Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Надежда Владимировна Тупицына

Расширить, закрепить  и систематизировать представления детей о зимующих птицах, образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека  в жизни птиц. Закрепить элементарные представления о  видах  питания птиц. Закрепить умение различать зимующих птиц по внешнему виду и называть их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moy.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зимующие птицы.

Программное содержание: Расширить, закрепить  и систематизировать представления детей о зимующих птицах, образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека  в жизни птиц. Закрепить элементарные представления о  видах  питания птиц. Закрепить умение различать зимующих птиц по внешнему виду и называть их.

Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия. Развивать мышление, внимание, память и познавательную активность.

Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».

Расширить представления детей о труде взрослых: профессии орнитолог.

Формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки. Воспитывать доброе и бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Планируемые результаты:
- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, способны
договариваться, учитывать интересы других;
- различают условную и реальную ситуации; умеют подчиняться разным
правилам;
- достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и
желания;
- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам,
интересуются причинно-следственными связями,
- способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения, проявляют желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые
знания.
Создание среды для организации и проведения образовательной
деятельности: письмо, картинки с изображением птиц, корма для птиц, игры.

Организация проведения образовательной деятельности
I. Организационный момент.
1. Создание игровой мотивации.

-Ребята, мы с вами уже написали письмо Деду Морозу, а сегодня сам Дед Мороз нам отправил письмо. Что же он мог нам написать? 

Письмо: "Ребята, пока мы со Снегурочкой   украшали елочку в лесу, видели разных птиц, слышали их голоса. У нас возникло много вопросов. Нам хотелось бы помочь птицам, подкормить их, но мы ничего о них не знаем. Мы просим вас рассказать нам о птицах, ведь вы самые старшие в детском саду. На вас вся надежда."
-Ребята, так кто же прислал нам письмо? (Ответы детей)
Что они хотят узнать? Сможем ли мы им помочь? Что мы можем сделать, чтобы им помочь?(Ответы детей).

-Ребята, а вы знаете, кто занимается изучением птиц? (Ответы детей)

- Правильно, изучением птиц занимаются орнитологи.

-А кого называют орнитологом? (Орнитолог - это человек, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.)

-Давайте и мы с вами сегодня станем орнитологами. Ведь мы тоже с вами наблюдали за птицами, изучали их и многое узнали о них.

-Ребята, когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы с вами снимем фильм и отправим Деду Морозу и Снегурочке.

Я думаю он поможет им узнать о зимующих птицах и помочь им.


II. Основная часть.

1. Беседа о зимующих птицах

-Прежде чем снять фильм, давайте вспомним кто такие птицы? (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями, у них есть крылья)

-Какие ещё части тела есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).

-Какая часть тела есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)

-Каких птиц мы называем зимующими? Почему они остаются зимовать с нами? (могут сами себе добыть корм)

-Чем люди могут помочь зимующим птицам?

- Правильно, ребята. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещинах коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами можем помочь пережить зиму пернатым друзьям.

- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой? (Да.)
-Как же птицы согреваются в морозы? (Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.)
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
-Почему? (Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.)

-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.  И к нашему окну они прилетели, посмотрим их.

2. Составление рассказа про зимующих птиц.

-Давайте попробуем узнать, что за птицы прилетели к окну  группы? И расскажем о них?

Идем к окну с физминуткой «Ветер дует нам в лицо»

ВОРОБЕЙ

-Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

А вот такой у неё голос. (Звучит голос воробья)

(Ответы детей)

-Воробей.  Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

 Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Питается семенами.

СИНИЦА

-Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое.

 А вот такой у неё голосок. (звучит запись голоса синицы).

(Ответы детей).

-Правильно это синица. Что вы о ней знаете?

- Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами. Зимой - прилетает поближе к людям. Зимой синицы держатся стайками 6-16 особей. Синичку можно узнать по её писку «синь-синь-синь». Кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. ДЯТЕЛ

-У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

Если он рядом можно услышать вот такой звук. (Ответы детей).

- Дятел необыкновенно полезная и красивая птица. У него крепкий клюв и длинный язычок. Большую часть времени он проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дятел извлекает из под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. Дупло в стволе служит гнездом. Зимой кормится семенами сосны и ели, частый посетитель птичьих кормушек в парках. Он ест семена сосны и ели. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и стучит по ней сильным клювом, доставая семена.

СОРОКА

-Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

Вот такой звук она издаёт.

- По-разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям. Небольшие группы зимующих сорок кормятся обычно на свалках и мусорных контейнерах.

ВОРОНА

-У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое.

-Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Это одни из самых умных птиц. Они всеядны. В подкормке не нуждается, потому, что всегда найдет, где и чем поживиться. Их еще можно назвать городским пернатым санитаром.

Снегирь - Грудка у нее красная, хвост, концы крыльев и голова темно – синие, на крыльях по белой полоске. Снегирь питается семенами растений, ягодами рябины.

ГОЛУБЬ

-У этой птицы туловище светло- или тёмно-серое, с беловатым надхвостьем и двумя тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Вот такой звук она издаёт.

-Есть в Норильске. Это самые многочисленные городские птицы, произошли они от дикого сизого голубя. Эти птицы селятся большими стаями. Голуби очень хорошо запоминают места, где их подкармливают. Голуби обладают прекрасным зрением- различают цвета радуги. Питаются растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

-Молодцы, ребята, всех птиц вы узнали.

-Проверим, какую информацию будем передавать Деду Морозу.

Игра «Не ошибись»

В. - Если у сороки белый бок, то она какая?

Белобокая.

В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?

Желтогрудая.

В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?

Красногрудый.

В. - Если у сороки длинный хвост, то она какая?

Длиннохвостая.

В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?

Чернокрылая.

В. - Если у голубя сизое крыло, то он какой?

Сизокрылый.

3. Работа у доски.

Озвучить тему недели.

Игра в разные игры.(по подгруппам)

-

4. Беседа о видах корма.

-Ребята, а как вы думаете, можно ли подкармливать птиц пищей с нашего стола? (Ответы детей)

-Правильно, еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.

-Давайте подберём различные виды корма, которые предпочитают наши зимующие птицы.

-А чем нельзя подкармливать птиц? (Ответы детей)

- А чем нельзя кормить птиц зимой?

Категорически запрещено кормить птиц жареными, солёными, кислыми продуктами. Нельзя давать свежий белый хлеб, а особенно чёрный хлеб, который начинает бродить в зобу, и в нём много соли, которая плохо влияет на почки и печень птиц. Так же нельзя кормить птиц цитрусовыми, кожурой бананов, молоком, арахисом и пряными продуктами, кусочками пирожков и беляшей, чипсами, картофелем.

III. Рефлексия.

-Что мы делали ? Для чего  приготовили видео зимующих птиц? (Ответы детей)
Отправим  Видеописьмо:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...