Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Елена Николаевна Барташук

"Радуга на столе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию «Радуга на столе»                        для средней группы

Цель: создание условий для ознакомления и систематизации знаний о  природном явлении радуге, через экспериментальную деятельность.

Задачи: 

Образовательные: выяснить, почему у радуги семь цветов.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности  в ходе экспериментальной деятельности.

Воспитательные: приобщаться к культуре общения  и осознавать работу в коллективе.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: С. Маршак «Радуга – дуга», Н. Комовская «Радуга», Е. Благинина «Радуга», рассматривание картин и иллюстраций с изображением радуги. Разгадывание загадок о радуге; прослушивание детских песен: «Раз, два, радуга», «От улыбки»; подвижная игра «Собери радугу».                                     Оборудование: презентация «Что такое радуга?», компьютерный диск для каждого ребенка, блюдца с конфетами, цветная соль, мыльный раствор, трубочки, халаты и шапочки на каждого ребенка.

 Ход занятия:

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года? Правильно, весна! Какие природные явления происходят весной? Тает снег, идет мокрый снег, дует ветер, льет дождь. Все правильно! Когда дождь бывает? (весной, летом, осенью). Как вы думаете, дождь прошел, а что бывает после дождя? (рассуждения детей)

Воспитатель: Разноцветное коромысло над рекой повисло. Что это? (Радуга) Правильно,  мы сегодня с вами поговорим о радуге. Давайте посмотрим на экран и узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется.

Основной этап

Презентация «Что такое радуга?»

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали о природном явлении – радуге? Какие чувства у вас вызывает радуга? (ответы детей). Правильно, чувства радости, красоты, поднимается настроение. Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут — радуга. Когда можно наблюдать радугу?  (после дождя).  Где еще можно увидеть радугу? (рассуждения детей: возле фонтанов, над рекой или озером, в каплях мыльных  пузырей).

Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. Это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце. Из каких цветов состоит радуга?  (ответы детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Для того чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные волшебные слова — в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов. — Какую фразу вы знаете?  (Ответы детей) Каждый Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан. Какой бывает радуга? (рассуждения детей)

 Радуга бывает разной: за этим удивительным явлением можно наблюдать не только днём, но и ночью (лунная радуга), в облаках и даже во время тумана.    С земли радуга  нам кажется в форме арки, но на самом деле она имеет круглую форму. Целиком мы можем увидеть только тогда, когда мы будем во время её появления на воздушном транспорте или на высокой горе. 

Огненная радуга — редкий оптический эффект, появляющийся, если лучи солнца отражаются от кристалликов льда в облаках, находящихся на большом расстоянии от земли. Перевёрнутая радуга тоже редкое явление. Для её появления также нужны перистые облака. Солнечная радуга наиболее яркая из всех и именно её мы видим наиболее часто. Такой разной бывает радуга.

Физминутка.

Гляньте, радуга над нами,

Над деревьями, домами,

И над морем, над волной

И немножко надо мной.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы сможем сделать радугу в детском саду? Предлагаю вам  пройти в лабораторию и самим попробовать сделать радугу.  Давайте вспомним правила поведения в лаборатории: 

  1. Обязательно работать в халате и шапочке.
  2. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому, не шумит.
  3. Нельзя ничего брать без разрешения взрослого.
  4. Слушать внимательно инструкцию.
  5. Все делать аккуратно.
  6. Не пробовать на вкус
  7. Соблюдать осторожность.

Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно получить радугу в домашних условиях, в нашей группе, здесь и сейчас? (рассуждения детей) Давайте  проведем опыты и попробуем создать радугу.

Воспитатель: Сначала я попробую создать радугу, а вы внимательно смотрите! В стакан с цветной водой, добавляем масло растительное и опускаем шипучую таблетку (витамин С), смотрите, что происходит в воде?

Как вы думаете, где еще можно увидеть радугу в группе? Можно ли другими способами ещё получить радугу? (рассуждения детей)  Получится ли у нас создать радугу при помощи компакт диска?

Опыт №2  «Фонарь — компакт диска.

Воспитатель: На столах у каждого находится  компакт диск. Вам необходимо взять его, попытаться поймать им солнечный луч, направив его на стены, смотрите, что у вас получилось? (дети выполняют эксперимент, направляют на  диск свет от солнца и видят все цвета радуги)  Итак, ребята, мы с вами доказали, что радугу можно  получить и в домашних условиях? (рассуждения детей)

Опыт №3

На тарелочках находятся конфеты скитлс, расположенные по кругу и по цвету радуги. Дети наливают в тарелку немного воды и наблюдают, что получилось.

Опыт №4

В емкости наведена мыльная жидкость, дети выдувают мыльные пузыри и подносят к солнцу, также наблюдают на мыльной пене спектр радуги.

Воспитатель: Предлагаю вам вместе с родителями создать свою радугу в прозрачной емкости.

Эксперимент  №5 «Радужный снег»

На столе находятся пакетики с солью, в которые добавлен краситель или гуашь цвета радуги (в отдельном пакетике один цвет для каждого). В пустую стеклянную (пластмассовую) емкость, насыпаем окрашенную соль по цвету радуги.

Воспитатель: Ребята, выходите в круг, поиграем с вами в игру «Собери радугу». Говорим слова:

Дождик льется из-за туч,

Солнышко нам светит,

Значит, будет радуга,

Радуга на небе,

Здравствуй, радуга – дуга!

Что ты, детям принесла

Каждому свой цвет,

А какой, ответь?

Один, два, три, радугу собери!

Детям раздать полоски по цвету радуги, и они собирают радугу на мольберте.

Рефлексия: Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная – вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета.

Воспитатель: Ребята, что нового вы  узнали?

 Кому вы хотите рассказать о том, что сегодня делали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...