Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный чемоданчик"
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)

Бутикова Ирина Владимировна

Данный конспект отражает все виды музыкальной деятельности, которые должны присутствовать на занятии. Выбирая предметы-подсказки, дети пытаются найти им музыкальное применение. Необычность этого занятия в том, что сохраняется элемент импровизации. Дети в течение занятия могут выбрать любой предмет в любом порядке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnyy_chemodanchik.docx22.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: Формирование музыкального мышления детей и повышение уровня развития музыкальной культуры.

Задачи:

1. Образовательные.

  • Воспринимать музыкальное произведение, способствовать формированию осознанного отношения к содержанию, характеру произведения.
  • Развивать цветомузыкальный слух в процессе цветового уподобления характеру звучания музыки.
  • Закреплять навыки исполнения песен со сложным ритмом, широким диапазоном.

2. Развивающие.

  • Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на музыку композиторов классиков.
  • Совершенствовать умение совмещать игру на музыкальных инструментах с поэзией, музыкой; закреплять навыки звукоизвлечения на разных музыкальных инструментах
  • Учить передавать образы природы в ритмических и танцевальных импровизациях.
  • Развивать творческую фантазию детей через включение в различные виды музыкальной деятельности.

3. Воспитательные.

  • Создать тёплое, радостное настроение на занятии; развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.
  • Воспитывать самостоятельность, активность.
  • Воспитывать эстетический вкус; приобщать детей к искусству.

Предварительная работа: знакомство с творчеством П. И. Чайковского, разучивание осенних песен, наблюдения в природе, знакомство с шумовыми музыкальными инструментами.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, чемоданчик, портрет П. И. Чайковского, клубок пряжи или ниток яркого цвета, зонтики, набор карточек с различными изображениями (белки, которая грызёт орешки, ветра, дождя, листьев, дятла), картинка с изображением осеннего пейзажа, три картонных листа (дубовый, кленовый и березовый), мольберт, краски, кисти, музыкальные инструменты (маракасы, ложки, деревянные палочки, султанчики, бубны, металлофон, барабан),

Организация детей: дети приходят в музыкальный зал в соответствии с расписанием.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Этапы С-Д подхода

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организация

перед занятием

2. Мотивация к деятельности

3. Проблемная ситуация.

4. Целеполага-

ние.

5. Планирование будущей деятельности.

6. Реализация плана.

7. Оценка и рефлексия.

Дети заходят в зал под музыку. Посередине зала стоит чемоданчик. Внутри различные предметы-подсказки, которые дети не видят (портрет П. И. Чайковского, клубок пряжи или ниток яркого цвета, зонтик, набор карточек с различными изображениями, картинка с изображением осеннего пейзажа, картонные листья).

Здравствуйте, ребята. Давайте с вами вспомним, что такое импровизация?

Правильно. Хотите поимпровизировать с нашим приветствием? Я вам пою, а вы мне отвечаете. Здравствуйте, ребята! Как вас всех зовут? (мажор вверх и вниз).

Вы отлично импровизируете! А теперь обратите внимание, что сегодня необычного в нашем зале?

Как вы думаете, для чего здесь эти предметы?

Музыкальный руководитель предлагает детям найти каждому предмету применение в музыке.

Музыкальный руководитель предлагает детям назвать все предметы, посчитать их. А потом выбирать по одному и попробовать найти музыкальное применение каждой подсказке.

Музыкальный руководитель интересуется у детей, как в музыке можно применять различные предметы?

Музыкальный руководитель предлагает выбрать одному из детей любой предмет.  Ход занятия может меняться в зависимости от того, какой предмет выбрали дети.

1.Портрет П. И. Чайковского

Что ты нашел в нашем чемоданчике?

А кто такой Чайковский?

Правильно. И сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и послушать «Осеннюю песнь» Чайковского.

Расскажите, ребята, что вы представляли под эту музыку?

Какой характер у этой музыки? Какая мелодия?

Если бы вы захотели нарисовать «Осеннюю песнь», какие краски вы бы использовали?

Далее каждому ребенку предлагают выбрать краску, которая, по его мнению, соответствует данной музыке, и изобразить несколько линий на холсте.

2. Клубок пряжи яркого цвета.

Что это?

Как можно использовать эти нитки?

Правильно. Но нитки могут быть длинными и короткими. На что они похожи?

Верно. И сейчас я вам буду играть определенный ритм, а вы попробуйте изобразить его разными ниточками.

3. Зонтик.

Что нам попалось на этот раз?

Как мы можем в музыке применить зонтик.

4. Набор карточек с изображениями белки, которая грызёт орешки, ветра, дождя, листьев, дятла.

Как мы можем использовать в музыке эти карточки?

Правильно. У меня на столе лежат инструменты. Попробуйте подобрать каждой карточке свой инструмент, чтобы озвучить то, что изображено на картинке.

Теперь, когда нужные звуки нашлись, давайте попробуем озвучить осеннюю сказку (раздаются дополнительные инструменты).

Тихо бродит по дорожке

Осень в золотой одежке.

Где листочком зашуршит,

Где дождинкой зазвенит.

Раздается громкий стук –

Это дятел тук да тук!

Дятел делает дупло –

Белке будет там тепло.

Ветерок вдруг налетел,

По деревьям зашумел.

Громче завывает

Тучки собирает.

Дождик - динь, дождик- дон!

Капель звонкий перезвон.

Все звенит, стучит, поет

Осень яркая идет!

5. Картинка с изображение осеннего пейзажа.

Что изображено на картинке?

Как мы можем изобразить осень в музыке?

Исполняется песня «Ах осень, осень». Проводится беседа о смысле слов, анализируется характер, мелодия.

6. Картонные листья трех деревьев: клен, дуб, береза. С обратной стороны изображены пружинка, круг и стрелки вверх и вниз.

Музыкальный руководитель спрашивает детей, что можно делать с этими листьями?

Как с этими листьями можно

играть, ведь их всего три и они разные?

Ход игры: под музыку музыкальный руководитель показывает разные листья, дети должны показать соответствующее движение.

Музыкальный руководитель спрашивает у детей, всем ли предметам они нашли применение. Хвалит за находчивость.

Предлагает вспомнить все предметы и как они использовались в музыке. Вспомнить названия используемых в течении занятия музыкальных произведений.

Интересуется у детей, какому предмету легче всего нашлось применение, а какой вызвал затруднение.

Спрашивает, с каким предметом больше всего понравилось работать.

В конце занятия музыкальный руководитель с детьми поет прощальную песню (ей традиционно заканчивается каждое занятие).

Импровизация — это когда что-то придумывают на ходу...

Пропевают каждый свое имя, сочиняя при этом каждый свою мелодию.

Дети обращают внимание на чемоданчик. Открывают его, разглядывают предметы.

Дети высказывают свои предположения.

Дети еще раз внимательно разглядывают содержимое чемоданчика и называют все предметы.

Дети предполагают, что предметы связаны с различными видами музыкальной деятельности (пение, танец игра и т.д).

Портрет П. И. Чайковского

Композитор.

Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Представляют различные картины.

Дети предлагают свои варианты.

Дети отвечают на заданные вопросы.

Предложения детей (жёлтая, оранжевая, серая, темная...)

Клубок ниток (пряжи)

Из них можно связать шарф или варежки.

Ответы детей, среди которых «похожи на нотки».

Детям выдаются заранее заготовленные отрезки пряжи, из которых они на столе выкладывают предложенные ритмы

Зонтик.

Можно с ним танцевать. (Разучивание танца «Сегодня дождь».)

Озвучить с помощью музыкальных инструментов.

тихо бьют ладошками по барабану

маракасы или шуршание ладошками

колокольчики

ложки

деревянные палочки

султанчики

тремоло бубнов

металлофон

все инструменты

Ответы детей (листья, деревья, речка, осень).

Спеть песню.

Дети предлагают свои варианты, среди который «играть».

Дети предполагают, что каждый лист обозначает определенное действие (движение). Пружинка – движение «пуржинка», круг – движение по кругу (бег, марш, поскоки по желанию детей), стрелки – прыжки.

Дети отвечают на вопросы музыкального руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФГТ "Рождение звуков"

Инструментальная музыка раскрывает внутренний потенциал детей. Развивает чувство ритма, эмоциональный отклик на музыку....

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста.Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»Цель: воспитать в детях  интерес к миру музыки; познакомить детей с о...

презентация к конспекту музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Цель: воспитать в детях  интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыкиЗадачи:Познак...

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста

Конспект  музыкального занятия для детей подготовительной группы...

«Магазин музыкальных инструментов». Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Т.Тютюнниковой

Цель. Знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них. Создание условий для самостоятельных му­зыкальных импровизаций детей....