Проект "Ознакомление с архитектурой родного города"
проект по окружающему миру (старшая группа)
совершенствовать самостоятельную речь детей при ознакомлении с лексической темой «Архитектура города».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационный практико-ориентированный, творческий проект: «Речевое развитие старших дошкольников с ОНР при ознакомлении с архитектурой родного города»
Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, старший воспитатель, родители группы.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационный практико-ориентированный, творческий.
Сроки проведения: 1 месяц.
Количество участников проекта: 10 человек.
Возраст детей: 6 лет.
Форма проведения: групповая.
Актуальность
Выбор нашего проекта не случаен. В ходе нод на основе лексической темы «Наш город» были выявлены следующие особенности речевых высказываний дошкольников с ОНР: недостаточность словаря по данной теме, неточности в подборе слов, характеризующих особенности внешнего вида зданий, употреблении относительных прилагательных, наречий, предлогов с пространственным значением, затруднения при составлении описательных рассказов зданий, ошибки слоговой структуры при употреблении слов-терминов, характеризующих части постройки.
Для расширения речевых возможностей детей мы решили вовлечь их в проектную деятельность «Речевое развитие старших дошкольников с ОНР при ознакомлении с архитектурой родного города». Данный проект предполагает активное участие детей в совместной деятельности, уточняет и расширяет знания об архитектурных особенностях, способствует познавательному, творческому, речевому развитию, развивает инициативу, эстетическое, эмоционально- целостное отношение к искусству архитектуры.
Цели и задачи проекта
Цель педагогическая: совершенствовать самостоятельную речь детей при ознакомлении с лексической темой «Архитектура города».
Цель детская: активно участвовать в рассматривании, конструировании зданий с различными архитектурными особенностями.
Краткое содержание проекта
Данный проект направлен на стимуляцию познавательно-речевого развития, организацию совместной поисково-исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей в ходе знакомства с темой «Наш город». Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора, познавательному, речевому, художественно- эстетическому развитию дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- У детей расширятся представления о достопримечательностях родного города; о различных конструкциях зданий и архитектурных сооружений;
- Дошкольники научатся видеть индивидуальность и декоративность каждого здания, будут упражняться в составлении характеристик архитектурных объектов;
- Повысится познавательная, речевая активность детей;
- Дошкольники примут активное участие в совместной продуктивной деятельности при создании панно «Архитектура города»
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
- беседы с детьми;
- наблюдение за детьми в ходе создания проекта и совместной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности (художественной, познавательной, речевой, исследовательской)
- беседы с родителями.
- совместная деятельность родителей и детей.
- беседы с педагогами.
Продукт проекта: панно «Архитектура города».
Проблема педагогическая: Активизация речевой деятельности при ознакомлении с зданиями различной архитектуры.
Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать о работе архитектора, построить город на панно.
Задачи педагогические:
- Развивать интерес к рассматриванию и сравнению архитектурных объектов ближайшего окружения.
- Формировать и обогащать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре родного города.
- Воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений.
- Упражнять в выделении выразительных особенностей материалов и элементов оформления здания (форма окон, дверей, колонны, башни, балконы, решётки, скульптуры, вазоны, цветовое решение оформления зданий).
- Активизировать использование в самостоятельной речи слов: архитектура, фасад, фундамент, декор, колонна, арка, балкон…), предлогов, наречий с пространственным значением.
- Совершенствовать составление описательных рассказов о выбранных зданиях.
- Развивать творческое воображение, композиционные умения, мелкую моторику при создании макета города.
- Привлекать семью к сотрудничеству с ДОО в вопросах ознакомления детей старших дошкольников с архитектурой.
- Развивать общение и взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми в коллективной работе.
Гипотеза
Наш проект расширит представление дошкольников о архитектурных особенностях города, профессиональной деятельности людей, работающих в строительной отрасли.
Если дошкольники создадут совместно с взрослыми панно «Архитектура города», то у них сформируется бережное к архитектурным особенностям ближайшего окружения, разовьются изобразительные, конструктивные способности, расширится кругозор, поднимется самооценка, активизируется словарь.
Формы презентации проекта:
- презентация панно «Архитектура города».
План действий
- Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:
- Модель трех вопросов:
Что мы знаем о домах разной архитектуры? | Что мы хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы это узнать? |
Дома бывают разные. | Назначение домов, виды построек, название элементов, частей построек, этапы создания постройки, строительные профессии | Можно узнать в детской энциклопедии. |
- Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
- Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
- Обсуждение результатов.
- Определение перспектив проектирования.
Схема реализации проекта
№ | Формы работы | Задачи | Срок | Время в режиме | Место проведения |
| ||||
I этап – Проблема, выбор темы |
|
| ||||||||
1 | Проблемная ситуация: Хотим узнать почему дома бывают разные, назначение, этапы, способы постройки, название элементов. | Создание условий для осознания детьми поставленной проблемы, принятие задач реализации темы проекта. | 1 день | утро | группа |
| ||||
II этап - Подготовительный |
|
| ||||||||
1 | Экскурсии по улицам родного города, просмотр видео, фотопутешествия совместно с взрослыми. | Организовать совместную деятельность родителей и детей над темой проекта. | 3 дня | вечером, и в выходные дни | Дома в кругу семьи | |||||
2 | Цикл бесед:
| В ходе бесед дать представление дошкольникам о разных видах архитектурных сооружений, их назначении, названии частей, элементов зданий, строительных профессиях. | неделя | свободное от НОД | группа | |||||
3 | Наблюдения в окружающем пространстве (дом, улица, детский сад) | Выявить в ближайшем окружении предметы, связанные с различной архитектурой, определить вид архитектуры, назвать элементы. развивать наблюдательность, способность анализировать увиденное. | 1-2 дня | день | Дом, детский сад, улица. | |||||
4 | Просмотр мультфильмов | Использовать мультфильм для ознакомления с этапами постройки | неделя | вечер | Музы-кальный зал | |||||
5 | Совместный поиск родителями и детьми информации о домах различной архитектуры, способах создания. | Расширяют представления о архитектуре: способах создания построек, о конструировании зданий из различного конструктора, из логопедической мозаики «Дары Фрёбеля», способах создания изображений на плоскости листа – количество объектов и их расположение. | 1 день | в вечерние часы | семья | |||||
6 | Просмотр на интерактивной доске видов города, обсуждение пространственного расположения зданий, выявление соответствия здания ландшафтному дизайну | Выявление взаимосвязи в работе архитектора, строителя, ландшафтного дизайнера. | 1 день | в утренние и вечерние часы | группа | |||||
7 | Прослушивание песен, стихов о строителях, разучивание динамических пауз, подбор пословиц (смотри приложение) | Приобщать к искусству, развивать способности детей понимать художественные и музыкальные произведения. | 2 недели | НОД, | Группа, музыкаль | |||||
8 | Чтение художественной литературы на тему «Строительство, архитектура» (стих. «Твой дом» К.Мурзалиев, «Кирпичик» А.Матутис, | Расширить представления детей об архитектуре через ознакомление с художественной литературой. | 1 неделя | НОД, | группа | |||||
9 | Встреча с почётным строителем (родители детей, работающие в строительной отрасли) | Познакомить с представителем профессии строительной отрасли, в беседе получить ответы на интересующие вопросы. | 1 день | Свободное от НОД | Группа | |||||
10 | Рассматривание видеоматериалов необычных, интересных зданий родного края | Познакомить детей с образцами зданий, интересной архитектуры, для расширения представлений об архитектурных особенностях ближайшего окружения. | 1 день | Свобод-ное от НОД время | группа | |||||
III этап – Исследовательский (реализация плана проекта) |
| |||||||||
1 | Конкурс конструирования (крупный конструктор, лего, палочки, фишки, набор «Дары Фрёбеля») | Развивать конструктивные способности при создании зданий из материала на выбор. | 2 дня | Свободное время | Детский сад, семья |
| ||||
2. | Пазлы «Что сначала, что потом». | Уточнить этапы постройки зданий. | 1 день | НОД | Группа |
| ||||
3 | Дидактические игры: «Расскажи о здании по плану», «Я - архитектор», «Скажи наоборот», «Хвастунишки», | Расширить представления: о архитектуре, как о постройках с различным назначением, особенностях внешнего вида зданий; обогатить словарь специальными терминами, упражнять в сравнении. | 1 неделя | НОД | Группа, |
| ||||
4 | Коллективное сочинение описательных рассказов о выбранных зданиях | Составление описательных рассказов по плану. | неделя | Свободное время | Дом, группа |
| ||||
5 | Конкурс рисунков зданий различной архитектуры | Создать альбом с изображением различных зданий, выполненных в разных техниках. | неделя | вечер, выходные дни. | семья |
| ||||
6 | Домашнее задание родителям и детям: нарисовать рисунок здания и прилегающей ландшафтной зоны | Развивать стремление отражать впечатления в собственных рисунках. | 1 неделя | вечер, выходные дни. | семья |
| ||||
7 | Создание элементов панно (дома различной архитектуры, элементы ландшафтного дизайна) | Развивать воображение, пространственную ориентировку, речевую активность. | 1 неделя | Свободное время | Детский сад |
| ||||
IV этап – Обобщающий |
| |||||||||
1 | Создание макета улицы, города на сенсорном панно из готовых плоскостных изображений зданий | Привлечь дошкольников к созданию эскизов, набросков действующих лиц будущих творческих рисунков. |
неделя |
утро, вечер. |
группа |
| ||||
2 | Конструирование детьми различных домов из элементов: | Помочь выбрать тему постройки. | 2 дня | утро. вечер | Группа, |
| ||||
3 | Подбор, создание и оформление элементов ландшафтного дизайна | Подобрать, изготовить элементы ландшафтного дизайна. | 1 день | утро, вечер | группа |
| ||||
4 | Составление рассказов по выполненным макетам на панно | Упражнять в составлении описательных рассказов зданий различной архитектуры и ландшафтного дизайна. |
1 день | утро, вечер | группа |
| ||||
V этап – Презентационный |
| |||||||||
1 | Презентация панно «Архитектура города». Демонстрация педагогам, детям старших групп | Привлечь дошкольников к защите проекта. | 1 день | НОД | группа |
| ||||
Перспектива развития проекта
В дальнейшем сенсорное панно будет использоваться в НОД по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию, в свободной деятельности детей для активизации речемыслительной, продуктивной, деятельности при создании различных архитектурных построек.
Список используемой литературы
- Н.В.Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 3 до 7 лет» ООО «Издательство «Детство-Пресс, 233 стр.
- Рубан Г.А. Методическое пособие «Такие разные постройки», Издательство «ОО Принт», г. Самара, 48 стр.
- Под редакцией В.И.Логиновой «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», Москва « Просвещение», 428 стр.
- Л.И.Орефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет», Издательство Москва, 67 стр.
- Р.А.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР», Изд. Санкт-Петербург, 98 стр.
27.12.2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Знакомимся с архитектурой родного города"
Что такое архитектура,ее место в жизни человека?...

Презентация к проекту "Знакомимся с архитектурой родного города"
Познавательный проект в старшей группе детского сада....

Архитектура родного города
Знакомство детей с архитектурными памятниками Москвы: Кремлем, Большим театром....

Материалы к выстаки "Архитектура родного города"
Город Ишим находится в Тюменской области, на левом берегу реки Ишим. Именно от реки он и получил свое название. Ишим возник в 1687 году как Коркина слобода. В 1721 году по указу Петра I К...

Конспект НОД (интегрированное занятие) Тема: «Архитектура родного города. Конструирование Дворца Культуры»
Содержание занятия направлено на формирование у детей интереса к родному городу, на закрепление представлений об архитектурном облике Павлово - на - Оке, представлений об известных исторических памятн...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области. Конспект...
ПРОЕКТ «Мой город» «Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города»
ПРОЕКТ «Мой город» «Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города»...
