группа «Золотой ключик»

МАДОУ № 5 «Детский сад комбинированного вида»

                                      Кемерово, 2024г.

Цель: знакомство  с русскими обычаями и традициями встречи весны.

Задачи:

  • Продолжать приобщать детей к народным традициям;
  • Развивать познавательный интерес;
  • Развивать музыкальный слух, умение играть по правилам, ловкость и реакцию;
  • Пополнять словарный запас;
  • Поддерживать интерес к народной культуре;
  • Побуждать детей к сотрудничеству

Словарная работа:  жаворонок, кликали, заклички, традиции, предки

Предварительная работа:

беседы по праздникам «Коляда», «Осенины». Работа с календарем народных праздников. Заучивание песенок, потешек, народных игр. Беседа о характерных признаках начала весны. Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Сказка о Весне».

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми. 

Методы и приемы: игровой (русские народные игры, дидактические игры), наглядный (презентация), словесный (беседа, художественное слово)

Материал и оборудование: календарь народных традиций, экран, проектор, ноутбук, колонки, презентация, карточки с изображением обрядовых календарных праздников «Осенины», «Коляда», «Жаворонки»; аудиозаписи народных мелодий, трель жаворонка; выпечка, палочки по количеству детей, колокольчик.

Ход занятия

I.Вводная часть

Собирайся, народ!

Кто со мной играть пойдет?

Дети собираются в круг

II. Основная часть

Воспитатель: пришла пора заглянуть в наш народный календарь.

Дидактическая игра «Календарь» 

Воспитатель: С какими народными праздниками мы с вами уже познакомились?

Дети: Осенины и Коляда

Воспитатель: Как их праздновали наши предки?

Ответы детей.

Воспитатель: В какое время года проходят эти праздники? Посмотрите внимательно на календарь.

Воспитатель: Каждый праздник обязательно сопровождается песнями, хороводами и веселыми народными играми. А в какие народные игры мы с вами уже играли?

Дети: Ручеек, Колпачок, Золотые ворота ….

Воспитатель предлагает поиграть в одну из игр.

Игра (по выбору детей)

Воспитатель: Проходите на лавочки, садитесь удобно, да прямо. Посидим рядком, да поговорим ладком! Расскажу вам еще об одном празднике для нашего календаря. За долгую зиму люди соскучились по теплу, солнышку. И придумали себе праздник – кликать весну, т.е звать ее. А название у этого праздника «Жаворонки», в честь птичек, которые самыми первыми возвращались из теплых краев. Люди считали, что они приносят с собой весну.

Презентация

Воспитатель: Вот эта птичка – жаворонок. Серенькая как сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней. Послушайте эту песню.

Воспитатель: Взрослые пекли жаворонков из теста, а дети, насаживали их на палочки, бежали с ними на улицу, в поле и кричали «Жаворонок, жаворонок на тебе зиму, а нам дай весну».

Воспитатель: А вы хотите позвать весну? У меня сюрприз для вас – ваши родители испекли нам жаворонков. И палочки у нас есть. Повторим слова заклички, кто запомнил?

Дети говорят закличку и машут жаворонками на палочке.

Воспитатель: А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!

Игра «Жаворонок»        

Дети встают в круг, ведущий идет внутри круга и звенит в колокольчик. Все поют

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,

Ведущий останавливается, и кладет колокольчик между двумя детьми на пол. Дети, между которыми, положили колокольчик, поворачиваются друг к другу спиной. 

Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

После этих слов два ребенка бегут по кругу в противоположные стороны. Тот из них, кто первым прибежит и возьмет колокольчик, тот становится новым ведущим.

III. Заключительная часть

Воспитатель: вот и пополнился наш календарь еще одним народным праздником? Как его название?

Ответы детей

Рефлексия

Воспитатель: на нашем мольберте расположены картинки, на которых изображены народные праздники «Осенины», «Коляда» и «Жаворонки». Подумайте, какой из праздников вам понравился больше всего. А теперь каждый возьмите солнышко и отметьте этот праздник.

Воспитатель обсуждает с детьми их выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Я – мальчик, я – девочка» (старшая группа)

Конспект занятия  по познавательному развитию«Я – мальчик, я – девочка» (старшая группа) Воспитатель:Чобан Ю.Ю. Вид занятия:комплексное (по центрам развития).Программное соде...

Конспект занятия " Вместе с подснежником встретим весну"для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе "Растение - живое существо"

Учебный материал формирует у детей представления о растениях и животных через подвижные дидактические игры....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль» в старшей группе

Роль детского экспериментирования достаточно велика, т.к. детское эспериментирование способствует развитию мышления, наблюдательности, познанию свойств объектов. Во время проведения опыта, дошкольники...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....