Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Планеты Солнечной системы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Знакомство детей с солнечной системой: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые их особенности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«Планеты Солнечной системы»

Воспитатель: Шалабанова Юлия Николаевна

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с солнечной системой: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые их особенности.

Развивающие:

- Развивать внимание, память, мышление.

- Формировать познавательное отношение к миру.

- Расширять кругозор.

Воспитывающие:

-Формирование готовности к совместной деятельности

-Воспитывать взаимопомощь

-Доброжелательное отношение  друг к другу

-Создание ситуации успеха

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий,  Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

Оборудование: плакат со схемой Солнечной системы, картинки (эмблемы) Солнца и планет солнечной системы для размещения на схеме, разрезные картинки с космическими ракетами, карточки с животными, медали-эмблемы команд.

Предварительная работа:

- беседа об устройстве солнечной системы;

- знакомство с понятиями Вселенная, космос;

- рассматривание иллюстраций;

- беседа о планетах и их основных характеристиках;

- беседы о  первых животных-космонавтах.

Вводная часть

Ход занятия.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Я принесла вам плакат. Как вы думаете, что это?

Верно, это схема Солнечной системы. Посмотрите, что за пустые места на ней? Чего не хватает на схеме?

И правда, на схеме нет планет.

Как бы их вернуть?

Я предлагаю вам со мной поиграть.

За правильно выполненные задания вы будете получать планеты, и мы с вами заполним нашу схему и заодно узнаем, какие планеты есть в Солнечной системе и как они расположены.

Давайте разделимся на команды.

Если очень захотеть – можно в космос полететь!

Делимся на команды с помощью космических эмблем-медалей разного цвета.

Воспитатель: Представьте, что вы вышли на улицу ночью зимой в мороз и посмотрели на небо… Что вы там увидите?

 (ответы)

Сколько звёзд! Какие яркие!

Звёзд на небе очень, очень много. И все звёзды - это огромные огненные шары.

Но, как вы думаете, почему звёзды кажутся маленькими?

Верно. Потому что они от нас невообразимо далеко.

А какая звезда к нам ближе всех?

Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

По орбитам их вращает.

 (Солнце)

( после ответа получают Солнце для схемы)

Солнце - ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. 

Как вы думаете, Солнце находится далеко или близко?

Ближе всех других звёзд, но всё равно очень далеко -150 млн. км.

Солнце даёт нам главное - свет и тепло, и именно поэтому на Земле возможна жизнь!

Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

    Если бы оно не согревало и не освещало своими лучами Землю, наша планета превратилась бы в мёртвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы все растения, ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло. А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того растения выделяют в атмосферу кислород, который нужен для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные и люди.

   Планета Земля вращается вокруг огненной звезды - Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются семь других планет. Все вместе они составляют Солнечную систему. Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи - Солнце. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие - дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите - (путь движения планеты в виде круга, центр которого - Солнце). Ни одна из планет никогда сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

Ученые  и инженеры много лет изобретали способ полететь в космос и придумали космическую ракету.

 Вот наше следующее задание: нам надо разделиться на команды и собрать ракеты.

Д/И «Собери ракету» (разрезные картинки)

Молодцы. Вы справились с заданием. Вот вам 2 планеты.

  1. Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален… (Меркурий)

2.  В небе я свечусь нередко, 

Ваша ближняя соседка. 

Я Меркурию сестра, 

И на мне всегда жара… (Венера)

12 апреля 1961г., человек совершил свой первый полёт в космос. А кто-нибудь из вас знает, кто это был?

Дети: Юрий Гагарин.

Воспитатель: Правильно. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.

В космической ракете, с названием «Восток»,

Он первым на планете подняться к звездам смог

и облетел вокруг Земли.

Как вы думаете, легко стать космонавтом?

Ответы детей

Воспитатель: Какими качествами должен обладать космонавт?

Ответы детей:смелым,храбрым,сильным,решительным,умным,ловким,выносливым,трудолюбивым,отважным,мужественным,дисциплинированным.

Воспитатель: Молодцы. Получайте 3ю планету. Это  Земля.

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется(Земля)

Воспитатель: А сейчас Космическая разминка

Физкультминутка:

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединить руки над головой)

Отрываемся от Земли, (подпрыгнуть)

Долетаем до Луны, (руки в стороны покружиться)

На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте)

•••

Раз-два - Стоит ракета (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре - Скоро взлет (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до Солнца  (круг руками)

Космонавтам нужен год! (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно - (руки в стороны, наклоны корпусом вправо- влево)

Каждый ведь из нас атлет. ( сгибают руки в локтях)

Пролетая над Землёю,  (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут на прощание).

•••

Кончен путь, приземлилась ракета, перед вами леса и поля.

Здравствуй наша родная планета!

Здравствуй наша родная Земля.

Воспитатель: Очень хорошо. Получайте следующие планеты.

Есть ли жизнь там или нет, 

Мы пока не знаем, 

Цвета красного она, 

Это точно знаем… (Марс)

В телескоп скорей взгляните 

Он гуляет по орбите. 

Там начальник он над всеми, 

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет.  (Юпитер)

Воспитатель: Следующее наше задание - космические загадки.

В космосе с хвостом летаю,

Пыль вселенной подметаю.

Как метла, мой длинный хвост

Проведет уборку звезд. (Комета)

Эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник. (Метеориты)

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)

 

Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …

(Ответ: Гагарин)

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.

(Ответ: Космос)

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…

(Ответ: Ракете)

Воспитатель:  Молодцы.И здесь вы справились с заданием.

 Получайте следующие планеты:

Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли… (Сатурн)

Вращается не так, как все, 

Огромный газовый гигант, 

Имеет голубой лишь цвет, 

Что придает ей газ метан! (Уран)

Воспитатель: Ваше следующее задание: из разложенных на столе картинок выбрать тех животных, которые побывали в космосе. Одному из них даже поставили памятник. (собака Лайка 1957 год)

Воспитатель: молодцы. Вот вам последняя планета

На планете синей-синей 

Дует ветер очень сильный. 

Холодно на ней весьма — 

Состоит из воды, газа и льда (Нептун)

Воспитатель: Вы просто молодцы!

Вот мы с вами и  получили все восемь планет Солнечной системы. Все они вращаются по своим орбитам вокруг Солнца.  Давайте повторим их ещё раз.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

Есть ещё одна планета

Под названием Плутон.

Но Плутон учёные сейчас решили не считать планетой: он слишком мал для планеты и очень далек от Солнца

Итоговый этап, рефлексия деятельности

Воспитатель:

Дети, вам понравилось наше занятие?

(Ответы детей)

Какое задание вам интереснее всего было выполнять?

(Ответы детей)

Какое задание для вас оказалось самым сложным?

(Ответы детей)

Чему занятие  было посвящено?

(Ответы детей)

Какое настроение у вас было во время занятия?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями.

Теперь мы можем на нашу схему приклеить Солнце и планеты.

И каждый может приклеить свою звездочку.

А в память о нашем занятии вам останутся медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"

В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Во саду ли во городе"

В данном занятии детям даётся представление о том, какую роль играют в нашей жизни овощи и фрукты....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Я на представлении".

Предлагаемый план-конспект способствует расширению представлений детей о творческих профессиях, обогащению словаря по данной теме, воспитанию навыков правильного поведения в местах проведения культурн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Откуда хлеб на стол пришел?"

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба для изготовления хлебобулочных изделий.  Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить литературные знания детей, посвященны...

Образовательная область «Социализация». Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Богатыри земли русской».

Дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества;сообщить детям элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о бо...