Конспект НОД "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Федорова Ольга Дмитриевна

Дать представление о многообразии насекомых.

Упражнять в различении и назывании насекомых по ярким

признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).

Уточнить представления о пользе насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.nasekomye.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД «Познавательное развитие» в старшей группе

по теме: «Насекомые»

Цель:

формировать представление о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о многообразии насекомых.

Упражнять в различении и назывании насекомых по ярким

признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).

Уточнить представления о пользе насекомых.

Воспитательные:

Воспитывать интерес, бережное отношение к насекомым.

Развивающие:

Развивать зрительную память, слуховое внимание 

Обогащать словарный запас по теме.

Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Материалы и оборудование:

Предметные картинки насекомых ПРЕЗЕНТАЦИЯ (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Фланелеграф, цветы из бумаги, дидактические игры: «Разложи по группам»,«Четвертый лишний», «Что сначала, что потом». Сюжетные картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку. Стол, покрытый зеленой тканью, письмо, игрушки насекомых (пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха,  кузнечик,паук).

Ход занятия:

I Организационный момент

Воспитатель: Колокольчик мой поет, старшую группу ребят ко мне зовет.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

Упражнение « Перекрестные шаги»

 «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и  пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?» (Дети)

подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на нем лежат цветы и письмо.

Воспитатель:

Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? (Читает письмо)

- "Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!"

Воспитатель: Ребята, с насекомыми что-то случилось, вы готовы помочь?

II Основная часть (Воспитатель читает стихотворение:)

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук.

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим насекомым

Скорее помоги!

Воспитатель: А чтобы помочь насекомым, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам.

 (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)

-Закройте все глаза и повторяйте за мной: «Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!» (ободки)

Воспитатель:

 -Вот мы с вами превратились в насекомых и летим на лесную полянку.

Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и дать правильный ответ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  1. Гусеница
  2. Комар
  3. Жук

4.Пчела

   Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

5.Бабочка

Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

6.божья коровка

-А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

7.стрекоза   Динамическая пауза

-Как вы догадались, что это стрекоза?

8.Кузнечик

9. Муха

10.Муравей

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

-Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

(насекомые)

-Что общее у всех насекомых? (у всех насекомых по 6 лапок).

-А паук – это насекомое? (нет, не насекомое)

Воспитатель:

Все пауки являются хищниками, питаются преимущественно насекомыми.

Пауки ловят добычу при помощи паутины. Поймав добычу, паук убивает её ядом и впрыскивает в неё пищеварительные соки.

По истечении некоторого времени (обычно нескольких часов) паук высасывает

образовавшийся питательный раствор.

-Назовите насекомых, которые относятся к хищным?

(стрекоза, кузнечик, божья коровка)

-Почему их называют хищниками? (потому что они охотятся за другими насекомыми.)

-Назовите полезных насекомых?(бабочка, пчела, муравей.)

-Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи? (пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск, муравьи разносят по лесу семена многих растений, бабочки опыляют цветы).

-Назовите вредных насекомых? (муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений).

-Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу (Из паутины освобождаем)

Но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдемте дальше.

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка (идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!(останавливаются и приседают.)

-Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен! (идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу,(останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

5. И потопаю потом, (топают ногами)

-Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

 А мы с вами двигаемся дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

(садятся возле фланелеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.)

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему вы так думаете?

∙Лишняя птица, потому что она не относится к насекомым

∙Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

∙Лишний кузнечик, потому что он  прыгает, а не  летает, а остальные насекомые летают.

∙Лишняя лиса, это хищное животное, а остальные являются насекомыми

-Благодаря вашему старанию мы спасли муравья (освобождаем муравей).

Воспитатель: Дети, что вы можете рассказать о муравьях? (Схема рассказа на мольберте: кто это, цвет, размер, части тела, чем питается, как передвигается, где живёт, польза).

Дети: Муравей - это насекомое; коричневого цвета; маленького размера. У него есть голова, туловище и лапки; на голове есть усики. Живут в муравейниках. Муравьи приносят пользу: уничтожают много вредных насекомых.

Воспитатель: я с вами согласна, совершенно правильно вы дали характеристику муравья.

Продолжим наше путешествие

Игра «Узор для  бабочек на группы»

Воспитатель:

Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки.

Предлагаю разложить бабочек по группам.

-По какому признаку можно разложить бабочек? (по форме, по цвету, по величине)

Дети выполняют задание.

-Вот и бабочку мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (игрушки бабочка)

Воспитатель: Вижу, впереди нас ждет  следующее задание. Продолжим наше путешествие.

Дидактическая игра "Исправь ошибку( тут надо проявить слухового внимания.)

Воспитатель читает предложения

Воспитатель: Бабушка летает около цветка?

Реб. Нет. Это бабочка

Воспитатель: Пила летит и жужжит.

Реб. Это Пчела.

Воспитатель: Лук ползет по веточке.

Реб. Это жук.

Воспитатель: Мура села на сыр.

Реб. Нет. Это муха села на сыр.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и освобождаем кузнечика и жука висят на веревочке с ватой).

Воспитатель: А что это за холмик вдали? Давайте узнаем. (находим стихотворение спрятанное под хвоинками)

Воспитатель: (стихотворение) Я буду читать стихотворение, а вы будете находить изображения и показывать нам. Вместе мы сосчитаем всех насекомых.

Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (1)
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, 
(2, 3)
И жуки и стрекоза, как фонарики глаза. 
(4, 5)
Приходили муравьи и травинку принесли, 
(6)

И паук на всех смотрел, сети плел и песни пел. (7)
О скольких насекомых говорится в стихотворении?

Дети: О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях, пауке. 7насекомых.

Воспитатель: ребята, вы замечательно справились и освободили б.коровку.

III Итог занятия

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.

Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. Посмотрите, какая полянка стала красивая.

 Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!  

Воспитатель: Вам понравилось быть насекомыми?

Дети: Да.

Давайте исполним  веселые частушки про насекомых:

Частушки

1. На полянке бабочки
   На цветочки сели,
   И цветочную пыльцу
   Аппетитно ели.

2 .Если к вам болезнь пришла.

   Тело жаром пышет

   Врач по имени «Пчела»

   Вам рецепт пропишет.

3.Муравьишка – хвастунишка

   Влез на ёлочную шишку,

   Что есть силы, закричал:

   «Я чудовище поймал!»

4.На тропинке, возле речки,

   Целый день грустил кузнечик,

   Он с утра не ел, не спал

   Свою скрипочку искал.

5.В ярко – красненькой обновке

   Плачет Божия коровка

  Зайка рядышком присел,

  Пожалеть её хотел.

Воспитатель: А нам пора возвращаться домой.

(Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)

-Закройте глаза и повторяйте за мной:

-Ты цветочек, помоги и в людей нас преврати! (дети открывают глаза).

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

Воспитатель: А как можно их назвать одним словом? (насекомые) 

Где живут насекомые? (на поверхности земли)

Как передвигаются? (бегают, прыгают, летают, ходят)

– А зимой мы видим насекомых? Нет, они укрываются под корой деревьев, под опавшими листьями, в сухой траве)

Воспитатель: А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....