Проект «Удивительный мир космоса» (подготовительная группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской и творческой деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Удивительный мир космоса»
(подготовительная группа)
Пояснительная записка
С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная, с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребенка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, дает детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Проблемы проекта.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Дети любят смотреть на вечернее небо, на звёзды. Кто - то просто восхищается их красотой, кто - то о чём - то мечтает, кто - то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос. Поэтому дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, очень интересует детей.
Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской и творческой деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
Космическая тематика привлекает детей дошкольного возраста, как что-то волшебное и таинственное потому, что космос остаётся для их взора невидимым и очень загадочным.
Последнее время дети, стали задавать много вопросов о космосе: «Почему солнце такое яркое? Сколько звезд на небе? Почему наступает ночь? На чем космонавты летают в космос, готовят ли они себе в космосе еду, зачем им нужен скафандр, на чем они возвращаются на землю?» и многое другое.
Просматривание любимых мультфильмов о космических пиратах, звездных войнах и других инопланетных персонажах не дают возможность детям найти ответы на все интересующие их вопросы. А зачастую вымышленные персонажи дезинформируют их, рассказывая о несуществующих планетах, вызывая отрицательные эмоции, агрессию и страхи.
Кроме того, при проведении анкетирования родителей выяснилось, что одним из самых трудных вопросов для объяснения на понятном ребёнку языке является вопрос о космосе. Не каждый из них может доступно объяснить дошкольнику «Что такое космос?».
Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Я считаю, что реализация проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети научатся выражать свое отношение к происходящему.
Поэтому работа в этом направлении — это и часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов.
Новизна проекта.
Реализуя данный проект, я приоткрываю завесу тайн Вселенной и познакомлю детей со звездами, с Солнцем, созвездиями и планетами, что не является традиционным для детского сада. Данный проект позволит расширить знания детей о космонавтике, научит самостоятельно добывать информацию.
Также новизна идеи проекта состоит в том, что космическое воспитание дошкольников недостаточно отражено в методической литературе.
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика.
Содержание проекта является дополнением к основной программе детского сада.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Цель проекта: формирование представлений о космосе, космонавтах, солнечной системе.
Задачи:
- создать условия для творчески-исследовательской деятельности детей;
- познакомить детей с историей развития космонавтики, с созвездиями;
- дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле. продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным;
- расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса;
- познакомить с понятиями «скафандр», «телескоп», «кратер», «космонавт»;
- расширить представление о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);
- активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;
- сформировать первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях);
- дать детям представление о труде космонавтов;
- развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу;
- воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов, и уважение к их труду, к истории своей страны;
- привлечь родителей к совместной деятельности.
Методы проекта:
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);
- проблемно – мотивационный;
- наблюдение;
- творческая деятельность.
Ожидаемые результаты.
В результате выполнения проекта предполагается:
- сформированность у детей представления о значении космоса, о планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах, планетах Солнечной системы;
- сформированность интереса к новому, неизвестному в окружающем мире;
- обогащение словаря детей путём ввода определённых слов в практику общения;
- развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности;
- организована предметно-развивающая среда группы: «Космический центр», создана мини - библиотека по теме «Космос»;
- проявление интереса к космосу;
- проявление творчества и детальности в работе при конструировании детьми из строительного материала, конструктора, бумаги.
- повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей;
- воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
Планируемый результат педагога:
- расширение знаний и проявление интереса детей к Вселенной;
- развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;
- изготовление поделок и работ по теме: «Космос».
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий, краткосрочный.
Время реализации проекта: 02.04.2025 – 11.04.2025г.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Реализация проекта будет проходить в несколько этапов, на протяжении которых будет выполняться следующая деятельность:
I этап. Подготовительный (организационный).
- Определение темы проекта;
- Изучение методической литературы;
- Формулировка цели и определение задач;
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
- Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о космосе, планетах, космонавтах, подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т. п.);
- Создание в группе соответствующей предметно - развивающей среды;
- Информирование о содержании проекта и привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.
- Приглашение к участию в выставке семейных творческих работ «Этот загадочный космос»;
II этап. Основной этап:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
- ОД по ознакомлению с окружающем миром «Космос, звезды, вселенная», ОД по ФЭМП на тему «Космическое путешествие».
- Беседы с детьми о космосе, космонавтах: «Что такое космос», «12 апреля – День космонавтики», «Что такое Солнечная система», «Семья планет», «Голубая планета – Земля», «Луна – спутник земли», «Белка и Стрелка – животные космонавты», «Первый в космосе»; ситуативные разговоры: «Особенности защиты человека в космосе», «Завтрак космонавта», «Если был бы я космонавтом», «Какие предметы нельзя брать в космос и почему?», «Почему солнце светит и греет», «Почему днем не видно звезд», «Кого берут в космонавты?» «Почему Луна не падает на Землю».
- Рассматривание иллюстраций – космос, космические корабли, планеты, космонавты в скафандрах, глобуса, карты, плаката «Солнечная система».
- Презентация «Этот загадочный космос», «Планеты солнечной системы».
- Просмотр мультфильмов «Тайна третей планеты», "Белка и Стрелка»
- Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов): чтение энциклопедической литературы, С. Баруздин «Первый человек в космосе», Е. Леонов «Малышам о звездах и планетах», «Шаги над планетой», Н. Носов «Незнайка на луне», Любовь Талимонова «Сказки о созвездиях», албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили», пословицы, поговорки, загадки, стихи о космосе.
- Дидактические, игры: «Разложи планеты на орбитах», «Угадай созвездие», «Устрани пробоину», «День, ночь – сутки прочь», «Разрезные картинки», «Собери ракету по частям», «Что сначала, что потом», «Найди свою планету», «Найди лишнее», «Правильно расставь планеты», «Найди тень», «Что лишнее и почему», «Почему в космос летают на ракете», «Планеты», лото «Космос». «Соберем ракеты» (из геометрических фигур), «Найди свой космодром».
- Сюжетно-ролевые «Мы – космонавты», «Путешествие в космос», «Космонавты тренируются».
- Физическое развитие: пальчиковые игры «Космонавт», «Космос», «Мы космический отряд», «Будем в космосе летать»; подвижные игры: «Космонавты», «Самолёты», «Солнце и планеты», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Ракетодром», «Космическая эстафета», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Солнышко и дождик».
- Конструирование: из строительного материала космических кораблей, инопланетян, космодромов, конструирование из бумаги «Космический корабль» (на основе цилиндра), оригами – ракеты.
- Художественная деятельность детей: - рисование разными материалами (акварель, восковые мелки, пастель) «Солнечная система», «Звёздное небо», «Портрет инопланетянина», «Ракеты в космосе», «Космическое пространство»; лепка «Пластилинография» «Космонавты», «Планеты солнечной системы»; аппликация «Звёзды и кометы»,
- Музыкальная деятельность: слушание и пение песен о покорении космоса, о космонавтах, слушание космической музыки, музыкальная игра «Звезды и солнце». Прослушивание песен: «Мы в космос улетаем на работу», «Я-Земля!», «На пыльных тропинках далёких планет..., «Мы в космос улетаем на работу...», «И на Марсе будут яблони цвести".
- Досуг: посещение планетария, развлечения ко Дню Космонавтики, викторина «Что мы знаем о космосе».
- Индивидуальная и групповая работа: развитие мелкой моторики раскрашивание картинок о космосе), собирание пазлов (тема «Космические пазлы»), выкладывание картинок из счетных палочек.
- Работа с родителями: выставка детских рисунков «Космические дали», конкурс поделок «Мне бы в космос полететь», ширма «Детям о космосе». создание предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о космосе)
ΙΙΙ этап. Заключительный этап.
- подготовка и проведение музыкального развлечения «Мы – будущие космонавты»
- проведение сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос».
- обобщение опыта работы.
Продукт проектной деятельности:
- создание фотоколлажа «Вперёд к звёздам»;
- выставка рисунков и поделок «Мне бы в космос полететь»;
- коллективная работа «Наша планета»;
- лепка космонавтов, инопланетян.
Формы представления результатов.
Фотоматериалы по проведению мероприятий в ходе реализации проекта.
Перспективы развития проекта:
- распространение проекта посредством Интернет - ресурсов;
-дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.
Результаты проекта.
В результате планомерной, систематической работы над проектом дети получили возможность показать все свои знания и умения, которые приобрели в ходе проекта, могут проявить фантазию и творчество, выдумку. В процессе реализации проекта у детей обогатился и словарный запас, расширились знания и представления о космосе. В ходе реализации проекта дети получили представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси, узнали имя первого космонавта Земли, а также других космонавтов и конструкторов. Данный проект позволил развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников.
Так совместными усилиями была создана развивающая среда, способствовавшая свободному общению с детьми и взрослыми. Воспитателями были определены и проведены наиболее эффективные интегрированные виды деятельности по теме «Космос», способствующих развитию свободного общения с детьми и взрослыми. В проекте были использованы разные интегрированные виды детской деятельности.
Заключение.
На практике убедились, что данный проект актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, тесно общаться, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. В ходе реализации проекта пришла к выводу, что проектная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
В ходе проекта дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В группе создали праздничную атмосферу перед Днём космонавтики.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Список литературы.
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. / Н. В. Алешина. М.: ООО «Элизе Трэйдинг», 2002
- Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
- Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
- Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.,2001г
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.
- Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
- Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.
- Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
- Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.
- Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.
- Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
- Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Удивительный мир муравьев". Подготовительная группа.
Цель проекта провести наблюдение за жизнью муравьев, собрать необходимую информацию про этих удивительных насекомых из научно-популярной литературы, получить новые знания о строении муравейника, ...

Проект "Удивительный мир-Космос" средняя группа
Проект в средней группе «Бабочка»на тему:«Удивительный мир - Космос» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Вид проекта: краткосрочный, групповой...

Проект "Удивительный мир животных" подготовительная группа
проект в подготовительной к школе группе по окружающему миру...

Проект "Удивительный мир космоса" (младшая группа)
Информационно – творческий проект по познавательному развитию для детей младшего возраста «Удивительный мир космоса»....

Педагогический проект "Удивительный мир космоса" Средняя группа
Тема космоса всегда актуальна, поэтому важной задачей для педагога является развитие у детей интереса к познанию космоса. Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить...
Совместный с родителями познавательно- творческий проект «Удивительный мир космоса» старшей группы «Светлячки»
Данный прорект предназначен для ознакомления и совершенствования знаний детей о космосе, солничной системе и т.д....

