конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир стекла и керамики"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить детей со свойствами стекла и керамики и их применением в повседневной жизни. Познакомить детей с профессиями людей, работающих со стеклом и глиной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №85 Невского района
Занятие по познавательному развитию:
« Мир стекла и керамики»
в старшей группе
Подготовила и провела:
воспитатель
Сбитнева Галина Ивановна
Санкт-Петербург
2025 год
Занятие по познавательному развитию: « Мир стекла и керамики».
Цель: познакомить детей со свойствами стекла и керамики и их применением в повседневной жизни. Учить устанавливать связь между свойствами материалов, характером использования вещей, их назначения. Формировать представление о роли человека в добывании и производстве материалов. Задачи: Обучающие -Учить обследовать разные вещи и выделять их свойства. -Учить различать и называть вещи из стекла и керамики. Развивающие -Развивать любознательность и интерес к рукотворному миру. -Развивать внимание и тактильную память. -Активизировать словарь детей (стекло: прозрачное, цветное, гладкое, холодное; керамика-водонепроницаемая, блестит, не прозрачная, покрыта глазурью, звучит, бывает разного цвета. Воспитательные -Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам. -Воспитывать уважение к труду людей, работающих со стеклом и глиной. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое и художественно-эстетическое развитие. Методы и приемы: 1)Наглядный 2)Игровой 3)Словесный Предварительная работа: -Просмотр видеофильмов о производстве стекла и керамики. -Исследовательская деятельность в дидактических играх. -Чтение литературных произведений: Л. Толстой «Три медведя», К.И. Чуковский «Федорино горе», К. Нефедова «Для чего нужна посуда», Г. Глушнев «Веселые тарелки», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». -Беседа на тему: «Из чего сделана посуда?». -Рассматривание картинок и иллюстраций. Материалы и оборудование: Изделия из стекла: стаканы разных цветов, баночки, вазы, салатницы, флаконы, фигурки животных, шарик. Изделия из керамики: чашки, горшки, фигурки животных, вазы и т.д. Цветные иллюстрации, карандаши и трубочки для напитков на каждого ребенка.
Ход занятия:
Вводная часть: дети здороваются с гостями. Воспитатель: Ребята сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в город мастеров. А вот лежит записка, кто же оставил нам ее? Давайте прочитаем: « Добрый день, уважаемые гости! Рад приветствовать вас в моей мастерской! Думаю, вы догадаетесь, в какую мастерскую вы попали, отгадав загадку: « Очень хрупко и прозрачно, в пользу людям предназначено». (стекло) Воспитатель: Правильно это стекло. Значит как называется эта мастерская? (стекольная). А сейчас я предлагаю вам сесть за стол и рассмотреть изделия из стекла. Дети сидят за столами, перед ними изделия из стекла: розетки, вазочки, баночки, стаканы, флаконы, фигурки животных. Воспитатель: «Дети перед вами стоит много предметов из стекла, они не похожи друг на друга. Рассмотрите внимательно эти предметы. Но у них есть одно общее свойство. Сейчас мы проведем опыт: в стакан опустим этот цветной шарик и что мы видим?» (ответы детей) В.:- «Правильно, стекло прозрачное, поэтому мы видим шарик. Где еще используется это свойство стекла- прозрачность, что из него делают?» (оконные стекла, стекла для очков, аквариумы, стекла для автомобилей и др.) В.:- «Стекло бывает прозрачное, но бывает и цветное. Назовите изделия из цветного стекла и определите их цвет». (оранжевая лампочка, зеленая бутылка, розовая вазочка). Затем дети по предложению педагога берут стеклянные изделия в руки, определяют, каково стекло на ощупь. (гладкое, с бугорками, скользкое, холодное и т.д.). Вычленяют еще одно свойство: есть изделия из тонкого стекла, есть из толстого стекла. В.:- «Дети, как вы думаете, что произойдет, если уронить стеклянную вещь?» (она разобъется). В.:- «Правильно, потому что стекло хрупкое, легко бьется. А теперь назовите изделия из стекла, в которые можно наливать воду или любые другие жидкости». (ответы детей) В.:- «Стекло водонепроницаемо, поэтому жидкости можно наливать практически в любую стеклянную посуду». В.:- «Дети, а теперь мы с вами узнаем еще одно свойство стекла. Я беру в руку карандаш и легонько ударю по стеклянным предметам. Хотите попробовать и вы? «Возьмите в руки по карандашу и попробуйте легонько ударить по стаканам и баночкам» ( дети слушают звуки стекла). Послушайте какие разные звуки издает стекло. Мелодичные звуки похожи на звучание металлофона. (стекло звенит). Затем детям предлагается осмотреть групповую комнату и назвать находящиеся в ней стеклянные предметы.(ваза, оконное стекло). В.: Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в группе не было стеклянных окон? ( было бы темно, солнце бы не попадало к нам в группу). А вы хотите узнать из чего делают стекло? И как называются люди которые делают изделия из стекла? В.: Песок добывают в карьерах специальными машинами: экскаваторами зачерпывают песок и грузят в большие машины- самосвалы.( на мольберте вывесить иллюстрации). А затем привозят на стекловаренный завод. Там его просеивают, измельчают, добавляют в него разные порошки и варят в специальных печах при большой температуре. Песок превращается в жидкое стекло, похожее на густой мед. Затем рабочие, их называют стеклодувами, из горячего стекла делают различные изделия. У стеклодува в руках длинная трубка, на конец этой трубки стеклодув наматывает немного горячего, расплавленного стекла, потом дует в трубку и выдувает какое-нибудь изделие. После этого изделие нагревают в печах, а потом охлаждают. После этого оно делается твердым. ( показать изделия, которые делаются стеклодувами, из стекольной мастерской). Но не все изделия производятся стеклодувами, есть умные машины, с помощью которых стекло заливается в формы и штампуется на заводе в большом количестве. Например, эти банки и стаканы. В.: Читает стихотворение: Я стану стеклодувом, чтоб выдуть из стекла Животных и растения, прозрачные тела. Волны крутую спину, сквозную стрекозу, И сладкую росинку и горькую слезу. Пусть чудо возникает для вас и для меня, Из теплого дыханья, из жаркого огня. А теперь попытаемся с вами стать стеклодувами. Перед вами трубочки для напитков, возьмите по одной. Мы потренируемся, сделаем дыхательную гимнастику: глубокий вдох и медленный выдох
Динамическая пауза. Вот большой стеклянный чайник. ( надули животы) Очень важный, как начальник. ( одна рука на поясе, другая изогнута вверх) А вот глиняные чашки, ( присели, одну руку поставили на пояс) Очень хрупкие бедняжки. А вот глиняные блюдца, ( кружатся, рисуя руками круг) Только стукни - разобьются. ( топают ногами)
А сейчас я приглашаю вас в другую мастерскую.( на столы перед детьми выставляются изделия из керамики: вазы, чашки, горшки, фигурки животных и др.) Педагог просит сказать, что они видят перед собой. (ответы детей). Эта мастерская называется «гончарная», потому что человек, который работает с глиной называется- «гончар». В.:- «Это керамика, делают ее из глины. А где добывают глину? Правильно, как и песок в карьерах специальными машинами. Глина- твердая. Что нужно сделать, что бы она стала мягкой? Правильно ее разминают, мнут, как тесто. Человек, работающий с глиной называется-гончар. Он кладет глину на деревянный круг маленького размера, который соединен с кругом большего размера. Гончар толкает ногами большой круг, тот вращает маленький и глина в ладонях мастера превращается в горшочек, ровненький и гладенький. Затем горшок обжигают в специальных печах при высокой температуре. После этого глиняные изделия делаются твердыми, крепкими. Художники украшают их орнаментом. Потом изделия из глины опять обжигают в печах, чтобы на них крепко держалась краска. А некоторые изделия покрывают глазурью. Она бывает разного цвета». Дети повторяют новое слово- «глазурь». Детям предлагается потрогать, погладить изделия из керамики, подержать в руках. В.:- «Изделия из керамики гладкие, разных цветов, некоторые с узорами, они тяжелые, потому что сделаны из глины. На дне, там где нет глазури-шершавые.» В.:- «Дети ,как вы думаете можно ли в керамику наливать воду?» (ответы детей).Затем происходит демонстрация этого свойства, в керамическую вазу наливается вода, дети обследуют вазу. В.:- «Правильно, керамические изделия не пропускают воду, они как и изделия из стекла водонепроницаемые. Поэтому они используются для хранения и приготовления пищи. Дети ,а как вы думаете, если уронить керамическую вещь, что произойдет?» (ответы детей) В.:- «Правильно, керамика хрупкая и от удара распадается на куски». Каждому ребенку дается карандаш и предлагается легонько ударить по изделиям из керамики, выяснить , какие звуки они слышат. (ответы детей) В.:- « Глиняная посуда при ударе издает мелодичные звуки, похожие на звуки ,которые издает стеклянная посуда.» Воспитатель вместе с детьми обобщает результаты наблюдений, перечисляет свойства стекла и керамики. Подчеркивает их схожесть, широкое использование в быту. Дидактическая игра: «Разложи правильно» Воспитатель выкладывает на стол перед детьми картинки, с изображенными на них предметами. Нужно рассортировать картинки на керамические и стеклянные изделия, описав этот предмет.
В конце занятия воспитатель предлагает детям загадки:
*«Тяжела я, но хрупка, у меня глазурованные бока» (керамика) *« Для питья он предназначен, хрупок, из стекла, прозрачен. Можно сок в него налить, с удовольствием попить» (стакан) *«Прозрачное, блестящее, воды не боюсь, а ударь- разобьюсь!» (стекло). * «Она всем очень нравится, на блюдечке красавица. С одной рукой милашка, красивенькая…….(чашка). Рефлексия: «Ребята вам понравилось занятие? Что вы узнали о стекле и керамике? О каких профессиях вы узнали?». Вы правильно отвечали и активно работали на занятии и заработали красивые наклейки, вы молодцы. На этом наше занятие подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Мир стекла".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект «Игры во дворе». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Цель: обучение детей безопасному поведению во время игр во дворе.Задачи:Образовательные:• знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности, обсудить возможные опасные ...
