Проект «Удивительный мир космоса» (подготовительная группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Шестакова Наталья Ивановна

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской и творческой деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etot_zagadochnyy_kosmos.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Удивительный мир космоса»

(подготовительная группа)

Пояснительная записка

С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная, с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребенка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, дает детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Проблемы проекта.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Дети любят смотреть на вечернее небо, на звёзды. Кто - то просто восхищается их красотой, кто - то о чём - то мечтает, кто - то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос. Поэтому дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, очень интересует детей.

Актуальность проекта.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской и творческой деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

Космическая тематика  привлекает детей дошкольного возраста, как что-то волшебное и  таинственное потому, что космос остаётся для их взора невидимым и очень загадочным.

Последнее время  дети, стали задавать много вопросов о космосе: «Почему солнце такое яркое? Сколько звезд на небе? Почему наступает ночь? На чем космонавты летают в космос, готовят ли они себе в космосе еду, зачем им нужен скафандр, на чем они возвращаются на землю?»  и многое другое.

Просматривание любимых мультфильмов о  космических пиратах, звездных войнах  и других инопланетных персонажах не дают возможность детям  найти ответы на все интересующие их вопросы.  А зачастую вымышленные персонажи дезинформируют их, рассказывая о несуществующих планетах, вызывая отрицательные эмоции, агрессию и страхи.

Кроме того, при проведении анкетирования родителей выяснилось, что одним из самых трудных вопросов для объяснения на понятном ребёнку языке является вопрос о космосе. Не каждый из них может доступно объяснить дошкольнику «Что такое космос?».

Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Я считаю, что реализация проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети научатся выражать свое отношение к происходящему.

Поэтому работа в этом направлении — это и часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов.

Новизна проекта.

Реализуя данный проект, я приоткрываю  завесу тайн Вселенной и познакомлю детей со звездами, с Солнцем, созвездиями и планетами, что не является традиционным для детского сада.  Данный проект позволит расширить знания детей о космонавтике, научит самостоятельно добывать информацию.

Также новизна идеи проекта состоит в том, что космическое воспитание дошкольников  недостаточно отражено в методической литературе.

Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика.

Содержание проекта является дополнением к основной программе детского сада.

Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Цель проекта: формирование представлений о космосе, космонавтах, солнечной системе.

Задачи:

  • создать условия для творчески-исследовательской деятельности детей;
  • познакомить детей с историей развития космонавтики, с созвездиями;
  • дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле. продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным;
  • расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса;
  • познакомить с понятиями «скафандр», «телескоп», «кратер», «космонавт»;

  • расширить представление  о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);
  • активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;
  • сформировать первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях);
  • дать детям представление о труде космонавтов;
  • развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу;
  • воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни;
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов, и уважение к их труду, к истории своей страны;
  • привлечь родителей к совместной деятельности.

Методы проекта:

- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);

- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);

- проблемно – мотивационный;

- наблюдение;

- творческая деятельность.

Ожидаемые  результаты.

В результате выполнения проекта предполагается:

  • сформированность у детей представления о значении космоса, о планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах, планетах Солнечной системы;
  • сформированность интереса к новому, неизвестному в окружающем мире;
  • обогащение словаря детей путём ввода определённых слов в практику общения;
  • развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности;
  • организована предметно-развивающая среда группы: «Космический центр», создана мини - библиотека по теме «Космос»;
  • проявление интереса к космосу;
  • проявление творчества и детальности в работе при  конструировании детьми из строительного материала, конструктора, бумаги.
  • повышение уровня  компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей;
  • воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.

Планируемый результат педагога:

- расширение знаний и проявление интереса детей к Вселенной;

- развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;

- изготовление поделок и работ по теме: «Космос».

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий,  краткосрочный.

Время реализации проекта: 02.04.2025 – 11.04.2025г.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель.

Реализация проекта будет проходить в несколько этапов, на протяжении которых будет выполняться следующая деятельность:

I этап. Подготовительный (организационный).

  1. Определение темы проекта;
  2. Изучение методической литературы;
  3. Формулировка цели и определение задач;
  4. Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
  5. Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о космосе, планетах, космонавтах, подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т. п.);
  6. Создание в группе соответствующей предметно - развивающей среды;
  7. Информирование о содержании проекта и привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.
  8. Приглашение к участию в выставке семейных творческих работ «Этот загадочный космос»;

II этап. Основной этап:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

  • ОД по ознакомлению с окружающем миром «Космос, звезды, вселенная», ОД по ФЭМП на тему «Космическое путешествие».
  • Беседы с детьми о космосе, космонавтах: «Что такое космос», «12 апреля – День космонавтики», «Что такое Солнечная система», «Семья планет», «Голубая планета – Земля», «Луна – спутник земли», «Белка и Стрелка – животные космонавты», «Первый в космосе»; ситуативные разговоры: «Особенности защиты человека в космосе», «Завтрак космонавта», «Если был бы я космонавтом», «Какие предметы нельзя брать в космос и почему?», «Почему солнце светит и греет», «Почему днем не видно звезд», «Кого берут в космонавты?» «Почему Луна не падает на Землю».
  • Рассматривание иллюстраций – космос, космические корабли, планеты, космонавты в скафандрах, глобуса, карты, плаката «Солнечная система».
  • Презентация «Этот загадочный космос», «Планеты солнечной системы».
  • Просмотр мультфильмов «Тайна третей планеты», "Белка и Стрелка»
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов):  чтение энциклопедической литературы, С. Баруздин «Первый человек в космосе», Е. Леонов «Малышам о звездах и планетах», «Шаги над планетой», Н. Носов «Незнайка на луне», Любовь Талимонова «Сказки о созвездиях», албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»,  пословицы, поговорки, загадки, стихи о космосе.
  •  Дидактические,  игры: «Разложи планеты на орбитах», «Угадай созвездие», «Устрани пробоину», «День, ночь – сутки прочь», «Разрезные картинки», «Собери ракету по частям», «Что сначала, что потом», «Найди свою планету», «Найди лишнее», «Правильно расставь планеты», «Найди тень», «Что лишнее и почему», «Почему в космос летают на ракете», «Планеты», лото «Космос». «Соберем ракеты» (из геометрических фигур), «Найди свой космодром».
  • Сюжетно-ролевые «Мы – космонавты», «Путешествие в космос», «Космонавты тренируются».
  • Физическое развитие: пальчиковые игры «Космонавт», «Космос», «Мы космический отряд», «Будем в космосе летать»; подвижные игры: «Космонавты», «Самолёты», «Солнце и планеты», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Ракетодром», «Космическая эстафета», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Солнышко и дождик».
  • Конструирование: из строительного материала космических кораблей, инопланетян, космодромов, конструирование из бумаги «Космический корабль» (на основе цилиндра), оригами – ракеты.
  • Художественная деятельность детей: - рисование разными материалами (акварель, восковые мелки, пастель) «Солнечная система», «Звёздное небо»,  «Портрет инопланетянина», «Ракеты в космосе», «Космическое пространство»; лепка «Пластилинография» «Космонавты», «Планеты солнечной системы»; аппликация «Звёзды и кометы»,
  • Музыкальная  деятельность: слушание и пение песен о покорении космоса, о космонавтах, слушание космической музыки, музыкальная  игра «Звезды и солнце». Прослушивание песен: «Мы в космос улетаем на работу», «Я-Земля!», «На пыльных тропинках далёких планет..., «Мы в космос улетаем на работу...», «И на Марсе будут яблони цвести".
  • Досуг: посещение планетария, развлечения ко Дню Космонавтики, викторина «Что мы знаем о космосе».
  • Индивидуальная и групповая работа: развитие мелкой моторики раскрашивание картинок о космосе), собирание пазлов (тема «Космические пазлы»), выкладывание картинок из счетных палочек.
  • Работа с родителями: выставка детских рисунков «Космические дали», конкурс поделок «Мне бы в космос полететь», ширма «Детям о космосе». создание предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о космосе)

ΙΙΙ этап. Заключительный этап.

- подготовка и проведение  музыкального развлечения «Мы – будущие космонавты»

- проведение сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос».

- обобщение  опыта работы.

Продукт проектной деятельности:

- создание фотоколлажа «Вперёд к звёздам»;

- выставка рисунков и поделок «Мне бы в космос полететь»;

- коллективная работа «Наша планета»;

- лепка космонавтов, инопланетян.

 

Формы представления результатов.

Фотоматериалы по проведению мероприятий в ходе реализации проекта.

Перспективы развития проекта:

- распространение проекта посредством Интернет - ресурсов;

-дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.

Результаты проекта.

В результате планомерной, систематической работы над проектом дети получили возможность показать все свои знания и умения, которые приобрели в ходе проекта, могут проявить фантазию и творчество, выдумку. В процессе реализации проекта у детей обогатился и словарный запас, расширились знания и представления о космосе. В ходе реализации проекта дети получили представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси, узнали имя первого космонавта Земли, а также других космонавтов и конструкторов. Данный проект позволил развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников.

Так совместными усилиями была создана развивающая среда, способствовавшая свободному общению с детьми и взрослыми. Воспитателями были определены и проведены наиболее эффективные интегрированные виды деятельности по теме «Космос», способствующих развитию свободного общения с детьми и взрослыми. В проекте были использованы разные интегрированные виды детской деятельности.

Заключение.

На практике убедились, что данный проект актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, тесно общаться, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. В ходе реализации проекта пришла к выводу, что проектная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

В ходе проекта дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В группе создали праздничную атмосферу перед Днём космонавтики.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Список литературы.

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. / Н. В. Алешина. М.: ООО «Элизе Трэйдинг», 2002
  2. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
  4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
  5. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
  6. Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.,2001г
  7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.
  8. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  10. Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.
  11. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
  12. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.
  13. Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.
  14. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
  15. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
  16. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Удивительный мир муравьев". Подготовительная группа.

Цель проекта провести наблюдение за жизнью муравьев, собрать необходимую информацию про этих удивительных насекомых из научно-популярной литературы, получить новые знания о строении муравейника, ...

Проект "Удивительный мир-Космос" средняя группа

Проект в средней группе «Бабочка»на тему:«Удивительный мир - Космос»  Тип проекта: познавательно-исследовательский. Вид проекта: краткосрочный, групповой...

Проект "Удивительный мир животных" подготовительная группа

проект в подготовительной к школе группе по окружающему миру...

Проект "Удивительный мир космоса" (младшая группа)

Информационно – творческий проект по познавательному развитию для детей младшего возраста «Удивительный мир космоса»....

Педагогический проект "Удивительный мир космоса" Средняя группа

Тема космоса всегда актуальна, поэтому важной задачей для педагога является  развитие  у детей интереса  к познанию космоса. Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить...

Совместный с родителями познавательно- творческий проект «Удивительный мир космоса» старшей группы «Светлячки»

Данный прорект предназначен для ознакомления и совершенствования знаний детей о космосе, солничной системе и т.д....