ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Чистота вокруг нас»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Современное человечество пытается решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки. Большие объемы отходов производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья и условия жизни населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoogicheskiy_proekt.docx291.26 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Чистота вокруг нас»

 

Паспорт проекта:

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий;

По времени: средней продолжительности (3 месяца);

По количеству участников: Групповой;

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему»

Актуальность проекта: Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Современное человечество пытается решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки. Большие объемы отходов производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья и условия жизни населения.

              Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

             Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель проекта:

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

  • Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
  •  Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
  • Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
  • Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
  • Развивать экологическую культуру.

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;

2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования;

3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;

2 этап - организационный

Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;

1.Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.

2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;

3.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.

4.Подготовка родителей к работе;

3 этап – практическая деятельность

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

1. Выставка поделок из природного материала (совместно с родителями).

2. Изготовление работ «Город моей мечты, чистый город» (совместно с родителями).

4 этап – итоговый

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов - круглый стол «Наши результаты».

Пути реализации проекта:

      Наш детский сад вот уже на протяжении многих лет уделяет особое внимание проблемам экологического образования дошкольников. Мы в комплексе используем различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, опыты, эксперименты, труд в природе, экологические дидактические игры, моделирование, праздники, экологические акции.

В нашем дошкольном учреждении были проведены мероприятия, приуроченные к «Году экологии в России»

При организации экологического проекта мы стараемся придерживаться следующих принципов:

Осмысленность: Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования: Участники проекта должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность: Маленькие дети могут участвовать в уборке мусора только после того, как взрослые обследовали участок предполагаемой акции и убедились, что там нет опасных материалов.

Системность: Последовательность – обязательная черта проекта. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность: Проект должен найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

В рамках экологического проекта «Уберем свой участок, Чистота вокруг нас» были разработаны и проведены следующие мероприятия:

  • Беседы с детьми;
  • Целевые прогулки;
  • Субботник по уборке участка;
  • Проведение выставки «Город моей мечты, чистый город»

Реализация образовательной области «Познание»:

  • Целевые прогулки на территории ДОУ «В гости к деревьям».
  • Беседы с детьми: «Природа нашего края», «Утилизация мусора»
  • Дидактические игры: «Что лишнее?»
  • Познавательный вечер на тему «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»

 Реализация образовательных областей Социализация, «Труд»

  • Сюжетно- ролевые игры: Приложение 3
  • Экологическая акция «Чистота вокруг нас», уборка территории совместно с родителями.

Реализация образовательной области «Коммуникация»

  • Оформление книжного уголка «Детям о природе»
  • Заучивание стихотворений о природе.

Реализация образовательной области «Художественное творчество»

  • Выставка поделок из природного материала (совместно с родителями).
  • Изготовление работ «Город моей мечты, чистый город» (совместно с родителями).

Заключительный этап Подведение итогов реализации проекта:

            Со своими детьми я часто совершаю «Прогулки на природу». Бываем в лесу, у реки, на лугу, путешествуем по улицам, и как правило, везде наталкиваемся на груды мусора. Дети понимают, что это плохо, и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берётся столько мусора? Что с ним делать? Чтобы попытаться решить «мусорную проблему» я провела экологический проект «Уберем свой участок, Чистота вокруг нас»  

Воспитатели провели профилактические беседы с детьми о чистоте и вреде мусора, а во время утренней и вечерней прогулки взрослыми и детьми была убрана территория детского сада.

Родители принесли мусорные пакеты, перчатки и вместе трудились с малышами в субботний день на территории детского сада и за территорией, прилегающей к детскому саду.

Была организована выставка поделок из природного материала. Родители вместе с детьми в рамках экологического субботника, в стремлении сделать нашу жизнь ярче и чище изготовили работы на тему «Город моей мечты, чистый город».

Таким образом, моя активная жизненная позиция и позиция воспитателей нашего коллектива последовательно передаётся детям. Из разговоров с детьми, их родителями мы понимаем, что дети стали осторожнее вести себя на природе, мусор после себя не оставляют, бережнее относиться к растениям, животным, стараются не навредить им, бурно реагируют на негативные поступки.

Приложение 1.

Анкета для родителей:

  1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
  2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?
  3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
  4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
  5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
  6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
  7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
  8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
  9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
  10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
  11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
  12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе?

Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе.

Приложение 2.

Перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!

1.  Экскурсии по территории детского сада. Ознакомление со свойствами бумаги. Экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги» (Воспитатель, дети)

2.  Беседа «Помогите природе». Ознакомление детей со свойствами пластмассы. (Воспитатель, дети)

3.  Зеленый патруль «Чистый участок детского сада». Ознакомление детей со свойствами металлических предметов. (Воспитатель, дети)

4.  Показ презентации «Жалобная книга природы». Ознакомление детей со свойствами резины. (Воспитатель, дети)

5.  Экологическая акция «Чистота вокруг нас», уборка территории (Совместно с родителями)

6.  Ознакомление детей со свойствами стекла. Дидактические игры.

(Воспитатель, дети)

7.  Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор», «Как ветер разносит мусор». (Воспитатель, дети, родители)

8.  ОД «Мусор – это хорошо или плохо?» (Воспитатель, дети)

9.  ОД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!». (Воспитатель, дети)

10.  Правила поведения в природе. (Воспитатель, дети)

11.  Изготовление работ «Город моей мечты, чистый город»

Работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала. (Совместно с родителями).

12.  Выставка поделок из природного материала. Экологическая викторина «Природа вокруг нас» по полученным знаниям у детей и родителей. (Совместно с родителями)

Приложение 3

1.Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

2. Ознакомление со свойствами бумаги.

Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.

Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);

Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);

Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).

Опыт. «Изготовление новой бумаги».

  1. водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
  2. На Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
  3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
  4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);

Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;

Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).

4. «Ознакомление со свойствами металлических предметов»

Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).

Рассматривание металлических предметов;

Рассказ взрослого о разных видах металла;

Опытно-практическая деятельность: металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;

5. «Ознакомление со свойствами резины»

Цель: Познакомить со свойствами резины.

Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);

Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);

Опыт с воздушным шаром - не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.

Д/и «Найди игрушки из резины»

6. «Ознакомление со свойствами стекла» 

Цель: познакомить детей со свойствами стекла:

прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.

Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:

Познакомить с историей создания стекла.

Рассмотреть изделия из стекла;

Найти стеклянные предметы в группе;

Экспериментальным путем изучить свойства стекла.

Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).

Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)

Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»

Приложение 4 ОД

Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»

Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.

Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).

Приложение 5

 Игры.

1. «Что я видел?»

Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

2. «Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

3. «Что лишнее?»

Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему. 

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

4. «Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

5. «Хорошо-плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

6. «Найди друзей»

Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.

7. «Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

8. «Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование. Мяч.

Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...