"Жизнь животных зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хариева Наябат Агаризаевна

конспект занятии по познавательному равитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_zhivotnyh_zimoy_sr.gr_.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Жизнь животных зимой».

Возрастная группа: дети пятого года жизни.

Направленность (ведущая образовательная область): познавательное развитие.

Интеграция с областями: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Демонстрируемый конкурсантом элемент педагогической технологии: разноцветные камешки «Марблс».

Цель: создание условий для расширения представлений о жизни животных в холодное время года.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях в зимний период.
  2. Развивать сенсорное восприятие и закреплять умение различать и называть основные цвета спектра (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный).
  3. Обогащать двигательный опыт детей и тактильные ощущения.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
  2. Развивать внимание, память, мышление, речь, воображение.
  3. Формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать потребность и умение проявлять познавательную активность– внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога, понимать и принимать игровую задачу.
  2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к лесным обитателям.

Материалы и оборудование: магнитная доска, картина «Зимний лес», фигурки лесных обитателей, изображение сказочного героя Бабы Яги, и животных, с местом зимовки, сундучок, камешки «Марблс» на каждого ребенка.

Ход занятия:

Вводная часть. Организационный момент и игровая мотивация.

 Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться. Меня зовут Надежда Агаризаевна. А вас как зовут? (спрашиваю каждого).

Воспитатель: Ребята, нам прислали сундук.

 – Что в этом сундучке может лежать? Как вы думаете? Из какой сказки он мог к нам попасть? (Дети высказывают свои предположения. Я выслушиваю всех, но не комментирую

После всех детских высказываний, предлагаю открыть и посмотреть.)

Давайте откроем это сундучок и посмотрим, что же там такое. Опустите свои руки в сундучок, потрогайте и расскажите мне какие это камушки (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д.) 

– Посмотрите на цвет камешков и назовите, одним словом, какие они? (цветные, разноцветные).

Воспитатель (обобщает): – Все верно, молодцы, отгадали, что это сундук с камешками. Ребята, сейчас расскажу вам страшную тайну. Злая Баба Яга превратила в камешки всех животных в своем сказочном лесу. Чтобы их расколдовать нам нужно постараться очень. Как думаете, мы справимся? (Ответы детей).

Воспитатель: предлагаю подготовиться к нашему путешествию в сказочный лес.

Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять,                    Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём                              Ходят «змейкой» между  

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали                                       Бегут на носочках.

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,                       Ходят высоким шагом

На сугроб не наступаем.

И снова по дорожке  

Мы весело шагаем.                                      Маршируют.

Воспитатель: – Вот мы и в лесу. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу.

Ребята, что вы видите на картине?(картина висит на доске)

Ответы детей (зимний лес)

Воспитатель: Правильно. Послушайте, как тихо в лесу. Никто в этом лесу не живет. Это всех жителей заколдовала Баба Яга. Ребята, нам срочно нужно расколдовать и заселить в лесу животных. А для этого нам нужно отгадать загадки. (Загадываю загадки про медведя, лису, белку, заяц, мышь, волк и закрепляют животных на картине «Зимний лес»)

Ребята, вы молодцы. С первым заданием справились.

Воспитатель: Рассказ о жизни животных зимой. 

(рассказываю о каждом животном, сопровождая свою речь с изображениями.) Например,

«Это волк. Он зимой холодной бродит злой, голодный.

Это заяц. Он трусишка – волка серого боится. Под сугробом и кустом держит уши он востро.

Вот лисица. Рыжий хвостик заметает след в снегу, чтоб никто не догадался, где живет она в лесу.

Спят медведи и ежи, им совсем не нужно кушать жир накоплен до весны.

Белка, мышка в теплых норах, в дуплах сделали запас корма, чтоб холодною зимою не искать других припасов».

Ребята, кто –то нас на помощь зовёт. (беру белку на руки который сидит за пеньком)

Срочно приходите,

Срочно помогите.

Нас напугала Баба -яга

Нас она всех заколдовала

Мы забыли, кто мы есть.

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, помогите.

И нас срочно всех спасите. (Жители леса)

Ребята, а кто такие жители леса? Назовите их пожалуйста. (дети называют: медведь, белка, волк, заяц, еж, мышь)

Как можно их одним словом назвать? Дикие животные. А почему их называют дикими животными? Потому что они живут в лесу.

Воспитатель: Ну, что, поможем нашим животным?

Дети: Да, поможем!

Игра: «Кто что есть»

Ребята, Баба Яга перепутала пищу животных. Нам нужно срочно исправить ошибку Баба Яги и покормить животных. На столе лежат картинки животных и карточки с едой запечатаны, нужно найти с помощью фонарика еду и положить карточку с едой на животное).

Ребята, скажите пожалуйста, что любить кушать волк и т.д? (спрашиваю у детей кто из животных что кушает: волк – мясо, лиса – курочку, медведь – мед и ягоды, еж – грибы и яблоки, белка – орешки, заяц – кору дерева).

Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились.

Физминутка «Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -  (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!

Ребята, животные потеряли свои дома. Зля Баба Яга запутала все дороги. Они не могут найти дорогу к себе домой. Снова нужна им наша помощь. Поможем ребята? (да).

Дидактическая игра «Помоги животным найти свой домик»

Животные потеряли свои домики, им грустно. Помоги найти каждому свое жилище. В игре принимают участие две команды. Перед детьми выкладываются картинки животных и их жилищ, дети проводят дороги с помощью камешек марблс от картинки с изображением животного к картинке с соответствующим жилищем. У каждой команды свой комплект карточек.

Ребята, у какого животного получилась самая длинная(короткая) дорога? (ответы детей).

Ребята, посмотрите, серый зайчик сидит и весь дрожит. Давайте спросим у него, что случилось? (зайка отвечает: у меня баба яга забрала белую шубку и поэтому мне очень холодно. Ребята, помогите пожалуйста мне вернуть мою белую шубку).

Воспитатель: Ребята, как же нам ему помочь? Почему зайка просить именно белую шубку вернуть? (потому что у зайки зимой белая шубка).

Ребята, у вас на столах лежат зайки без шуб. (контур зайцев на двух столах для двух команд, клей – карандаши и вата. Один ребенок намазывает весь рисунок клеем, а другие клеют вату. А в это время я меняю серого зайца на белого).

Ребята, вы молодцы. И с этим заданием справились.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: – можем заглянуть в сундук и проверить, получилось нам помочь животным, которых заколдовала Баба Яга, Вместе с детьми открывают сундук и находят в нем фигурки диких животных, заранее спрятанных педагогом на дно сундука.

Вот здорово у нас все получилось – белка, ежик, заяц, медведь и лиса уже расколдованы – они снова обрели свой облик и стали животными. Но еще много камней в сундучке осталось, видите? Значит, некоторых животных вам еще предстоит узнать на следующих занятиях. А сейчас, предлагаю отдохнуть после путешествия в сказочный лес.

Рефлексия.

Воспитатель: – Давайте вспомним, каких животных мы расколдовали в сказочном лесу (Называет животное и предлагает детям изобразить его движения: заяц прыгает, медведь переваливается с ноги на ногу, лиса крутит хвостом и т.д.)

Ребята. Вам животные говорят большое спасибо за помощь и дарят вам брелки из камешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь животных зимой

Как готовятся к зиме животные....

Занятие по ознакомлению с природой в средней группе детского сада "Беседа о жизни животных зимой"

Разделы: Работа с дошкольникамиЦель: закрепить знания детей 4-5 лет о диких животных средней полосы России и Севера (лиса, заяц, белка, медведь), продолжать формировать знания детей об ...

"Жизнь животных зимой" план-дело-анализ

"Жизнь животных зимой" -   технология индивидуализации обучения и развития "план-дело-анализ"...

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в средней группе «Жизнь животных зимой в лесу»

Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий....

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в средней группе «Жизнь животных зимой в лесу» Воспитатель Балаганская Ирина Александровна

Интегрированное занятие "Жизнь животных зимой в лесу"  провела в средней группе воспитатель Балаганская И.А. в декабре 2016года...

Конспект НОД по познавательному развитию (Ознакомление с природой) с элементами двигательной активности для детей подготовительной к школе группы «Жизнь животных зимой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с природой) с элементами двигательной активности для детей подготовительной к школе группы «Жизнь ...