Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию детей для подготовительной группе "Шестиногие малыши"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Чечерина Анастасия Романовна

Возраст детей: подготовительная группа.

Цели:

  1. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
  2. Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
  3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Задачи:

  1.  Развивать умения детей включать в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
  2. Расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления насекомых, животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года.
  3. Воспитывать самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов.
  4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_shestinogie_malyshi.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 92 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятие
с детьми подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет)

«Шестиногие малыши»

Воспитатель:

Чечерина.А.Р

Санкт-Петербург

2024 г

Возраст детей: подготовительная группа.

Цели:

  1. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
  2. Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
  3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Задачи:

  1.  Развивать умения детей включать в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
  2. Расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления насекомых, животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года.
  3. Воспитывать самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов.
  4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Мы с вами все были в лесу, гуляли по городу, и везде видели приход весны. Расскажите, как вы догадались о ее приходе, по каким признакам узнали весну?

Дети: Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетели птицы.

Воспитатель: А почему птицы улетали?

Дети: С наступлением холодов попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы. А раз они вернулись значит наступила весна.

Воспитатель: Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно, а почему мы не можем увидеть всех насекомых?

Дети: Потому что окраска у них такая же, как места, на которых они любят находиться.

Воспитатель: А зачем им такая окраска?

Дети: Для защиты от врагов.

Показ детям изображения кузнечика на зелёной траве, жука-короеда на стволе дерева.

Воспитатель: Я вам предлагаю, для того что бы рассмотреть насекомых, давайте превратимся с вами совсем маленькими. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становится все меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья… Что вы видите вокруг себя?

Дети: Трава как деревья, песчинки больше валуны.

Воспитатель: Посмотрите: кто это ползёт?  Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по 3 ноги.

Дети: Это божья коровка.

Воспитатель: А почему божья коровка такая яркая?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, её любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Оно то и отпугивает врагов. Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?

Дети: Потому что она выделяет молоко.

Воспитатель: Представьте, перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих «лошадок». Кто тащит «бревно» - иголку от ёлки, кто гусеницу. Как вы думаете, кто это?

Дети: Это муравьи.

Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на куру сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдёт снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат- не шевелятся. Но пройдет пару дней, и муравьи примутся за работу.

Физкультминутка

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза.

Вертится как вертолет: вправо, влево, взад, вперед.

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко!

Воспитатель: Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Что это за птица?

Дети: Это дрозд.

Воспитатель: Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

Вдруг сверху раздался сильный шум: «Ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое, что это?

Дети: Это пчела.

Воспитатель: Летит собирать сладкий сок с первых цветов, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мед. Как окрашена пчела кто скажет?

Дети: Желто-черным цветом окрашена пчела.

Воспитатель: Пчела тоже ярко окрашена, как вы думаете почему?

Дети: Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!

Воспитатель: Смотрите солнце закрыло облачко. Что это?

Дети: Это крыло бабочки.

Воспитатель: Посмотрите оно все покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки.  Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки пока мы очень маленькие.

Рассматриваем бабочку с детьми.

Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка крытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит. А где у бабочки дом?

Дети: У бабочки дом в цветке.

Воспитатель: У муравья дом?

Дети: Муравейник.

Воспитатель: У пчелы?

Дети: Улей.

Воспитатель: Нет у бабочки дома. Дом для неё- каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. За такое короткое время ей надо узнать целый мир.

Физкультминутка

Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы». (Приседают на карточки.) Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.

Воспитатель: Слышите, издалека приближается другой звук: «3-3-3». Издает его существо с очень длинным носом. Кто это?

Дети: Это комар.
Воспитатель: Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и домашним животным. и бабочки, и мухи, жуки никогда не бывают детишками.
Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. А какая-то часть все-таки уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка.
Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка.
Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой - и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг... полетит. Вы часто видите бабочек?

Дети: Летом часто.
Воспитатель: Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их разведется много, то пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.
Как много мы с вами сегодня увидали! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.

Воспитатель: Чем они непохожи?

Дети: Окраской.
Воспитатель: А что у них одинаково?

Дети: Они летают.

Воспитатель: Что одинакового у муравья и пчелы?

 Дети: У них у всех по 3 ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.

Воспитатель: Каких еще насекомых вы знаете?

Дети: Кузнечика, стрекозу, осу, муху.
Воспитатель: Кто из них вреден человеку?

Дети: Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.
Воспитатель: Кто полезен?

Дети: Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.
Воспитатель: Молодцы ребята! Нам пора возвращаться снова в больших человечков. Я вам предлагаю отгадать загадки:

 Воспитатель: Объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идет речь.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Дети: Комар.
Воспитатель: Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке лежу, Я на ветке сижу,
Букву «Ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу зимой и летом.
Дети: Жук.

Воспитатель: На полянке возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём - миллион.
Дети: Муравейник.
Воспитатель: Шевелились у цветка.
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: С ветки на тропинку, С травки на былинку
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Расту червячком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу,
Но снова весной
Я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю,
Над лугом порхаю.
Дети: Гусеница, куколка, бабочка.
Воспитатель: Кто над нами
Вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится.
Дети: Муха.

Воспитатель: Он с усами, а не кот.
Он не птица, но поет,
Ловко скачет, но не зайка,
Проживает на лугу.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко, Это...
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: В лугах без устали летаем,
Нектар цветочный собираем.
Немного времени пройдет И приготовим вкусный мед.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Гудит лохматенький,
Летит за сладеньким.
Дети: Шмель, пчела.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы сегодня с вами многое узнали, вспомнили. Какое насекомое вам больше запомнилось? Что понравилось на нашем занятии?

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект занятия по познавательному развитию "День защитника Отечества"

Учитывая возраст детей занятие подготовлено в форме развлечения. Потребуется яркий демонстрационный материал(возможно мультимедиа).Послужит хорошим тоном и творческой предпосылкой для раскрытия  ...

Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения».

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения» и прилагаемая к нему презентация для проведения данного...

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."...

Методическая разработка Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Мы исследователи» (для детей с ТНР от 5 до 6 лет )

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность...

Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Животные Африки" для детей подготовительной группы

Конспект занятия по формированию целостной картины миры на тему "Животные Африки" для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка: конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы «Шестиногие малыши»

Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения. Развивающие: развитие внимания, познаватель...

Методическая разработка: Конспект занятия по познавательному развитию с конструктором «Cuboro» для детей старшей группы комбинированной направленности на тему: «Пожарная безопасность с Кубориком»

Методическая разработка:Конспект занятия по познавательному развитиюс конструктором «Cuboro» длядетей старшей группы комбинированной направленности на тему:«Пожарная безопасность с К...