Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Воспитатель:
Вот опять пришла зима,
Снег укутал все дома.
Есть у нас надежный друг,
Он протянет сотни рук.
Там шумят дубы и клены,
Бывает летом он зеленый,
Всегда полон он чудес,
Как зовется друг наш? (Лес)
Воспитатель:
-Ребята выполнить задания.
Воспитатель:
Все снег да снег,
Все снег да сугробы
Весь лес и все поле в снегу....
Сквозь снег проступает лесная дорога,
Вот и птичьи следы на снегу.
-О чем это стихотворение, о каком времени года в нём говорится?
Дети: о зиме.
- Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с) Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с
-Придумайте слова связанные с зимой, которые начинаются со звука «С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька, снежок....)
Игровое упражнение с игрушкой "Назови признаки зимы".
- Давайте, ребята, «подарим» снеговичку признаки зимы.
3има какая,
*если снег - снежная
*если мороз - морозная
*если ветер - ветреная
*если вьюга- вьюжная
*если лёд- ледяная
*если стужа- студёная
*если как сказка – сказочная
*если холод- холодная
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами послушаем рассказ Григория Яковлевича Снегирёва
«Как птицы и звери к зиме готовятся»
- Скажите, пожалуйста, как дрозды-рябинники готовятся к зиме?
(Дрозды-рябинники собираются в стаи и откармливаются)
- Где проводят зиму?
(в тёплых краях)
- Кто раньше всех тронулся в путь? (Коростель)
- Почему? (потому что он на юг то летит, то пешком идёт)
-Как готовилась сойка к зиме? (она зарывает жёлуди про запас, выбирает самые спелые)
- Где зимуют журавли? (в тёплой Африке)
- Когда улетают на юг гуси? (самые последние, когда первые снежинки закружились в воздухе)
Воспитатель:
- Ребята, сорока сказала, что птицы из леса пропали, и она осталась совсем одна. Куда же делись скворцы, ласточки, грачи? А все ли птицы улетели из леса? Может быть она ошибается? (ответы детей)
- Мы совсем забыли про конверт. Что же в нём?
1 задание (презентация)
- отгадайте загадки в игре «Угадай-ка» и подскажите, какие птицы зимуют в лесу.
Воспитатель читает загадки, показывает слайды с отгаданными птицами.
Загадки
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …
(Синички)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.
(Воробей)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...(сорока)
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая.
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
(Клёст)
Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели.
(свиристель)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком,
Глаз пятачком?
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Отгадали все загадки и вспомнили, какие птицы живут зимой в лесу. Пока мы по лесу гуляли, немного замёрзли. Давайте поиграем в игру «Совушка-сова». (В центре круга - водящий, дети идут по кругу,
в конце игры дети должны замереть на месте, водящий смотрит, кто шевелится, называет имя).
Совушка-сова,
Большая голова.
На пеньке сидит,
Головой вертит.
Глазками — хлоп-хлоп,
Лапками — топ-топ.
По лесу летала,
Мышек, птичек искала.
Воспитатель:
-Ой, ребята, посмотрите, в лесу столько разных жителей! Садитесь на свои места. Давайте посмотрим внимательно и скажем, кто это в нашем лесу живёт? (рассматривают изображения птиц на доске)
- Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
- По каким признакам вы это определили?
Воспитатель:
- О птицах нам сейчас расскажет Егор К.
- Назовите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей...).
- Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
- Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
- Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
- Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
- Все эти птицы какие? (Зимующие).
- Почему мы их так называем?
2 задание. Игра «Скажи правильно»
У дятла длинный клюв, поэтому его можно назвать… длинноклювый
У снегиря красная грудка, поэтому он … красногрудый
У сороки длинный хвост, поэтому она … длиннохвостая
У вороны черные крылья, поэтому она… чернокрылая
У синицы желтая грудка, поэтому она… желтогрудая
У сороки белые бока, поэтому она… белобокая
звонкий голос, поэтому она… звонкоголосая.
У птицы быстрые крылья, поэтому она… быстрокрылая
У птицы громкий голос, поэтому она… громкоголосая.
Воспитатель:
Вы птицы, а я человек.
Я буду говорить о себе, а вы — о птице.
У меня голова. — И у меня голова.
У меня нос. — У меня клюв.
У меня руки – у меня крылья.
У меня дети – у меня птенцы.
Воспитатель:
- Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы.
Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.
3 задание. Игра «Назови ласково»
птица – птичка,
синица – синичка,
снегирь – снегирек,
голубь – голубка,
сова – совушка,
воробей – воробышек.
перо – пёрышко,
крыло – крылышко,
хвост – хвостик,
гнездо – гнёздышко
4 задание. «Четвёртый лишний» (презентация)
Воспитатель:
- Следующее задание на внимание
«Угадай, кого не стало»
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает картинку, открыв глаза, дети должны назвать какой птицы не стало.
Ребята, а вы знаете, чем страшна птицам зима? (ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Зимой птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)
- У нас тоже на участке есть кормушки.
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.
- Ребята, птицы услышали наши ласковые, добрые слова, как много мы знаем о них и радуют нас своим пением.
(звучит запись « Голоса птиц»)
Воспитатель:
- Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам. У меня такое прекрасное настроение. А у вас?
Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)
уточнить представления о видах зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром" Зимующие птицы"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Зимующие птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы"
Образовательная область «Познавательное развитие». Конспект открытого ООС по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи для детей с ЗПР 5-6лет «Зимующие...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы». (средняя группа).
Учить распознавать зимующих птиц (воробей, ворона, синица, голубь) по внешнему виду, по издаваемым звукам. Расширять знания детей о зимующих птицах, их повадках....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром"Зимующие птицы" (в средней группе)Программное содержание:- уточнить представления о видах зимующих птиц;- закрепить понятие «зи...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" во второй младшей группе.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" во второй младшей группе....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»
Программное содержание:Образовательные:1. Закрепить представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег и т.д;2. Формировать представления о зимующих птицах и заботы о ни, их образе жи...
