Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие по земному шару"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузьмина Алена Владимировна

Изучение темы «Материки» для дошкольников является актуальным по нескольким причинам:

  1. Расширение кругозора: знакомство с материками помогает детям получить представление о разнообразии мира, в котором они живут. Это способствует формированию более полного и осмысленного восприятия окружающей действительности.

  2. Развитие познавательного интереса: изучение материков может пробудить у детей интерес к географии, культуре и природе разных стран. Это может стать основой для дальнейшего обучения и развития любознательности.

  3. Формирование представлений о многообразии природы: материки отличаются друг от друга климатом, ландшафтом, флорой и фауной. Знакомство с этими особенностями помогает детям понять, что мир вокруг них очень разнообразен и интересен.

  4. Развитие пространственного мышления: изучение материков способствует развитию пространственных представлений у детей. Они учатся ориентироваться на карте, понимать, где находятся разные страны и континенты.

  5. Воспитание толерантности и уважения к другим культурам: знакомство с разными материками и странами помогает детям осознать, что в мире существует множество различных культур и традиций. Это способствует воспитанию толерантности, уважения к другим народам и их обычаям.

  6. Подготовка к школьному обучению: знания о материках и странах могут стать основой для дальнейшего изучения географии в школе. Это поможет детям легче адаптироваться к школьной программе и лучше понимать изучаемый материал.

  7. Ссылка на презентацию к занятию - https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-zaniati...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию в форме квеста «Виртуальное путешествие по земному шару»

Тема – Материки

Разработала – воспитатель высшей квалификационной категории Кузьмина Алена Владимировна

Возрастная категория – подготовительная к школе группа

Образовательная область – познавательное развитие

Цель: активизировать интерес дошкольников к познанию окружающего мира.

Задачи -

Образовательные:

-расширить кругозор детей;

-обобщить знания о материках, их географическом местоположении, животном и растительном мире.

Развивающие:

-развивать интерес к интеллектуальным заданиям;

-развивать познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, умение ориентироваться в плане схемы, развивать зрительное восприятие, память и внимание;

-развивать умения анализировать, делать выводы;

- развивать навыки исследовательской деятельности;

-развивать любознательность, принятие самостоятельных решений в проблемных ситуациях, умение проявлять настойчивость, целеустремленность, смекалку.

Воспитательные:

-воспитывать культуру общения;

-воспитывать активную жизненную позицию,

воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества.

 Материал и оборудование:

- мультимедийная установка;

- для опыта: емкость с водой, куски льда, волшебный сундучок, медали.

Дидактический материал: картинка-пазл «Верблюд» (на каждого ребенка), лабиринт «Помоги страусу найти яйцо» (на каждого ребенка), рабочая тетрадь (на каждого ребенка), д/и теневое лото «Флора и фауна Северной Америки», мультфильм «Флора и фауна Северной Америки,  презентация по данной теме. 

Методысловесный, наглядный, практический, частично-поисковый, проблемный, игровой.

Ход деятельности:

1.Организационный момент.

Встанем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «привет» и «добрый день».

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется

Доброе утро нам, всем, всем нам!

Как ваше настроение, друзья? Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом!

Вы сейчас будете отвечать  на мои  вопросы. Если ответ будет «да», то загибаете по одному пальцу на руке, начиная с мизинца, если ответ «нет» - пальчик не загибаем.

- Планета на которой мы живем,  называется Земля?

-Наша страна Россия?

-Сейчас перелетные птицы возвращаются из теплых стран?

-Вы любите путешествовать?

- Сейчас осень?

-Покажите, какой знак у вас получился?

С таким настроем мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по Земному шару.

 

2. Мотивационно-побудительный этап.

-Что нам необходимо для путешествия?

Да, для путешествия нам нужны: команда, знания, транспорт, карта, маршрут.

Команда у нас есть!

Теперь проверим ваши знания – блиц опрос

Д/интерактивная игра «Земля – наш общий дом» (см. презентация)

- Отлично, со знаниями – порядок!

-На чем можно отправиться путешествовать? (Слайд 2)

Посмотрите на экран, выберите самый быстрый вид транспорта.

 - Значит, в путешествие мы отправимся на самолёте.

Чтобы узнать, куда мы отправимся путешествовать, разгадайте загадку.

Города, моря найдём,

Горы, части света.

Умещается на нём

Целая планета. (Глобус)

(Слайд 3)

Глобус – это макет нашей планеты. Что мы можем на нем найти? (Ответы детей)

3. Основной этап.

Мы отправляемся в путешествие по материкам.

Слайд № 4.

Ещё в давние времена существовал только один материк, который назывался Пангея. Но из – за различных катаклизм, которые происходили на нашей планете (извержение вулканов, потопы, обледенения), этот материк раскололся на 6 отдельных частей. Так появились 6 материков.

Посмотрите на экран. Перед вами карта, на которой изображены материки. (Слайд 5)

Мы будем следовать маршруту, изображенному на карте. Этот маршрут должен привести нас к месту, где находится волшебный сундучок для вас.

-Посмотрите на карту и скажите, куда мы отправимся сейчас?

Отправляемся в путешествие на самолете, расставим руки в стороны, как самолет крылья, и....полетели. (Звук самолета)

Посмотрите, что там внизу...

( Слайд 6)

Материк лежит большой -
Самый жаркий и сухой,

Мы находимся над Африканской саванной.

Саванна - это обширное пространство, покрытое травой, с редко разбросанными деревьями и кустарниками - там нет аэродрома, на который мог бы приземлиться наш самолет.

-Как нам быть? (дети высказывают свои мнения)

Но у нас есть парашюты! Спускаемся на парашютах.

Посмотрите, какие животные нас встречают?

-Все ли здесь животные Африки?

Д/и «Найди лишнее» (работа со слайдами)

 (Слайд 7-8)

Слайд 9

Это Африканская пустыня Сахара самая большая на планете, это самое жаркое место на Земле. В пустыне очень высокая температура воздуха, сухость, дождей почти не бывает. Но жарко только днем, а ночью бывает холодно. Песчаные бури, горячие ветры, невыносимая жара и отсутствие воды - это очень тяжелые условия для жизни. Здесь трудно жить всем: растениям, животным, людям.
- На чем нам можно перейти через пустыню?

(Слайд 10)

Игра «Собери верблюда» (разрезные картинки, работа индивидуально)

-Посмотрите на карту, куда дальше следует наш маршрут? (Слайд 11)

Отправляемся в Австралию.

Это самый маленький материк.

Но отнюдь не менее красивый и удивительный.

- Какие животные живут в Австралии? (Слайд 12)

- Предлагаю на этом материке поближе познакомиться со страусом  Эму и помочь ему найти яйцо, и с маленьким детенышем кенгуру РУ, который потерял маму.

Лабиринт «Помоги страусу найти яйцо» (индивидуальная работа) слайд 13

Работа в тетради «Помоги кенгуру» слайд 13 (индивидуальная работа в тетради)

Посмотрите на карту и скажите, куда лежит наш путь дальше? (Слайд14)

А следующий материк у нас будет Северная Америка. Природа и животный мир СА очень разнообразны.  В этом мы с вами убедимся, посмотрев мультфильм «Флора и фауна СА»

Просмотр мультфильма

Вопросы воспитателя-

Если мы отправимся на север Америки, то очутимся в лесу, где растут ели и лиственницы. Как называется такой лес? Хвойный. 

Здесь водятся ежи, зайцы, белки, волки, медведи, лоси.

 – Где еще есть такие леса? (в России)

 Есть в северной Америке и другие леса. Здесь растут клены, дубы, липы, орешник.

 – Как называются эти леса? (Лиственные)

В лесу много грибов, земляники. Живут в лесу олени, зайцы, бурые медведи, рыси.

 – Где еще есть такие леса? (в России)

 И только в Северной Америке можно встретить бизона и скунса.

(Слайд 15)

Д/игра «Теневое лото. Животные СА»

Куда же дальше следует наш маршрут?

(Слайд 16)

Южная Америка - удивительная Земля. Там все «самое-самое»: самые большие горы, самая большая река, самые большие джунгли.

(Слайд17)

Физкультминутка (слайд 18)

Если через океан лететь к другому берегу, (ходьба на месте)

Попадешь на материк «Южная Америка»

А на том материке есть река глубокая (потянулись вперед)

Из известных в мире рек самая широкая, (руки в стороны)

Там – стеною на пути - Джунгли непролазные (руки вверх, наклоны в сторону)

Ни индейцу не пройти, ни туристу праздному

Там на водопой спешат звери утром ранним (руки поочередно вытягиваются вперед)

А в воде кишмя кишат страшные пираньи (руки на пояс)

Там над Андами парит птица кондор (руки вверх, потягивания)

В джунглях ползает змея-Анаконда.

Если хвост зацепит свой за большое дерево (круговые движения головой),

То достанет головой до другого берега (ходьба на месте)

Как зовут тебя река? – крикнешь громко

А в ответ издалека - Амазонка

Куда же дальше следует наш маршрут? (Слайд19)

Мы отправляемся на самый холодный материк - Антарктиду.

Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

( Слайд 20)

В морях Антарктиды плавают огромные куски льда. Эти куски льда уплывают очень далеко от берега, т.к. их подгоняет ветер и вода.

Как они называются? (слайд 21)

Опыт со льдом

- Поместим в воду кусок льда. Утонул он?

- Где находится большая часть льда?

-Как вы думаете, айсберг тонет в воде, когда откалывается от берега?

- Где находиться большая часть айсберга?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Наши маленькие айсберги не тонут, так как вода их выталкивает. Настоящие айсберги огромных размеров, но в море они плавают точь в точь, как наши.

- Мы отправляемся дальше. Посмотрите на карту и скажите, куда лежит наш путь дальше? (Слайд 22)

Мы приближаемся к материку Евразия.

Слайд 23

Евразия - самый большой материк на Земле. В Евразии есть и горы, и леса, и степи, и пустыни, и равнины. Там расположено около 100 различных государств со своими культурами, народами, городами.

Д/игра «Правда или нет»

Самое глубокое озеро Евразии – Байкал.

Цветные моря Евразии – Белое, Желтое, Красное, Черное.

В Евразии живут пингвины.

В Евразии можно встретить животных: белку, зайца, волка.

В Евразии находится наша страна Россия.

Береза - символ России.

-Посмотрите, под березой находится волшебный сундучок. А что же в нем?

Награждение детей медалями «Самому находчивому путешественнику», «Самому внимательному путешественнику», «Самому эрудированному путешественнику»

4.Заключительный этап. (Рефлексивно-оценочный)

Наше путешествие закончилось. Мы с вами возвратились к себе на Родину.

-Понравилось вам наше путешествие?

Встаньте в круг, как будто вокруг земного шара.

Передавая друг другу мяч, закончите предложение «Путешествуя, мне запомнилось...» или «мне понравилось…»

А мне понравилось, какие вы были активные, внимательные, эрудированные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивная игра « Земля – наш общий дом »

Слайд 2

10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 Лес Друзья и враги красная книга Природа вокруг нас загадки Интерактивная игра

Слайд 3

Смешанный лес Лес, где растут хвойные, и лиственные деревья. 10 Лес

Слайд 4

Не сбрасывают хвою Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? 20 Лес

Слайд 5

У березы У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? 30 Лес

Слайд 6

Ива Корни этого дерева помогают гидростроителям, скреплять берега не хуже стальной арматуры и не позволяя волнам размывать берега. 40 Лес

Слайд 7

Нет Есть ли корни у мхов? 50 Лес

Слайд 8

Перед дождем Перед какой погодой птицы перестают петь? 10 Природа вокруг нас

Слайд 9

Радуга к хорошей погоде. Если после дождя в конце дня появилась радуга, о чем это говорит? 20 Природа вокруг нас

Слайд 10

Перед хорошей погодой . Много паутины на траве, кустах, деревьях. 30 Природа вокруг нас

Слайд 11

Перед дождем Воробьи кувыркаются в пыли и громко чирикают 40 Природа вокруг нас

Слайд 12

Зарница предсказывает грозу. Если на западе видна зарница, какую погоду ждать? 50 Природа вокруг нас

Слайд 13

Небо Голубой шатёр весь мир накрыл 10 Загадки

Слайд 14

Мороз Без рук, без ног, а рисовать умеет 20 Загадки

Слайд 15

Роза На кустах в саду растёт, Запах сладкий, словно мёд. Но нередко льются слёзы Тех, кто рвёт их. Это?.. 30 Загадки

Слайд 16

Коза С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. 40 Загадки

Слайд 17

Лягушка Выпучив глаза, сидит, По-французски говорит, По-блошьи прыгает, По-человечески плавает 50 Загадки

Слайд 18

Информационный документ-список — описание редких и исчезающих видов животных и растений планеты . Что такое Международная Красная книга? 10 Красная книга

Слайд 19

Цвет тревоги. Что обозначает красный цвет книги? 20 Красная книга

Слайд 20

Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы. Какие вы знаете формы охраняемых территорий? 30 Красная книга

Слайд 21

Красные — исчезнувшие виды; белые — печатаются редкие виды; желтые — сокращающиеся виды; серые — неопределенные, о состоянии этих видов нет четких сведений; зеленые — виды, численность которых восстановлена. Какого цвета страницы имеет Красная книга? 40 Красная книга

Слайд 22

Адонис весенний, ветреница, волчье лыко, горечавка желтая, колокольчик, кувшинка белая, ландыш, мать-и-мачеха, чистяк.. Какие растения ты должен оберегать, охранять в лесу? 50 Красная книга

Слайд 23

Пчела, тутовый шелкопряд Какие насекомые одомашнены человеком ? 10 Друзья и враги

Слайд 24

Мурена Каких вы знаете необычных змей, которые водятся в море? 20 Друзья и враги

Слайд 25

На лапках у мух под к5оготками есть присоски Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу? 30 Друзья и враги

Слайд 26

Нет, потому что ящерица при опасности отбрасывает хвост; вскоре хвост вырастает снова Можно ли поймать ящерицу за хвост? 40 Друзья и враги

Слайд 27

Он лапкой держит туго натянутую ниточку - паутинку , прикреплённую другим концом к паутине . Когда добыча в паутине , ниточка дёргает паука за ногу . Как паук-крестовик , сидящий в засаде , узнаёт , что к нему в паутину попала добыча ? 50 Друзья и враги

Слайд 28

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ http://img-fotki.yandex.ru/get/9349/20573769.52/0_94204_946b02f5_L.png цветок с божьей коровкой в левом углу http://forchel.ru/uploads/posts/2011-08/1312737308_5.jpg забор с подсолнухами http://papus666.narod.ru/clipart/p/pods/pods04.png подсолнухи (цветок для божьей коровки) http://gifsgifsparavoce.files.wordpress.com/2012/02/abelhinha031.png?w=630 божья коровка http://img-fotki.yandex.ru/get/6306/162549541.6/0_744cd_83128e8d_XL цветок подсолнуха http://s008.radikal.ru/i306/1011/71/1a06c40bc806.jpg картинка для создания фона

Слайд 29

АВТОР ШАБЛОНА: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Слайд не удалять!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

Конспект комплексного занятия по позновательному развитию и изобразительной деятельности....

конспект занятия по математике"Путешествие на воздушном шаре в страну Математика"

Совершенствоввать умения детей считать до 10 в прямом и обратном направлении. Закрепить знания дней недели,частей суток. Совершенствовать знания о геометрических фигурах, их свойствах. Упражнять в ори...

КОНСПЕКТ Занятия по познавательному развитию на тему: «Земной шар на столе»

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса. Развивать логическое мышление, память, воображение, познавательный интерес путем экспериментирования. Обогащать словарный запас....

Конспект занятия в подготовительной группе "Россия на шаре земном"

Расширять представления детей о нашей Родине, о её месте на планете Земля...