Конспект итогового занятия Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Окружающий мир», «Природа» Тема: «Цветик - семицветик» средняя группа (для детей 4-5 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Черникова Елена Витальевна

Тип занятия: итоговое

Тема: «Цветик - семицветик»

Возраст детей:  4-5 лет

Место проведения: группа

Количество детей: 10 человек

Цель: Создание условия для обобщения и закрепления  знаний у детей средней группы по пройденному материалу за учебный год.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания о характерных признаках времен года;
  • Упражнять в отгадывании загадок;
  • Закреплять знания детей о овощах и фруктах; о домашних, диких и животных жарких стран.
  • Расширение словарного объёма детей

Развивающие:   

  • Развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, наблюдательность, бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие: беседа о животных, рассматривание иллюстраций,

речевое  развитие: диалог, ответы на вопросы воспитателя; 

физическое развитие: физминутка

Методы и приемы: Сюрпризный момент, рассказ взрослого, показ, художественное слово (загадки, использование наглядного материала, вопросы к детям), дидактическая игра. игровой - сюрпризный момент; наглядный - рассматривание иллюстраций; словесный -  беседа-диалог; практический – игровое упражнение «Кто где живет», «Четвертый лишний»

Оборудование:  Мольберт, посылка, цветик – семицветик, цветные лепестки, , картинки «Части суток», мешочек, карточки «Четвертый лишний», игрушки диких и домашних и  животных жарких стран,  фоны «Лес», Участок с домом», «Африка», пластмассовые фрукты и овощи, 2 корзинки. Фигурки – подарки.

Индивидуальная работа:  Приучать детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Словарная работа: формировать умение детей высказывать свое мнение, делать выводы.

Предварительная работа:  Беседа о домашних, диких и животных жарких стран, разгадывание загадок о частях суток, игры «Четвертый лишний», «Когда это бывает?», чтение сказки «Цветик – семицветик».

 

 

 

 

Ход НОД

  1. Организационная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день. Я очень рада видеть вас здоровыми и веселыми. И хочу, чтобы ваше хорошее настроение сохранилось до самого вечера. Чтобы у нас это получилось, нам нужно больше улыбаться и помогать друг другу.  А сейчас я попрошу вас встать и поприветствовать друг друга.

Круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центр круга соберемся

Мы на место все вернемся

И друг другу улыбнемся.

Теперь я попрошу вас сесть на стульчики.

2.      Основная часть

Воспитатель: Когда я шла сегодня на работу, то нашла вот такую коробку. Вам интересно, что же в ней? Давайте вместе посмотрим? (Воспитатель достает из коробки  сердцевину  от цветика - семицветика  и конверт).  Ребята, здесь есть письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! В нашей «Цветочной стране» случилось несчастье. Злой волшебник заколдовал цветик - семицветик. Он забрал все лепестки, и цветок потерял свои волшебные свойства. Чтобы его расколдовать, нужно выполнить задания. Но в нашей стране никто не умеет. Помогите, нам, пожалуйста.»

Задание 1.

Воспитатель: Ребята, вы помните я читала вам сказку про волшебный цветик – семицветик. Поможем цветику-семицветику вернуть свои красивые, разноцветные лепестки? Для этого нам нужно будет выполнять задания. За каждое задание мы с вами будем получать по одному цветному лепестку.

- Ребята, а на чем мы с вами можем туда добраться если перед нами на пути окажется море?  (На корабле , на лодке, на яхте.)

Воспитатель: Какой это вид транспорта? (водный)

Воспитатель: На чем можно путешествовать по земле? (на машине, велосипеде, на мотоцикле, на автобусе)

Какой это вид транспорта? (наземный)

Воспитатель: А  по воздуху?  (на ракете, на самолете, на вертолете )

Какой это вид транспорта? (воздушный)

- Молодцы, вы получаете первый лепесток.

 

 

Задание 2.

Воспитатель: Ребята, в этом конверте загадки о временах года. Нам с вами нужно их разгадать.

За окном веселых птичек стая

Расшумелись так, что не до сна.

На поляне снег уже растаял.

Значит, к нам пришла ….    (Весна)

 В чистом небе солнце светит ярко

Можно искупаться: очень жарко.

Так люблю я время года это.

Угадали? Ну конечно это…    (Лето)

 Белый снег покрыл поля и села,

В серебре деревья и дома.

Я качу с горы такой веселый!

Здравствуй раскрасавица….     (Зима)

 С веток листья быстро облетели,

Дождь, с утра, и тучах небо просинь.

В огороде овощи поспели…

По приметам видно – это …    (Осень)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами хорошо справились с заданием.  И получаем желтый лепесток нашего цветика.

(Воспитатель достает из конвертика желтый лепесток)

Задание 3.

Воспитатель: А вторым нашим заданием будет игра «Когда это бывает?».  Давайте вспомним, какие части суток вы знаете.

- Вам нужно будет  послушать стихотворение, определить часть суток и найти соответствующую картинку.

Солнце яркое встает

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются. (Утро)

Солнце светит высоко

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень,

Что за время суток? (День)

Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора! (Вечер)

В небе звездочки горят

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

Нашим деткам спать велит. (Ночь)

Воспитатель: И с этим заданием вы справились хорошо. За это мы получаем красный лепесток. (Воспитатель достает красный лепесток)

Задание 4.

Воспитатель: Ребята, в нашей коробке лежит «Волшебный мешочек». Наверное, в нем что-то есть. Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из мешочка карточки).

Проводится дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Отлично, ребята. Вы справились с заданием. Еще один лепесток цветика-семицветика у нас. (воспитатель достает из мешочка зеленый лепесток)

Воспитатель: Сейчас давайте немного отдохнём.

Физминутка.

Если мы чуть-чуть устанем,

Мы на 2 минутки встанем.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево-вправо.

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз, два присели вниз,

Три, четыре- поднялись.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Можем тихо постоять

Мы теперь готовы снова

Все задания выполнять.

Воспитатель: За хорошее выполнение физминутки вы получаете голубой лепесток. (воспитатель достает из коробки зеленый лепесток)

Задание 5.

Воспитатель: Ребята, здесь живут Зайчик и Мишка. Пришла весна и Зайчик собирается выращивать на своем огороде разные овощи, а Мишка в своем саду будет выращивать фрукты.  Но все фрукты и овощи у них перепутались. И теперь они не могут определить, кто что будет сажать. Давайте поможем им, распределим овощи и фрукты в две корзинки.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте скажем одним словом, что в 1 первой корзинке (овощи).  Где они растут? (в огороде) Что во второй корзинке? (фрукты) Где они растут? (в саду)

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы знаем что будут выращивать Зайчик и Мишка, какие овощи и фрукты. С этим заданием мы справились, за это мы получаем синий лепесток и отправляемся дальше.

 

 

 

Задание 6.

Воспитатель: Смотрите ребята, сколько животных гуляет на полянке, они тоже рады весеннему теплу, назовите кого вы здесь видите. (дети по очереди называют животных)

Воспитатель: Скажите ребята эти животные не могут жить все вместе, почему?

Воспитатель: Скажите пожалуйста, почему домашние животные не могут жить в лесу?

Воспитатель: Давайте разместим животных туда, где они живут.  

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Теперь все на своих местах, а мы получаем оранжевый лепесток за выполнение задания и отправляемся дальше.

Задание 7.

Воспитатель: Следующим нашим заданием будет игра «Сложи картинку».

 (дети собирают пазлы)

Воспитатель: Давайте посмотрим, кого вы собрали. (дети называют насекомых). Как одним словом можно их всех назвать? (насекомые) 

- Скажите, зимой мы с вами видим насекомых? (нет) Почему мы не видим их зимой? (они спят)

Воспитатель: С этим заданием вы справились отлично. Получаете последний фиолетовый лепесток.

- Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас получился. Вы все сегодня очень старались, активно отвечали на вопросы, замечательно отгадывали загадки, внимательно меня слушали. Вы молодцы.

Рефлексия:  За вашу помощь жители «Цветочной страны»  дарят вам подарки.

Итог:  Скажите, вам понравилось наше путешествие? Какие задания мы с вами выполняли?  Какое задание понравилось больше всего?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_aprel_2025.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект итогового занятия

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Окружающий мир», «Природа»

Тема: «Цветик - семицветик»

средняя группа «Рябинушка»

(для детей 4-5 лет)

Черникова Е.В.

воспитатель

г. Советский

апрель 2025 г.

Тип занятия: итоговое

Тема: «Цветик - семицветик»

Возраст детей:  4-5 лет

Место проведения: группа

Количество детей: 10 человек

Цель: Создание условия для обобщения и закрепления  знаний у детей средней группы по пройденному материалу за учебный год.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания о характерных признаках времен года;
  • Упражнять в отгадывании загадок;
  • Закреплять знания детей о овощах и фруктах; о домашних, диких и животных жарких стран.
  • Расширение словарного объёма детей

Развивающие:        

  • Развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, наблюдательность, бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие: беседа о животных, рассматривание иллюстраций,

речевое  развитие: диалог, ответы на вопросы воспитателя; 

физическое развитие: физминутка

Методы и приемы: Сюрпризный момент, рассказ взрослого, показ, художественное слово (загадки, использование наглядного материала, вопросы к детям), дидактическая игра. игровой - сюрпризный момент; наглядный - рассматривание иллюстраций; словесный -  беседа-диалог; практический – игровое упражнение «Кто где живет», «Четвертый лишний»

Оборудование:  Мольберт, посылка, цветик – семицветик, цветные лепестки, , картинки «Части суток», мешочек, карточки «Четвертый лишний», игрушки диких и домашних и  животных жарких стран,  фоны «Лес», Участок с домом», «Африка», пластмассовые фрукты и овощи, 2 корзинки. Фигурки – подарки.

Индивидуальная работа:  Приучать детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Словарная работа: формировать умение детей высказывать свое мнение, делать выводы.

Предварительная работа:  Беседа о домашних, диких и животных жарких стран, разгадывание загадок о частях суток, игры «Четвертый лишний», «Когда это бывает?», чтение сказки «Цветик – семицветик».

Ход НОД

  1. Организационная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день. Я очень рада видеть вас здоровыми и веселыми. И хочу, чтобы ваше хорошее настроение сохранилось до самого вечера. Чтобы у нас это получилось, нам нужно больше улыбаться и помогать друг другу.  А сейчас я попрошу вас встать и поприветствовать друг друга.

Круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центр круга соберемся

Мы на место все вернемся

И друг другу улыбнемся.

Теперь я попрошу вас сесть на стульчики.

2.        Основная часть

Воспитатель: Когда я шла сегодня на работу, то нашла вот такую коробку. Вам интересно, что же в ней? Давайте вместе посмотрим? (Воспитатель достает из коробки  сердцевину  от цветика - семицветика  и конверт).  Ребята, здесь есть письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! В нашей «Цветочной стране» случилось несчастье. Злой волшебник заколдовал цветик - семицветик. Он забрал все лепестки, и цветок потерял свои волшебные свойства. Чтобы его расколдовать, нужно выполнить задания. Но в нашей стране никто не умеет. Помогите, нам, пожалуйста.»

Задание 1.

Воспитатель: Ребята, вы помните я читала вам сказку про волшебный цветик – семицветик. Поможем цветику-семицветику вернуть свои красивые, разноцветные лепестки? Для этого нам нужно будет выполнять задания. За каждое задание мы с вами будем получать по одному цветному лепестку.

- Ребята, а на чем мы с вами можем туда добраться если перед нами на пути окажется море?  (На корабле , на лодке, на яхте.)

Воспитатель: Какой это вид транспорта? (водный)

Воспитатель: На чем можно путешествовать по земле? (на машине, велосипеде, на мотоцикле, на автобусе)

Какой это вид транспорта? (наземный)

Воспитатель: А  по воздуху?  (на ракете, на самолете, на вертолете )

Какой это вид транспорта? (воздушный)

- Молодцы, вы получаете первый лепесток.

Задание 2.

Воспитатель: Ребята, в этом конверте загадки о временах года. Нам с вами нужно их разгадать.

За окном веселых птичек стая

Расшумелись так, что не до сна.

На поляне снег уже растаял.

Значит, к нам пришла ….    (Весна)

 В чистом небе солнце светит ярко

Можно искупаться: очень жарко.

Так люблю я время года это.

Угадали? Ну конечно это…    (Лето)

 Белый снег покрыл поля и села,

В серебре деревья и дома.

Я качу с горы такой веселый!

Здравствуй раскрасавица….     (Зима)

 С веток листья быстро облетели,

Дождь, с утра, и тучах небо просинь.

В огороде овощи поспели…

По приметам видно – это …    (Осень)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами хорошо справились с заданием.  И получаем желтый лепесток нашего цветика.

(Воспитатель достает из конвертика желтый лепесток)

Задание 3.

Воспитатель: А вторым нашим заданием будет игра «Когда это бывает?».  Давайте вспомним, какие части суток вы знаете.

- Вам нужно будет  послушать стихотворение, определить часть суток и найти соответствующую картинку.

Солнце яркое встает

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются. (Утро)

Солнце светит высоко

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень,

Что за время суток? (День)

Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора! (Вечер)

В небе звездочки горят

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

Нашим деткам спать велит. (Ночь)

Воспитатель: И с этим заданием вы справились хорошо. За это мы получаем красный лепесток. (Воспитатель достает красный лепесток)

Задание 4.

Воспитатель: Ребята, в нашей коробке лежит «Волшебный мешочек». Наверное, в нем что-то есть. Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из мешочка карточки).

Проводится дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Отлично, ребята. Вы справились с заданием. Еще один лепесток цветика-семицветика у нас. (воспитатель достает из мешочка зеленый лепесток)

Воспитатель: Сейчас давайте немного отдохнём.

Физминутка.

Если мы чуть-чуть устанем,

Мы на 2 минутки встанем.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево-вправо.

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз, два присели вниз,

Три, четыре- поднялись.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Можем тихо постоять

Мы теперь готовы снова

Все задания выполнять.

Воспитатель: За хорошее выполнение физминутки вы получаете голубой лепесток. (воспитатель достает из коробки зеленый лепесток)

Задание 5.

Воспитатель: Ребята, здесь живут Зайчик и Мишка. Пришла весна и Зайчик собирается выращивать на своем огороде разные овощи, а Мишка в своем саду будет выращивать фрукты.  Но все фрукты и овощи у них перепутались. И теперь они не могут определить, кто что будет сажать. Давайте поможем им, распределим овощи и фрукты в две корзинки.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте скажем одним словом, что в 1 первой корзинке (овощи).  Где они растут? (в огороде) Что во второй корзинке? (фрукты) Где они растут? (в саду)

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы знаем что будут выращивать Зайчик и Мишка, какие овощи и фрукты. С этим заданием мы справились, за это мы получаем синий лепесток и отправляемся дальше.

Задание 6.

Воспитатель: Смотрите ребята, сколько животных гуляет на полянке, они тоже рады весеннему теплу, назовите кого вы здесь видите. (дети по очереди называют животных)

Воспитатель: Скажите ребята эти животные не могут жить все вместе, почему?

Воспитатель: Скажите пожалуйста, почему домашние животные не могут жить в лесу?

Воспитатель: Давайте разместим животных туда, где они живут.  

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Теперь все на своих местах, а мы получаем оранжевый лепесток за выполнение задания и отправляемся дальше.

Задание 7.

Воспитатель: Следующим нашим заданием будет игра «Сложи картинку».

 (дети собирают пазлы)

Воспитатель: Давайте посмотрим, кого вы собрали. (дети называют насекомых). Как одним словом можно их всех назвать? (насекомые)  

- Скажите, зимой мы с вами видим насекомых? (нет) Почему мы не видим их зимой? (они спят)

Воспитатель: С этим заданием вы справились отлично. Получаете последний фиолетовый лепесток.

- Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас получился. Вы все сегодня очень старались, активно отвечали на вопросы, замечательно отгадывали загадки, внимательно меня слушали. Вы молодцы.

Рефлексия:  За вашу помощь жители «Цветочной страны»  дарят вам подарки.

Итог:  Скажите, вам понравилось наше путешествие? Какие задания мы с вами выполняли?  Какое задание понравилось больше всего?

Самоанализ непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Окружающий мир», «Природа»

Тема: «Цветик - семицветик»

Непрерывную образовательную деятельность проводила с подгруппой детей. Учитывала возраст и индивидуальные возможности детей.

   Непрерывная образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен и адаптирован к данной группе, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

   На каждый момент были подобраны пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве.

   Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 20 минут (дети 4 – 5 лет). Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.

   НОД включает несколько приемов, которые предусматривают смену деятельности, что  позволило избежать утомляемости детей.

   В каждом моменте использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД повышению познавательной и мыслительной деятельности.

   Приемы носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых побуждала детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта.

   Во - время НОД общалась с детьми на одном уровне. Старалась быть в позиции «рядом».

   Во – время занятия отрабатывались навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку, соблюдать очередь). Поведение детей регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию  на протяжении всего времени.

   Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее, не выходя за рамки времени – 20 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в младшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" (ознакомление с миром природы). Тема: "У нас в группе - пушистый гость".

Материалы  открытого  занятия в младшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" (ознакомление с миром природы)....

Конспект по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Раздел « Окружающий мир» на тему «Космос» В старшей группе

Конспектпо образовательной деятельности  «Познавательное  развитие»Раздел « Окружающий мир» на тему «Космос»В старшей группе Цель: уточнить и об...

Конспект НОД по образовательной области (Познавательное развитие) раздел окружающий мир в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема :«Край мой Севером зовется».

Цель: Воспитывать у детей  патриотические чувства  к малой Родине-Югре.Образовательные задачи: -продолжать формировать представления детей о нашей планете стране, о родном крае и городе...

Конспект итогового занятия Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел: «ФЭМП» по теме: «Поможем Королеве Математике»

Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Задачи: Обучающая: Упражнять в счѐте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, ориентиро...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Окружающий мир», «Природа» для детей средней группы. Тема: «По дорожкам радуги к старшей группе»

Цель: обобщение и закрепление знания у детей средней группы  по пройденному материалу за учебный год.Задачи:Образовательные: закрепить представления детей о характерных признаках различных в...

Конспект занятия Образовательная область: Познавательное развитие Раздел: Окружающий мир Тема: «Путешествие в прошлое - День Победы» Возрастная группа: старшая группа

Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.Задачи:Образовательные:— Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом...

Конспект итогового занятия образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» для детей подготовительной к школе группы тема: «Космическое путешествие»

Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые получили дети в течении учебного года. Задачи Образовательные: 1. Счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, уточнить знания о...