Конспект НОД "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Дать представление о многообразии насекомых.
Упражнять в различении и назывании насекомых по ярким
признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).
Уточнить представления о пользе насекомых.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Познавательное развитие» в старшей группе
по теме: «Насекомые»
Цель:
формировать представление о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о многообразии насекомых.
Упражнять в различении и назывании насекомых по ярким
признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).
Уточнить представления о пользе насекомых.
Воспитательные:
Воспитывать интерес, бережное отношение к насекомым.
Развивающие:
Развивать зрительную память, слуховое внимание
Обогащать словарный запас по теме.
Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Материалы и оборудование:
Предметные картинки насекомых ПРЕЗЕНТАЦИЯ (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Фланелеграф, цветы из бумаги, дидактические игры: «Разложи по группам»,«Четвертый лишний», «Что сначала, что потом». Сюжетные картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку. Стол, покрытый зеленой тканью, письмо, игрушки насекомых (пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, кузнечик,паук).
Ход занятия:
I Организационный момент
Воспитатель: Колокольчик мой поет, старшую группу ребят ко мне зовет.
Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
Упражнение « Перекрестные шаги»
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?» (Дети)
подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на нем лежат цветы и письмо.
Воспитатель:
Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? (Читает письмо)
- "Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!"
Воспитатель: Ребята, с насекомыми что-то случилось, вы готовы помочь?
II Основная часть (Воспитатель читает стихотворение:)
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук.
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим насекомым
Скорее помоги!
Воспитатель: А чтобы помочь насекомым, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам.
(Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)
-Закройте все глаза и повторяйте за мной: «Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!» (ободки)
Воспитатель:
-Вот мы с вами превратились в насекомых и летим на лесную полянку.
Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и дать правильный ответ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Гусеница
- Комар
- Жук
4.Пчела
Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
5.Бабочка
Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
6.божья коровка
-А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
7.стрекоза Динамическая пауза
-Как вы догадались, что это стрекоза?
8.Кузнечик
9. Муха
10.Муравей
Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
-Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
(насекомые)
-Что общее у всех насекомых? (у всех насекомых по 6 лапок).
-А паук – это насекомое? (нет, не насекомое)
Воспитатель:
Все пауки являются хищниками, питаются преимущественно насекомыми.
Пауки ловят добычу при помощи паутины. Поймав добычу, паук убивает её ядом и впрыскивает в неё пищеварительные соки.
По истечении некоторого времени (обычно нескольких часов) паук высасывает
образовавшийся питательный раствор.
-Назовите насекомых, которые относятся к хищным?
(стрекоза, кузнечик, божья коровка)
-Почему их называют хищниками? (потому что они охотятся за другими насекомыми.)
-Назовите полезных насекомых?(бабочка, пчела, муравей.)
-Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи? (пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск, муравьи разносят по лесу семена многих растений, бабочки опыляют цветы).
-Назовите вредных насекомых? (муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений).
-Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу (Из паутины освобождаем)
Но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдемте дальше.
Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка (идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!(останавливаются и приседают.)
-Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен! (идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу,(останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
5. И потопаю потом, (топают ногами)
-Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
А мы с вами двигаемся дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
(садятся возле фланелеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.)
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему вы так думаете?
∙Лишняя птица, потому что она не относится к насекомым
∙Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
∙Лишний кузнечик, потому что он прыгает, а не летает, а остальные насекомые летают.
∙Лишняя лиса, это хищное животное, а остальные являются насекомыми
-Благодаря вашему старанию мы спасли муравья (освобождаем муравей).
Воспитатель: Дети, что вы можете рассказать о муравьях? (Схема рассказа на мольберте: кто это, цвет, размер, части тела, чем питается, как передвигается, где живёт, польза).
Дети: Муравей - это насекомое; коричневого цвета; маленького размера. У него есть голова, туловище и лапки; на голове есть усики. Живут в муравейниках. Муравьи приносят пользу: уничтожают много вредных насекомых.
Воспитатель: я с вами согласна, совершенно правильно вы дали характеристику муравья.
Продолжим наше путешествие
Игра «Узор для бабочек на группы»
Воспитатель:
Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки.
Предлагаю разложить бабочек по группам.
-По какому признаку можно разложить бабочек? (по форме, по цвету, по величине)
Дети выполняют задание.
-Вот и бабочку мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (игрушки бабочка)
Воспитатель: Вижу, впереди нас ждет следующее задание. Продолжим наше путешествие.
Дидактическая игра "Исправь ошибку" ( тут надо проявить слухового внимания.)
Воспитатель читает предложения
Воспитатель: Бабушка летает около цветка?
Реб. Нет. Это бабочка
Воспитатель: Пила летит и жужжит.
Реб. Это Пчела.
Воспитатель: Лук ползет по веточке.
Реб. Это жук.
Воспитатель: Мура села на сыр.
Реб. Нет. Это муха села на сыр.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и освобождаем кузнечика и жука висят на веревочке с ватой).
Воспитатель: А что это за холмик вдали? Давайте узнаем. (находим стихотворение спрятанное под хвоинками)
Воспитатель: (стихотворение) Я буду читать стихотворение, а вы будете находить изображения и показывать нам. Вместе мы сосчитаем всех насекомых.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (1)
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, (2, 3)
И жуки и стрекоза, как фонарики глаза. (4, 5)
Приходили муравьи и травинку принесли, (6)
И паук на всех смотрел, сети плел и песни пел. (7)
О скольких насекомых говорится в стихотворении?
Дети: О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях, пауке. 7насекомых.
Воспитатель: ребята, вы замечательно справились и освободили б.коровку.
III Итог занятия
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.
Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. Посмотрите, какая полянка стала красивая.
Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
Воспитатель: Вам понравилось быть насекомыми?
Дети: Да.
Давайте исполним веселые частушки про насекомых:
Частушки
1. На полянке бабочки
На цветочки сели,
И цветочную пыльцу
Аппетитно ели.
2 .Если к вам болезнь пришла.
Тело жаром пышет
Врач по имени «Пчела»
Вам рецепт пропишет.
3.Муравьишка – хвастунишка
Влез на ёлочную шишку,
Что есть силы, закричал:
«Я чудовище поймал!»
4.На тропинке, возле речки,
Целый день грустил кузнечик,
Он с утра не ел, не спал
Свою скрипочку искал.
5.В ярко – красненькой обновке
Плачет Божия коровка
Зайка рядышком присел,
Пожалеть её хотел.
Воспитатель: А нам пора возвращаться домой.
(Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)
-Закройте глаза и повторяйте за мной:
-Ты цветочек, помоги и в людей нас преврати! (дети открывают глаза).
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)
Воспитатель: А как можно их назвать одним словом? (насекомые)
Где живут насекомые? (на поверхности земли)
Как передвигаются? (бегают, прыгают, летают, ходят)
– А зимой мы видим насекомых? Нет, они укрываются под корой деревьев, под опавшими листьями, в сухой траве)
Воспитатель: А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.
Воспитатель: Вы очень хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
