конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир стекла и керамики"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Галина Сбитнева

Познакомить детей со свойствами стекла и керамики и их применением в повседневной жизни. Познакомить детей с профессиями людей, работающих со стеклом и глиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мир стекла и керамики28.72 КБ

Предварительный просмотр:

               Государственное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

                                           детский  сад №85 Невского района

                             Занятие по познавательному развитию:

                                       « Мир стекла и керамики»

                                                 в старшей группе  

             

                                                                           

                                                                       Подготовила и провела:

                                                                                           воспитатель

                                                                                           Сбитнева Галина Ивановна                                      

                                                                                                 

 

                                                                       Санкт-Петербург    

                                                                                    2025 год

Занятие по познавательному развитию: « Мир стекла и керамики».

Цель: познакомить детей со свойствами стекла и керамики и их применением в повседневной жизни. Учить устанавливать связь между свойствами материалов, характером использования вещей, их назначения. Формировать представление о роли человека в добывании и производстве материалов.                                                                                                                                                     Задачи:                                                                                                                                                   Обучающие                                                                                                                                                                  -Учить обследовать разные вещи и выделять их свойства.                                                                                        -Учить различать и называть вещи из стекла и керамики.                                                                  Развивающие                                                                                                                                                               -Развивать любознательность и интерес к рукотворному миру.                                                                           -Развивать внимание и тактильную память.                                                                                                          -Активизировать словарь детей (стекло: прозрачное, цветное, гладкое, холодное;  керамика-водонепроницаемая, блестит, не прозрачная, покрыта глазурью, звучит, бывает разного цвета.                                                                                             Воспитательные                                                                                                                                                        -Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.                                                                         -Воспитывать уважение к труду людей, работающих со стеклом и глиной.                                        Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое и художественно-эстетическое развитие.                                                                                                                                  Методы и приемы:                                                                                                                                 1)Наглядный                                                                                                                                                   2)Игровой                                                                                                                                                     3)Словесный                                                                                                                                     Предварительная работа:                                                                                                                                          -Просмотр видеофильмов о производстве стекла и керамики.                                                                           -Исследовательская деятельность в дидактических играх.                                                                                 -Чтение литературных произведений: Л. Толстой «Три медведя», К.И. Чуковский «Федорино горе», К. Нефедова «Для чего нужна посуда», Г. Глушнев «Веселые тарелки», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».                                                                                                                                                               -Беседа на тему: «Из чего сделана посуда?».                                                                                                          -Рассматривание картинок и иллюстраций.                                                                                       Материалы и оборудование:                                                                                                                         Изделия из стекла: стаканы разных цветов, баночки, вазы, салатницы, флаконы, фигурки животных, шарик.                                                                                                                                                                   Изделия из керамики: чашки, горшки, фигурки животных, вазы и т.д.                                                                Цветные иллюстрации, карандаши и трубочки для напитков на каждого ребенка.

                             

 

                                      Ход занятия:

Вводная часть: дети здороваются с гостями.                                                                                                 Воспитатель: Ребята сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в город мастеров.                            А вот лежит записка, кто же оставил нам ее? Давайте прочитаем: « Добрый день, уважаемые гости! Рад приветствовать вас в моей мастерской! Думаю, вы догадаетесь, в какую мастерскую вы попали, отгадав загадку: « Очень хрупко и прозрачно, в пользу людям предназначено». (стекло)                                                                                                                  Воспитатель: Правильно это стекло. Значит как называется эта мастерская? (стекольная). А сейчас я предлагаю вам сесть за стол и рассмотреть изделия из стекла. Дети сидят за столами, перед ними изделия из стекла: розетки, вазочки, баночки, стаканы, флаконы, фигурки животных.                                                                   Воспитатель: «Дети перед вами стоит много предметов из стекла, они не похожи друг на друга. Рассмотрите внимательно эти предметы. Но у них есть одно общее свойство. Сейчас мы проведем опыт: в стакан опустим этот цветной шарик и что мы видим?» (ответы детей)                                                                                                                                  В.:- «Правильно, стекло прозрачное, поэтому мы видим шарик. Где еще используется это свойство стекла- прозрачность, что из него делают?» (оконные стекла, стекла для очков, аквариумы, стекла для автомобилей и др.)                                                                                                                                     В.:- «Стекло бывает прозрачное, но бывает и цветное. Назовите  изделия из цветного стекла и определите их цвет». (оранжевая лампочка, зеленая бутылка, розовая вазочка).                                                                                                                                           Затем дети по предложению педагога берут стеклянные изделия в руки, определяют, каково стекло на  ощупь. (гладкое, с бугорками, скользкое, холодное и т.д.). Вычленяют еще одно свойство: есть изделия из тонкого стекла, есть из толстого стекла.                                                                                                                                            В.:- «Дети, как вы думаете, что произойдет, если уронить стеклянную вещь?» (она разобъется).                                                                                                                                   В.:- «Правильно, потому что стекло хрупкое, легко бьется. А теперь назовите изделия из стекла, в которые можно наливать воду или любые другие жидкости». (ответы детей)                                                                                                                                               В.:- «Стекло водонепроницаемо, поэтому жидкости можно наливать практически в любую стеклянную посуду».                                                                                                                                        В.:- «Дети, а теперь мы с вами узнаем еще одно свойство стекла. Я беру в руку карандаш и легонько ударю по стеклянным предметам. Хотите попробовать и вы?  «Возьмите в руки по карандашу и попробуйте легонько ударить по стаканам и баночкам» ( дети слушают звуки стекла). Послушайте какие разные звуки издает стекло. Мелодичные звуки похожи на звучание металлофона. (стекло звенит).                                                                                                                                                                Затем детям предлагается осмотреть групповую комнату и назвать находящиеся в ней стеклянные предметы.(ваза, оконное стекло).                                                                                                                  В.: Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в группе не было стеклянных окон? ( было бы темно, солнце бы не попадало к нам в группу). А вы хотите узнать из чего делают стекло? И как называются люди которые делают изделия из стекла?                                                                                                                                        В.: Песок добывают в карьерах специальными машинами: экскаваторами зачерпывают песок и грузят в большие машины- самосвалы.( на мольберте вывесить иллюстрации).  А затем привозят на стекловаренный завод. Там его просеивают, измельчают, добавляют в него разные порошки и варят в специальных печах при большой температуре. Песок превращается в жидкое стекло, похожее на густой мед. Затем рабочие, их называют стеклодувами, из горячего стекла делают различные изделия. У стеклодува в руках длинная трубка, на конец этой трубки стеклодув наматывает немного горячего, расплавленного стекла, потом дует в трубку и выдувает какое-нибудь изделие. После этого изделие нагревают в печах, а потом охлаждают. После этого оно делается твердым. ( показать изделия, которые делаются стеклодувами, из стекольной мастерской). Но не все изделия производятся стеклодувами, есть умные машины, с помощью которых стекло заливается в формы и штампуется на заводе в большом количестве. Например, эти банки и стаканы.                                                            В.: Читает стихотворение:                                                                                                                                       Я стану стеклодувом, чтоб выдуть из стекла                                                                                             Животных и растения, прозрачные тела.                                                                                               Волны крутую спину, сквозную стрекозу,                                                                                                          И сладкую росинку и горькую слезу.                                                                                                         Пусть чудо возникает для вас и для меня,                                                                                                                     Из теплого дыханья, из жаркого огня.                                                                                                                  А теперь попытаемся с вами стать стеклодувами. Перед вами трубочки для напитков, возьмите по одной. Мы потренируемся, сделаем дыхательную гимнастику: глубокий вдох и медленный выдох  

Динамическая пауза.                                                                                                                                             Вот большой стеклянный чайник. ( надули животы)                                                                            Очень важный, как начальник. ( одна рука на поясе, другая изогнута вверх)                                                     А вот глиняные чашки, ( присели, одну руку поставили на пояс)                                                                      Очень хрупкие бедняжки.                                                                                                                                         А вот глиняные блюдца, ( кружатся, рисуя руками круг)                                                                                  Только стукни - разобьются. ( топают ногами)

      А сейчас я приглашаю вас в другую мастерскую.( на столы перед детьми выставляются изделия из керамики: вазы, чашки, горшки, фигурки животных и др.) Педагог просит сказать, что они видят перед собой. (ответы детей). Эта мастерская называется «гончарная», потому что человек, который работает с глиной называется- «гончар».                                                                                                                                В.:- «Это керамика, делают ее из глины. А где добывают глину? Правильно, как и песок в карьерах специальными машинами. Глина- твердая. Что нужно сделать, что бы она стала мягкой? Правильно ее разминают, мнут, как тесто. Человек, работающий с глиной называется-гончар. Он кладет глину на деревянный круг маленького размера, который соединен с кругом большего размера. Гончар толкает ногами большой круг, тот вращает маленький и глина в ладонях мастера превращается в горшочек, ровненький и гладенький. Затем горшок обжигают в специальных печах при высокой температуре. После этого глиняные изделия делаются твердыми, крепкими.  Художники украшают их орнаментом. Потом изделия из глины опять обжигают в печах, чтобы на них крепко держалась краска. А некоторые изделия покрывают глазурью. Она бывает разного цвета». Дети повторяют новое слово- «глазурь».                                                                                                                                               Детям предлагается потрогать, погладить изделия из керамики, подержать в руках.                                       В.:- «Изделия из керамики гладкие, разных цветов, некоторые с узорами, они тяжелые, потому что сделаны из глины. На дне, там где нет глазури-шершавые.»                                                                         В.:- «Дети ,как вы думаете можно ли в керамику наливать воду?» (ответы детей).Затем происходит демонстрация этого свойства, в керамическую вазу наливается вода, дети обследуют вазу.                                                                                                                           В.:- «Правильно, керамические изделия не пропускают воду, они как и изделия из стекла водонепроницаемые. Поэтому они используются для хранения и приготовления пищи. Дети ,а как вы думаете, если уронить керамическую вещь, что произойдет?» (ответы детей)                                                                                                                              В.:- «Правильно, керамика хрупкая и от удара распадается на куски».                                                   Каждому ребенку дается карандаш и предлагается легонько ударить по изделиям из керамики, выяснить , какие звуки они слышат. (ответы детей)                                                                                        В.:- « Глиняная посуда при ударе издает мелодичные звуки, похожие на звуки ,которые издает стеклянная посуда.»                                                                                                                                   Воспитатель вместе с детьми обобщает результаты наблюдений, перечисляет свойства стекла и керамики. Подчеркивает их  схожесть, широкое использование в быту.                               Дидактическая игра: «Разложи правильно»                                                                                               Воспитатель выкладывает  на стол перед детьми картинки, с изображенными на них предметами. Нужно рассортировать картинки на керамические и стеклянные изделия, описав этот предмет.

В конце занятия воспитатель предлагает детям загадки:

*«Тяжела я, но хрупка, у меня глазурованные бока» (керамика)                                                                     *« Для питья он предназначен, хрупок, из стекла, прозрачен.                                                                               Можно сок в него налить, с удовольствием попить» (стакан)                                                              *«Прозрачное, блестящее, воды не боюсь, а ударь- разобьюсь!» (стекло).                                                   * «Она всем очень  нравится, на блюдечке красавица.                                                                                                   С одной рукой милашка, красивенькая…….(чашка).                                                                                          Рефлексия: «Ребята вам понравилось занятие? Что вы узнали о стекле и керамике? О каких профессиях вы узнали?». Вы правильно отвечали и активно работали на занятии и заработали красивые наклейки, вы молодцы. На этом наше занятие подошло к концу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Мир стекла".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект «Игры во дворе». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Цель: обучение детей безопасному поведению во время игр во дворе.Задачи:Образовательные:• знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности, обсудить возможные опасные ...