Проект "Удивительная соль"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Фролова Татьяна Леонидовна

Цель: Обогащение представлений детей о соли и о её свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnaya_sol.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  центр развития ребёнка – детский сад № 35 «Сказка» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников

Проект

«Удивительная соль»

в группе общеразвивающей направленности

для детей 4 – 5 лет

                                                                                     Воспитатель: Фролова Т.Л.

ГО Верхняя Тура

2023год

    Проект: «Удивительная соль»

Продолжительность проекта: краткосрочный (4.12-8.12)

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: воспитатель, родители и дети средней группы

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность проекта: Дети по своей натуре – исследователи. Их любознательность, стремление познавать, наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и развить интерес к исследованиям.  Дети увидели, как дворник посыпает дорожки солью. Они удивились, ведь соль добавляют только в пищу — сказали дети. Мы решили узнать про соль как можно больше. Так, появился проект, который мы назвали «Удивительная соль». Проблема: Где и как можно использовать соль, кроме приготовления пищи?

Цель: Обогащение представлений детей о соли и о её свойствах.

Задачи:

        Образовательные: Способствовать накоплению у ребят конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы.

        Развивающие: Создавать условия для развития мышления, любознательности, наблюдательности, связной речи; умения решать проблемные ситуации.

        Воспитательные: Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

 Основная часть.

 Методы исследования:

  • анализ источников информации;
  • практические опыты;
  • обобщение полученных данных.    

        Анализ проблемы, возникшие в ходе проектной деятельности. 

1. Что я знаю? Что хочу узнать? Что такое соль?

2. Что вы знаете о соли?

3. Где человек может использовать соль?

4. Влияет ли соль на здоровье человека?

5. Можем ли мы прожить без соли?  

6. Возможно ли вырастить кристаллы из соли?

         Ожидаемые результаты по проекту.

1. Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.

2. Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.

3. Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.

 В результате работы над проектом.

        В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А также убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.    

        В ходе исследовательской работы дети узнают, что такое поваренная соль и каким образом она попадает в пищу.  Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Направление деятельности

Содержание

I этап – подготовительный

(информационно-аналитический)

Задача: Сбор и анализ информации. Исследование по теме проекта

  1. Подбор и изучение литературы (периодических изданий) по вопросам проектной деятельности.
  2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей об экологической культуре (старший воспитатель).
  3. Консультирование со старшим воспитателям по вопросам проектной деятельности.

(методическое обеспечение проекта)

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Составить перспективно-тематический план по теме проекта.
  2. Разработка конспектов НОД в рамках проектной деятельности.
  3. Подобрать и систематизировать игры,  опыты и эксперименты.

II этап – основной

Работа с детьми

Образовательные области по ФГОС ДО:

1. Речевое развитие:

  • чтение художественной литературы по теме проекта;
  • продолжать обогащать словарь ребёнка.

2. Познавательное развитие: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности (работа с солью).

3. Художественно-эстетическое развитие:

создавать условия для развития:

  •  изобразительных навыков (рисование);
  • эстетического вкуса, начала экологической культуры;
  • глазомера и мышления.

4.Социально-коммуникативное развитие: формировать коммуникативные навыки, умения самостоятельно выражать собственное мнение об услышанном и увиденном; уверенность в своих возможностях, активность, самостоятельность.

5. Физическое развитие: создавать условия для развития физических качеств (координацию движения, ориентировку в пространстве, двигательную активность) через подвижные игры, физкультминутки, трудовую деятельность.

Работа с родителями (законными представителями)

Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Подготовка консультативного материала для родителей (законных представителей).

III этап – заключительный

Продукт проекта

Итоговое мероприятие:

 Выставка рисунков – «Волшебные  узоры». Мини-лаборатория «Соляные кристаллы»

Перспективно-тематический план реализации проекта «Удивительная соль»

Общая тема

Срок

Вид деятельности

Продукт детской деятельности

Изобразительная деятельность:

«Волшебные узоры», Мини-лаборатория «Соляные кристаллы»

с детьми

с родителями

(законными представителями)

Удивительная соль

4.12-8.12.

Беседа: «Что такое соль?»

Пальчиковые упражнения с солью: ( см. Приложение № 2)

  • «Паучок»
  • «Солим суп»
  • «Ловим рыбку»
  • «Художники»

Дидактическая игра «Покажи солёные продукты» см. Приложение № 4)

Оформить папки – передвижки:

«Соль-друг, соль-враг» «Полезные советы»

Просмотр мультфильма: «Как казаки соль покупали»

Изготовление пособий (наглядного материала)

Подготовить слайдовую презентацию для детей на тему: «Как добывают соль»

Чтение русской народной  сказки «Соль» , словацкой сказки «Соль дороже золота»

Опыты (см. Приложение № 3)

№1 «Свойства соли»

№ 2 «Соль хрустит»

№ 3 «Соль растворяется в воде»

№ 4 «Плавающее яйцо»

№5  «Незамерзающая соль».

№ 6«Выращивание кристаллов»

Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками про соль. (см. Приложение №1)

Литература:

1. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007

Интернет ресурсы


Приложение № 1

Художественное слово

( пословицы, загадки…)

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.

Соли не жалей, так и есть веселей.

Пуд соли вместе съесть.

Недосол на столе, пересол на спине.

Щепотка соли делает сахар слаще.

 – Какая нота и продукт называются одинаково? (соль)

 – Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели (соль)

Хоть неприметна я всегда,

Но без меня никак нельзя -

Когда варится еда,

Чтоб была она вкусна,

Меня в меру, чур бери,

Только не ...(пересоли)

Приложение №2

Пальчиковые упражнения с солью.

Цель: развитие мелкой моторики. Комплекс таких упражнений и игр с солью направлен на укрепление мышечного тонуса руки с помощью механического воздействия кристаллов соли, подготовку руки дошкольника к письму, профилактику заболевания органов дыхания, развитие внимание, воображения, усидчивости.

Условия и правила:

1.«Паучок» - погружение в соль только подушечки пальцев, сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, расставил лапки и молчок».

2.«Солим суп» - захватить солью щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы: «Мы сегодня повара, суп солить давно пора».

3.«Ловим рыбку» - в емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, пробки от пластиковых бутылок и т.д.

4.«Художники»  - указательным пальцем на соленой поверхности дети рисуют самостоятельно.

Приложение №3

Опыты.

Опыт №1. «Свойства соли» Мы рассмотрели соль под лупой и узнали, что она бывает мелкая, крупная и морская. Частицы соли похожи на кристаллики. Она соленая, белого цвета, не имеет запаха. На ощупь соль сухая и сыпучая, а еще она растворяется в воде. Вывод: Соль используют при приготовлении пищи. Зная, что соль растворяется в воде, мы решили узнать, в какой воде она раствориться быстрее: в горячей или холодной?

Опыт №2 «Соль хрустит».

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

 Опыт№ 3. «Соль растворяется в воде».  Для этого опыта мы взяли 2 стакана. В один налили холодной воды, а в другой – горячей (на стаканах обозначили температуру воды кружочками) В оба стакана насыпали по три ложки соли и хорошо перемешали.  В результате опыта мы увидели, что в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее. Но в одном и другом стакане она осталась прозрачной и бесцветной. Мы попробовали воду на вкус. Она стала соленой.

Вывод: Чем горячее вода, тем быстрее в ней растворяется соль. Соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.  Одним из самых веселых и удивительных опытов был опыт, который мы провели  с яйцом.

 Опыт№4. «Плавающее яйцо». Мы взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. В один из стаканов    насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали. Затем в стаканы опустили яйца. Там, где вода была пресная, яйцо сразу же опустилось на дно, а в стакане с соленой водой оно осталось на поверхности воды. Это было необыкновенное чудо, о котором мы даже не догадывались. Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому яйцо не тонет.  Теперь мы знаем, что на море научиться плавать легче.                                            

Чем больше мы делали опытов, тем больше у нас возникало разных вопросов. Так мы решили узнать: а замерзнет ли соленая вода при низкой температуре?

   Опыт№ 5.  «Незамерзающая соль». Мы взяли две пластмассовые емкости, налили в них воду, в одну из которой – добавили соль и хорошо перемешали.  Так как опыты мы проводили зимой, то емкости с водой взяли с собой на прогулку. В конце прогулки увидели, что пресная вода стала замерзать, превращаться в лед, а солёная вода осталась в прежнем состоянии. Мы взяли емкости с собой в детский сад и с помощью воспитателя поставили за окно. Мы были уверены в том, что за ночь соленая вода превратиться в лед, но на следующий день, к нашему удивлению этого не произошло: пресная вода замерзла, а соленая - нет. Вот поэтому зимой на дороге, посыпанной солью нет льда. Вывод: Соленая вода при низкой температуре не превращается в лед.  

Опыт №6 «Выращивание кристаллов».

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.

Вывод: При испарении воды соль кристаллизуется.

Приложение №4

Дидактическое упражнение.

 «Продолжи предложение»

Дидактическая задача: развивать логическое мышление, фразовую речь, умение строить сложное предложение; формировать внимательное отношение к деятельности, связанной с мышлением.

Условия  и правила: Педагог читает предложения по своему выбору.

Если кашу не посолить, то она ... (будет несоленой, невкусной).

Если в чай не положить сахара, то ... (он будет несладким, невкусным).

Если картофель не доварить, то он ... (будет сырым, недоваренным, невкусным).

Если картошку пережарить, то ... (она будет сухая, обгорелая).

Если горох долго варить, то ... (он разварится, получится гороховая каша, пюре).

Если в стеклянный стакан налить крутой кипяток, то ... (он может лопнуть).

Если к обеду не раздать ложки, то ... (нечем будет есть суп).

Если в кашу не положить масло, то ... (она будет невкусной, сухой).

Если есть одни сладости, то ... (заболят зубы).

Если питаться только мучными продуктами, то ... (станешь толстым, заболит желудок).

Если есть очень мало, то ... (будешь слабым, больным).

Если есть много овощей и фруктов, то ... (будешь здоровым).

Если не мыть руки перед едой, то ... (можно заболеть).

Если во время еды разговаривать, то ... (можно поперхнуться).

Если есть неаккуратно, то ... (весь стол будет грязным, другим будет неприятно есть за таким столом).

Если хлеб не убрать в хлебницу, то ... (он может зачерстветь).

Если молочные продукты хранить не в холодильнике, то ... (они могут прокиснуть).

Если мясные продукты не убрать в холодильник, то ... (они протухнут).

Задача: Закончить предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...