Занятие ко дню космонавтики
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
тема: «День космонавтики»
Цели:
Сформировать представления о празднике «День космонавтики», элементарных понятий о космосе, о первом полете в космос. Закрепить знания о том, что первым космонавтом был гражданин России - Юрий Гагарин.
Задачи:
Образовательные:
Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, скафандр, космодром и др.
Развивающие:
Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, гордость за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Прививать чувство гордости за свою страну, желание быть в чем-то похожим на героев-космонавтов (заниматься спортом, в дальнейшем хорошо учиться в школе).
Оборудование:
Иллюстрации по теме (портреты: Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова; изображения собак – Белки и Стрелки, Космической ракеты, скафандра, космонавта в состоянии невесомости), оборудование для рисования.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята наша страна отмечает День Космонавтики.
Кто помнит, почему именно 12 апреля отмечается этот праздник?
Дети: 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.
Воспитатель: Как его зовут?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: В этом году мы отмечаем 60 лет со дня первого полёта человека в космос. Первым космонавтом был наш соотечественник – Юрий Алексеевич Гагарин.
С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушка не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу.
Воспитатель: Как их называют?
Дети: Их называют космонавтами.
Воспитатель: А кто такие космонавты?
Дети: Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля.
Воспитатель: Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей)
Воспитатель: Что помогает ученым наблюдать за звездным небом?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ученые придумали специальные приборы - телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом. Что они могли увидеть в телескопы?
(Ответы детей)
(показ иллюстраций)
Воспитатель: Они могли увидеть другие планеты. Какие планеты вы знаете?
(Ответы детей)
Дети: Луна, Марс, Венера и другие планеты.
Воспитатель: Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годятся, потому что до планет было очень далеко.
Воспитатель: И что придумали ученые?
Дети: Ракеты, космические корабли
Воспитатель: Кто же первым в России придумал ракету?
Дети: Константин Эдуардович Циалковский
(показ портрета)
Воспитатель: Кто же все-таки сделал такой летательный аппарат?
Дети: Сергей Павлович Королев
(показ портрета)
Воспитатель: Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом?
Дети: много заниматься спортом.
Воспитатель: Правильно ребята, что бы стать космонавтом, Юрию Гагарину надо было делать зарядку. Но не утреннюю зарядку, как мы делаем в детском саду, он плавал, бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге. Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит?
Дети: испытательный аппарат для космонавтов, а сможет в ней находиться человек, у которого не кружится голова.
Воспитатель: правильно ребята, это испытательный аппарат. Благодаря этому аппарату врачи определяют, сможет ли космонавт полететь в космос, выдержит ли он нагрузки в невесомости. А находиться в центрифуге могут люди, которые в детстве катались на качелях, и у них не кружилась голова. Прежде всего, у космонавтов должно быть крепкое здоровье. Ведь труднее условий работы, чем у космонавтов, нет ни в одной другой профессии. Во время влета и приземления космонавты испытывают сильные перегрузки.
Воспитатель: Что такое перегрузки? (Предположение детей)
Перегрузки - это, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжелым, а руки и ноги невозможно поднять. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки.
- Как называется такое состояние в космосе? (Состояние невесомости.)
Физкультминутка
1. Невесомость на животе - ребята сейчас мы с вами ложимся на стульчики животом и поднимаем ноги и руки. Повторяйте за мной, поднимаем и полетели. Следующее упражнение:
2. Полет в невесомости на спине – ребята ложитесь на спину и поднимаем ноги и руки вверх. Двигаем ими влево, вправо одновременно. Представим ребята, что мы в открытом космосе и совершаем полет. Следующее упражнение:
3. Магнитные ботинки: а теперь ребята встаем со стульчиков и надеваем ботинки космонавтов. Ботинки у космонавтов очень тяжелые, так что не спешите и повторяйте за мной. Поднимаем правую ногу, опускаем. Поднимаем левую ногу, опускаем. А теперь делаем 2 шага вперед, раз, два. Молодцы, а теперь назад 2 шага, раз, два. Какие тяжелые ботинки? Все справились?
Дети: да, все!
Воспитатель: молодцы космонавты подготовились к полету. А вы знаете, на чем летают космонавты?
Дети: на космических ракетах!
Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете.
Воспитатель: А кто знает, в чем находится еда космонавтов?
Дети: еда космонавтов находится в тюбиках!
Воспитатель: правильно, еда космонавтов находится в тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости.
Воспитатель: а кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор?
Дети: костюм называется – скафандр, а головной убор - шлем.
Воспитатель: правильно скафандр и шлем.
- А для чего нужны они?
Дети: чтобы выйти в космос.
Воспитатель: правильно для того, что бы безопасно выйти в космос. А шлем для чего нужен в космосе?
Дети: чтобы космонавт мог дышать.
Воспитатель: правильно, чтобы космонавт в открытом космосе мог дышать. И бывают скафандры 2-х видов: в одном космонавт выходит в открытый космос – он белого цвета. А во втором находится в космическом корабле.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете?
Дети: окно в ракете называется - иллюминатор!
Воспитатель: Правильно ребята иллюминатор, повторим все вместе – иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть?
Дети: планеты, луну, кометы, спутники, солнце.
Воспитатель: Кто скажет, как он называется единственный спутник планеты Земля.
Дети: спутник нашей планеты Земля называется - Луна!
Воспитатель: правильно – Луна. А на Луне сила притяжения очень слабая. Поэтому мы с вами будем на ней порхать как пушинки. Такая же легкость в полете будет и на Плутоне. А на Юпитере больше всего сила притяжения.
Воспитатель: Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.
Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС) . На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.
Космос сейчас совсем не такой уж таинственный, каким он казался недавно. И мы, все люди планеты Земля, с огромным уважением и восхищением относимся к Юрию Гагарину, человеку, с которого всё это началось, который был первым. А быть первым всегда очень трудно, ребята! Вот почему именно его полёт в космос и отмечается нами, как замечательный праздник — День Космонавтики.
Итог:
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
- О чём бы ты рассказал дома, из того что увидел и услышал?
Занятие закончим конкурсом рисунков, посвященных космосу и космонавтике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейное занятие в музее космонавтики "Рассказы о Ю.А.Гагарине"
Расширить представления детей о космических полетах.Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин;Подвести к пониманию того, что космонавтом может ...
Интегрированное занятие ко "Дню космонавтики" "Полет в космос"
Закрепить знания детей о космосе, планетах солнечной системы.Активизировать словарь по теме «Космос» (Планета, звезда, спутник, космонавт, небо, солнце, земля, созвездие, Космический корабль, спутник,...

Конспект интегрированного занятия, посвященного Дню Космонавтики во второй младшей группе. «Наши космонавтики».
Конспект досуга,целью которого является формирование у детей представления о космосе, о первых космонавтах....

Конспект музыкально-тематического занятия ко Дню Космонавтики «12 апреля-День космонавтики и авиации» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Закрепить знания и представлений о космосе и профессии космонавт. Задачи: воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за свою Родину; формировать представление детей о космосе и космонав...

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речи Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»
Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.Задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей о к...

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речи Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»
Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речиКонспект НОД в старшей группе «День космонавтики»Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики&raqu...

