«Волшебная водица» (интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

«Волшебная водица» (интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Способствовать формированию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования и воспитанию бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле. Задачи: Образовательные: совершенствовать представления детей о воде, её свойствах, опираясь на опыты; расширять и закреплять знания о разных состояниях воды, где и в каком виде существует вода в окружающей среде, о явлении круговорота воды в природе; раскрыть значимость воды для человека, животного и растительного мира. Развивающие: развивать наблюдательность, мышление, воображение, внимание, память, речь; формировать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, отгадывать загадки; прививать интерес к исследовательской деятельности. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу, дружеские взаимоотношения между детьми, экологическую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_voditsa-st.gr_.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Волшебная водица»

 (интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Способствовать формированию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования и воспитанию бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать представления детей о воде, её свойствах, опираясь на опыты; расширять и закреплять знания о разных состояниях воды, где и в каком виде существует вода в окружающей среде, о явлении круговорота воды в природе; раскрыть значимость воды для человека, животного и растительного мира.

Развивающие: развивать наблюдательность, мышление, воображение, внимание, память, речь; формировать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, отгадывать загадки; прививать интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу, дружеские взаимоотношения между детьми, экологическую культуру.

Звучит музыка П. Мориа. Дети входят в зал и выполняют перестроения, изображая птиц. Встают полукругом.

Ведущий: Опять природа пробудилась,

Проснулись поле, лес, река.

И сообщили новость птицы:

«Ликуйте все! Пришла весна!»

Дети: 1. Здравствуй, нежная листва,

Здравствуй, первая трава,

Здравствуй, реченька-река,

Теплый дождик, облака.

2. Птичий гомон не смолкает,

Вся природа оживает,

Всё очнулось ото сна

Здравствуй, вёснушка-весна!

3. Ручеёк бежит, бежит,

Свою песенку журчит.

Ну а в песенке слова:

«Здравствуй, светлая весна».

4. Побежим скорей гулять,

Будем песню распевать.

Ну а в песенке слова:

«Здравствуй, светлая весна!»

Хоровод «Ой, бежит ручьём вода»

Ведущий: Прислушайтесь! Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

Дождь идёт –
Стучит по крыше:

Кап-кап, кап-кап. (треугольник)
Ход часов
Мы тоже слышим:
Тик-так, тик-так.  
(палочки)

Слышим мышку:

Шур-шур-шур.     (шуршунчики)

Слышим кошку:

Мур-мур-мур.       (муз. ключики)

Но никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел, (целлофановые мешочки)

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.           (ореховые ниточки)

Вышли тихо, очень тихо

И повсюду тишина.                (палец к губам «тс-с-с»)

Это значит, это значит:

Тише всех пришла … весна. (тутти-тихо)

Ведущий: Вы хотите погулять по первым тропинкам весны? Тогда в путь! Для этого отправимся в необычное путешествие. Раз путешествие необычное, то и транспорт должен быть необычным. Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки – Капельки. Делайте всё, что я скажу.

Представили себя Капельками?

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они парами и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках). 

Таким образом, вся вода в природе движется по кругу, с неба на землю и обратно.

Ведущий: Будит ласково весна

Всю природу ото сна. 
Засветило солнце ярче, 
Заглянуло в каждый дом. 
Даже дышится иначе – 
Аромат весны кругом! 
После зимней тишины 
Звуками весны полны. 
Слышно, как сосульки тают, 
Ручейки, журча, текут, 
С юга птицы прилетают
И поют, поют, поют! 
И весенние капели 
Целый день выводят трели. 
(Шишова)

Ведущий: От весеннего тепла вся природа ожила. И где растаял снег, появились первые проталинки, похожие на разноцветную мозаику. В каждой проталинке спряталась музыка весны.

Музыка воды весной

Ведущий: На голубой проталинке музыка живёт.

Кто её узнает и быстро назовёт?

Звучит звуковой эффект “Капель”.

На синей проталинке другая музыка живёт.

Кто её узнает и быстро назовёт?

Звучит звуковой эффект “Журчание ручья”.

Предложить детям подумать, какие инструменты подойдут для того, чтобы сыграть на них музыку капели и ручья. Она не должна быть похожа на песенку осеннего дождика: звуки должны быть светлые, прозрачные и очень холодные. Спросите ребят: «Может быть, еще надо улыбнуться?..» Музыкальным фоном для декламации может быть песня «Солнечная капель» С. Соснина.

На инструментах мы сыграем и покажем, как звонко капает капель, как красиво журчит и весело бежит ручей. 

 Игра на музыкальных инструментах (колокольчики, металлофоны).

Ведущий: Сейчас мы послушали пение капели и журчание ручейка. Все ручейки впадают в реку. А здесь нас встречает Водяной.

Под музыку входит Водяной.

Водяной: Много лет я в реченьке живу, но терпеть я больше не могу.

Засорили, замутили всю водицу. Разве будет в речке кто водиться?

На дне моём бутылки и рваные ботинки,

Бумага, тряпки, склянки, консервные банки,

Гибнут растения, раки, рыбёшки.

Вы помогите, друзья, мне немножко.

Ведущий: Ну, конечно, мы тебе поможем, Водяной. Какие же недобрые люди набросали в речку столько мусора. Сейчас мы выберем тебе помощников и поиграем в игру «Очисти речку от мусора».

Опыт с магнитом и ситечком

(подведение итогов)

Уходит.

Под музыку входит Капелька  воды, танцует.

Капелька: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Не поесть и не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Путешествует всегда

С вами спутница – вода!

Здравствуйте! Я – Капелька воды.

Ведущий: В каких трёх состояниях бывает вода? (ответы детей) Да, вода бывает очень-очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становится холодными льдинками или горячим паром.

Игра «Водяные человечки»

(пар – бег врассыпную, жидкость – за руки друг за другом, лёд – фигуры)

Капелька: А в природе найти меня сможете? Тогда отгадайте загадки:

(Конверт с загадками для воспитателя)

1. Эти чудо-караваны

Растворяются, клубятся.

В них – то волны, то бараны,

То чудовища родятся.

Мимо нас, по небосводу,

Движутся издалека,

Чтобы где-то сбросить воду.

Это чудо – …(облака).

2. Бурно устремившись с гор,

Прорезает и гранит.

А спустившись на простор,

Лентой гладкою искрит.

И теперь уже она

Полноводна, глубока.

Рыбами населена...

Это длинная …(река).

3. Дождь прошёл, а я осталась

На дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались

На потеху детворе.

Но до завтрашнего дня

Солнце высушит меня. (Лужа)

Следующая загадка –

4. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосульки)

5. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

Танцевальная композиция

«Дождик, дождик, ты не лей»

Ведущий: Мы теперь знаем, что капелька воды спрятана в дождике, росинке,

сосульке, паре, море, реке, тумане ….

• В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

• Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

• Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьётся.

• На плите у вас кипит

Паром чайника шипит,

• Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

• Вы в пруду её найдете

И в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда ваша спутница – вода!

Капелька: Спасибо, ребята! На память о себе я хочу подарить вам коробочку с волшебными капельками. Вы их приклейте в группе, там, где я вам нужна.

Уходит.

Ведущий: Представьте себе, что вы юные ученые.  (Повторяют правила: нужно быть аккуратными, внимательными и работать осторожно. Нельзя пробовать вещества на вкус (можно отравиться); нюхать их нужно осторожно, ладошкой направляя запах в сторону от стакана: вещества могут быть едкими и  обжечь дыхательные пути.)

Мы с вами много знаем о воде. Сегодня  откроем еще некоторые тайны воды.

Опыт № 1. Вода растворяет вещества.

Обратите внимание: на столе подносы со стаканами, в которых находятся разные вещества. Будьте внимательны: в стакане с красной полоской находится сахар, в стакане с оранжевой полоской – соль, а в стакане с синей полоской –  мука. Запомнили, в какой посуде что находится? А в   стеклянных баночках –   вода. Попробуем растворить вещества в воде. В стакан с солью нальём воду и хорошо размешаем ложкой.

Ведущий: Что случилось с солью?

Дети: Соль растворилась в воде.

Ведущий: Теперь нальём воду в стакан с сахарным песком и размешаем. Что случилось с сахарным песком?

Дети: Он растворился в воде.        

Ведущий: А теперь нальём воду в стакан с мукой и размешаем. Что произошло с мукой?

Дети: Мука тоже растворилась в воде.

Ведущий: Значит, соль, сахар в стакане растворяются. При этом какая вода в стакане?

Дети: Вода в стакане прозрачная.

Ведущий: Верно! Мука тоже растворилась в воде. Какая вода в этом стакане?

Дети: Вода мутная.

Ведущий: Да, вода мутная, но её можно очистить с помощью фильтровальных салфеток, которые лежат на подносах. Это самый простой способ очистки воды. Давайте проведем эксперимент.

Воспитатель показывает, как установить салфетку в воронку, затем вставить воронку в чистую банку.

Ведущий:  Какие вы молодцы! Аккуратно уберём фильтр и посмотрим на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Ведущий: Куда делась вся мука?

Дети: Вся мука осталась на фильтровальной салфетке.

Ведущий: Мы провели опыты. О каком свойстве воды вы сегодня узнали? Какую тайну воды открыли?

Дети: Вода растворяет соль, сахар, муку.

Ведущий: Вода – самое удивительно вещество на планете. Вспомним еще раз чудесные свойства воды.

Дети: Вода – жидкость,  может растворять вещества. Её можно очистить с помощью фильтра.

Опыт № 2. Вода  прозрачная. Как узнать, что вода прозрачная?

- Ребята, а как  вы  думаете?

- Перед   вами  два  стаканчика: один  с  водой, другой  с  молоком.

- Молоко,  какое? (белое, непрозрачное)

- А   вода? (прозрачная)

- Как  доказать, что  вода  прозрачная?

- В оба  стаканчика  положим  трубочки   для  коктейлей,  в каком  из  стаканчиков   они   видны,  а в  каком – нет? (в стаканчике  с  водой  мы  видим   трубочку, а  в  стаканчике  с  молоком – нет).

- Почему? (вода   прозрачная, а  молоко –  нет).

«Зарядка»

Опыт № 3. У  воды  нет  вкуса.

- А  вы  что, ребята, на  это  скажете? Есть  у  воды  вкус?

Конечно, когда  человек   очень  хочет  пить, чтобы  выразить  своё  удовольствие, говорит: «Какая  вкусная  вода!», хотя   на  самом   деле  не  чувствует  её  вкуса.

- А  вот  морская  вода,  какая  на  вкус? (на  вкус  она  солёная,  потому  что в ней  много  солей. Её  человек   не  может   пить.)

Опыт № 4. У воды  нет  запаха.

(запаха нет, вода из  водопроводного  крана  может  иметь  запах, так  как   её  очищают   специальными   веществами, чтобы  она  была  безопасной  для  нашего  здоровья.)

Опыт № 5. Вода  не  имеет  формы.

- Чтобы  проверить,  верно  ли утверждение, нальём  воду  в  кувшин,  стакан, на  поверхность  стола. Что  происходит? (вода  принимает  форму  того  предмета,  в  котором  находится,  а  на  ровном  месте  расползается  лужицей)

Опыт № 6. Животворное   свойство   воды.

- Вода  нужна  всему  живому. Животворное  свойство  воды  можно доказать.

- Мы  заранее  срезали  веточки   смородины. Какими они были  в начале?

- Прошло  время, и  веточки  ожили? Что с ними  произошло?

- На  них  появились  зелёные  клейкие  листочки.

- Почему? (в  группе  тепло, достаточно  воды)

- Повторите  все  свойства   воды.

Вода – жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запах и вкуса, может растворять вещества.

Ведущий: Вода – добрый друг и помощник человека. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. И конечно всему живому на свете нужна вода.

Песня «Я сегодня увидала, что на улице весна»

Ведущий: Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,        

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды.

А теперь, Капельки, полетели за мной!

Звучит музыка. Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие с волшебным колокольчиком».Занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к народам населяющим Краснодарский край.

Занятие для детей старшего дошкольног возраста по развитию толерантного отношения к народам населяющим Краснодарский край....

ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙВ сентябре месяце проходит диагностирование детей старшего дошкольного возраста по практикуму возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. По результатам ди...

Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна «Вообразилия»

Развивающее занятие  для детей старшего дошкольного возраста«Волшебная  страна Вообразилия» Цель: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.Зада...

Развлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста на улице в зимнее время года "В поисках волшебного сундучка"

Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.Задачи:- Развивать интерес к зимним играм-соревнованиям;- Развивать ловкость, меткость, быстроту реакции;- Учить играть в команде, де...

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"...

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный чемоданчик"

Данный конспект отражает все виды музыкальной деятельности, которые должны присутствовать на занятии. Выбирая предметы-подсказки, дети пытаются найти им музыкальное применение. Необычность этого занят...