Конспект итогового занятия Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Окружающий мир», «Природа» Тема: «Цветик - семицветик» средняя группа (для детей 4-5 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Тип занятия: итоговое
Тема: «Цветик - семицветик»
Возраст детей: 4-5 лет
Место проведения: группа
Количество детей: 10 человек
Цель: Создание условия для обобщения и закрепления знаний у детей средней группы по пройденному материалу за учебный год.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания о характерных признаках времен года;
- Упражнять в отгадывании загадок;
- Закреплять знания детей о овощах и фруктах; о домашних, диких и животных жарких стран.
- Расширение словарного объёма детей
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, наблюдательность, бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие: беседа о животных, рассматривание иллюстраций,
речевое развитие: диалог, ответы на вопросы воспитателя;
физическое развитие: физминутка
Методы и приемы: Сюрпризный момент, рассказ взрослого, показ, художественное слово (загадки, использование наглядного материала, вопросы к детям), дидактическая игра. игровой - сюрпризный момент; наглядный - рассматривание иллюстраций; словесный - беседа-диалог; практический – игровое упражнение «Кто где живет», «Четвертый лишний»
Оборудование: Мольберт, посылка, цветик – семицветик, цветные лепестки, , картинки «Части суток», мешочек, карточки «Четвертый лишний», игрушки диких и домашних и животных жарких стран, фоны «Лес», Участок с домом», «Африка», пластмассовые фрукты и овощи, 2 корзинки. Фигурки – подарки.
Индивидуальная работа: Приучать детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Словарная работа: формировать умение детей высказывать свое мнение, делать выводы.
Предварительная работа: Беседа о домашних, диких и животных жарких стран, разгадывание загадок о частях суток, игры «Четвертый лишний», «Когда это бывает?», чтение сказки «Цветик – семицветик».
Ход НОД:
- Организационная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день. Я очень рада видеть вас здоровыми и веселыми. И хочу, чтобы ваше хорошее настроение сохранилось до самого вечера. Чтобы у нас это получилось, нам нужно больше улыбаться и помогать друг другу. А сейчас я попрошу вас встать и поприветствовать друг друга.
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
Мы на место все вернемся
И друг другу улыбнемся.
Теперь я попрошу вас сесть на стульчики.
2. Основная часть
Воспитатель: Когда я шла сегодня на работу, то нашла вот такую коробку. Вам интересно, что же в ней? Давайте вместе посмотрим? (Воспитатель достает из коробки сердцевину от цветика - семицветика и конверт). Ребята, здесь есть письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! В нашей «Цветочной стране» случилось несчастье. Злой волшебник заколдовал цветик - семицветик. Он забрал все лепестки, и цветок потерял свои волшебные свойства. Чтобы его расколдовать, нужно выполнить задания. Но в нашей стране никто не умеет. Помогите, нам, пожалуйста.»
Задание 1.
Воспитатель: Ребята, вы помните я читала вам сказку про волшебный цветик – семицветик. Поможем цветику-семицветику вернуть свои красивые, разноцветные лепестки? Для этого нам нужно будет выполнять задания. За каждое задание мы с вами будем получать по одному цветному лепестку.
- Ребята, а на чем мы с вами можем туда добраться если перед нами на пути окажется море? (На корабле , на лодке, на яхте.)
Воспитатель: Какой это вид транспорта? (водный)
Воспитатель: На чем можно путешествовать по земле? (на машине, велосипеде, на мотоцикле, на автобусе)
Какой это вид транспорта? (наземный)
Воспитатель: А по воздуху? (на ракете, на самолете, на вертолете )
Какой это вид транспорта? (воздушный)
- Молодцы, вы получаете первый лепесток.
Задание 2.
Воспитатель: Ребята, в этом конверте загадки о временах года. Нам с вами нужно их разгадать.
За окном веселых птичек стая
Расшумелись так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял.
Значит, к нам пришла …. (Весна)
В чистом небе солнце светит ярко
Можно искупаться: очень жарко.
Так люблю я время года это.
Угадали? Ну конечно это… (Лето)
Белый снег покрыл поля и села,
В серебре деревья и дома.
Я качу с горы такой веселый!
Здравствуй раскрасавица…. (Зима)
С веток листья быстро облетели,
Дождь, с утра, и тучах небо просинь.
В огороде овощи поспели…
По приметам видно – это … (Осень)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами хорошо справились с заданием. И получаем желтый лепесток нашего цветика.
(Воспитатель достает из конвертика желтый лепесток)
Задание 3.
Воспитатель: А вторым нашим заданием будет игра «Когда это бывает?». Давайте вспомним, какие части суток вы знаете.
- Вам нужно будет послушать стихотворение, определить часть суток и найти соответствующую картинку.
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются. (Утро)
Солнце светит высоко
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень,
Что за время суток? (День)
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора! (Вечер)
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит. (Ночь)
Воспитатель: И с этим заданием вы справились хорошо. За это мы получаем красный лепесток. (Воспитатель достает красный лепесток)
Задание 4.
Воспитатель: Ребята, в нашей коробке лежит «Волшебный мешочек». Наверное, в нем что-то есть. Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из мешочка карточки).
Проводится дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Отлично, ребята. Вы справились с заданием. Еще один лепесток цветика-семицветика у нас. (воспитатель достает из мешочка зеленый лепесток)
Воспитатель: Сейчас давайте немного отдохнём.
Физминутка.
Если мы чуть-чуть устанем,
Мы на 2 минутки встанем.
Мы потянемся сначала,
Повернемся влево-вправо.
Мы наклонимся разок
И достанем свой носок.
Раз, два присели вниз,
Три, четыре- поднялись.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.
Можем тихо постоять
Мы теперь готовы снова
Все задания выполнять.
Воспитатель: За хорошее выполнение физминутки вы получаете голубой лепесток. (воспитатель достает из коробки зеленый лепесток)
Задание 5.
Воспитатель: Ребята, здесь живут Зайчик и Мишка. Пришла весна и Зайчик собирается выращивать на своем огороде разные овощи, а Мишка в своем саду будет выращивать фрукты. Но все фрукты и овощи у них перепутались. И теперь они не могут определить, кто что будет сажать. Давайте поможем им, распределим овощи и фрукты в две корзинки.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте скажем одним словом, что в 1 первой корзинке (овощи). Где они растут? (в огороде) Что во второй корзинке? (фрукты) Где они растут? (в саду)
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы знаем что будут выращивать Зайчик и Мишка, какие овощи и фрукты. С этим заданием мы справились, за это мы получаем синий лепесток и отправляемся дальше.
Задание 6.
Воспитатель: Смотрите ребята, сколько животных гуляет на полянке, они тоже рады весеннему теплу, назовите кого вы здесь видите. (дети по очереди называют животных)
Воспитатель: Скажите ребята эти животные не могут жить все вместе, почему?
Воспитатель: Скажите пожалуйста, почему домашние животные не могут жить в лесу?
Воспитатель: Давайте разместим животных туда, где они живут.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Теперь все на своих местах, а мы получаем оранжевый лепесток за выполнение задания и отправляемся дальше.
Задание 7.
Воспитатель: Следующим нашим заданием будет игра «Сложи картинку».
(дети собирают пазлы)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кого вы собрали. (дети называют насекомых). Как одним словом можно их всех назвать? (насекомые)
- Скажите, зимой мы с вами видим насекомых? (нет) Почему мы не видим их зимой? (они спят)
Воспитатель: С этим заданием вы справились отлично. Получаете последний фиолетовый лепесток.
- Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас получился. Вы все сегодня очень старались, активно отвечали на вопросы, замечательно отгадывали загадки, внимательно меня слушали. Вы молодцы.
Рефлексия: За вашу помощь жители «Цветочной страны» дарят вам подарки.
Итог: Скажите, вам понравилось наше путешествие? Какие задания мы с вами выполняли? Какое задание понравилось больше всего?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Конспект итогового занятия
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Окружающий мир», «Природа»
Тема: «Цветик - семицветик»
средняя группа «Рябинушка»
(для детей 4-5 лет)
Черникова Е.В.
воспитатель
г. Советский
апрель 2025 г.
Тип занятия: итоговое
Тема: «Цветик - семицветик»
Возраст детей: 4-5 лет
Место проведения: группа
Количество детей: 10 человек
Цель: Создание условия для обобщения и закрепления знаний у детей средней группы по пройденному материалу за учебный год.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания о характерных признаках времен года;
- Упражнять в отгадывании загадок;
- Закреплять знания детей о овощах и фруктах; о домашних, диких и животных жарких стран.
- Расширение словарного объёма детей
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, наблюдательность, бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие: беседа о животных, рассматривание иллюстраций,
речевое развитие: диалог, ответы на вопросы воспитателя;
физическое развитие: физминутка
Методы и приемы: Сюрпризный момент, рассказ взрослого, показ, художественное слово (загадки, использование наглядного материала, вопросы к детям), дидактическая игра. игровой - сюрпризный момент; наглядный - рассматривание иллюстраций; словесный - беседа-диалог; практический – игровое упражнение «Кто где живет», «Четвертый лишний»
Оборудование: Мольберт, посылка, цветик – семицветик, цветные лепестки, , картинки «Части суток», мешочек, карточки «Четвертый лишний», игрушки диких и домашних и животных жарких стран, фоны «Лес», Участок с домом», «Африка», пластмассовые фрукты и овощи, 2 корзинки. Фигурки – подарки.
Индивидуальная работа: Приучать детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Словарная работа: формировать умение детей высказывать свое мнение, делать выводы.
Предварительная работа: Беседа о домашних, диких и животных жарких стран, разгадывание загадок о частях суток, игры «Четвертый лишний», «Когда это бывает?», чтение сказки «Цветик – семицветик».
Ход НОД:
- Организационная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день. Я очень рада видеть вас здоровыми и веселыми. И хочу, чтобы ваше хорошее настроение сохранилось до самого вечера. Чтобы у нас это получилось, нам нужно больше улыбаться и помогать друг другу. А сейчас я попрошу вас встать и поприветствовать друг друга.
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
Мы на место все вернемся
И друг другу улыбнемся.
Теперь я попрошу вас сесть на стульчики.
2. Основная часть
Воспитатель: Когда я шла сегодня на работу, то нашла вот такую коробку. Вам интересно, что же в ней? Давайте вместе посмотрим? (Воспитатель достает из коробки сердцевину от цветика - семицветика и конверт). Ребята, здесь есть письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! В нашей «Цветочной стране» случилось несчастье. Злой волшебник заколдовал цветик - семицветик. Он забрал все лепестки, и цветок потерял свои волшебные свойства. Чтобы его расколдовать, нужно выполнить задания. Но в нашей стране никто не умеет. Помогите, нам, пожалуйста.»
Задание 1.
Воспитатель: Ребята, вы помните я читала вам сказку про волшебный цветик – семицветик. Поможем цветику-семицветику вернуть свои красивые, разноцветные лепестки? Для этого нам нужно будет выполнять задания. За каждое задание мы с вами будем получать по одному цветному лепестку.
- Ребята, а на чем мы с вами можем туда добраться если перед нами на пути окажется море? (На корабле , на лодке, на яхте.)
Воспитатель: Какой это вид транспорта? (водный)
Воспитатель: На чем можно путешествовать по земле? (на машине, велосипеде, на мотоцикле, на автобусе)
Какой это вид транспорта? (наземный)
Воспитатель: А по воздуху? (на ракете, на самолете, на вертолете )
Какой это вид транспорта? (воздушный)
- Молодцы, вы получаете первый лепесток.
Задание 2.
Воспитатель: Ребята, в этом конверте загадки о временах года. Нам с вами нужно их разгадать.
За окном веселых птичек стая
Расшумелись так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял.
Значит, к нам пришла …. (Весна)
В чистом небе солнце светит ярко
Можно искупаться: очень жарко.
Так люблю я время года это.
Угадали? Ну конечно это… (Лето)
Белый снег покрыл поля и села,
В серебре деревья и дома.
Я качу с горы такой веселый!
Здравствуй раскрасавица…. (Зима)
С веток листья быстро облетели,
Дождь, с утра, и тучах небо просинь.
В огороде овощи поспели…
По приметам видно – это … (Осень)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами хорошо справились с заданием. И получаем желтый лепесток нашего цветика.
(Воспитатель достает из конвертика желтый лепесток)
Задание 3.
Воспитатель: А вторым нашим заданием будет игра «Когда это бывает?». Давайте вспомним, какие части суток вы знаете.
- Вам нужно будет послушать стихотворение, определить часть суток и найти соответствующую картинку.
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются. (Утро)
Солнце светит высоко
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень,
Что за время суток? (День)
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора! (Вечер)
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит. (Ночь)
Воспитатель: И с этим заданием вы справились хорошо. За это мы получаем красный лепесток. (Воспитатель достает красный лепесток)
Задание 4.
Воспитатель: Ребята, в нашей коробке лежит «Волшебный мешочек». Наверное, в нем что-то есть. Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из мешочка карточки).
Проводится дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Отлично, ребята. Вы справились с заданием. Еще один лепесток цветика-семицветика у нас. (воспитатель достает из мешочка зеленый лепесток)
Воспитатель: Сейчас давайте немного отдохнём.
Физминутка.
Если мы чуть-чуть устанем,
Мы на 2 минутки встанем.
Мы потянемся сначала,
Повернемся влево-вправо.
Мы наклонимся разок
И достанем свой носок.
Раз, два присели вниз,
Три, четыре- поднялись.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.
Можем тихо постоять
Мы теперь готовы снова
Все задания выполнять.
Воспитатель: За хорошее выполнение физминутки вы получаете голубой лепесток. (воспитатель достает из коробки зеленый лепесток)
Задание 5.
Воспитатель: Ребята, здесь живут Зайчик и Мишка. Пришла весна и Зайчик собирается выращивать на своем огороде разные овощи, а Мишка в своем саду будет выращивать фрукты. Но все фрукты и овощи у них перепутались. И теперь они не могут определить, кто что будет сажать. Давайте поможем им, распределим овощи и фрукты в две корзинки.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте скажем одним словом, что в 1 первой корзинке (овощи). Где они растут? (в огороде) Что во второй корзинке? (фрукты) Где они растут? (в саду)
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы знаем что будут выращивать Зайчик и Мишка, какие овощи и фрукты. С этим заданием мы справились, за это мы получаем синий лепесток и отправляемся дальше.
Задание 6.
Воспитатель: Смотрите ребята, сколько животных гуляет на полянке, они тоже рады весеннему теплу, назовите кого вы здесь видите. (дети по очереди называют животных)
Воспитатель: Скажите ребята эти животные не могут жить все вместе, почему?
Воспитатель: Скажите пожалуйста, почему домашние животные не могут жить в лесу?
Воспитатель: Давайте разместим животных туда, где они живут.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Теперь все на своих местах, а мы получаем оранжевый лепесток за выполнение задания и отправляемся дальше.
Задание 7.
Воспитатель: Следующим нашим заданием будет игра «Сложи картинку».
(дети собирают пазлы)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кого вы собрали. (дети называют насекомых). Как одним словом можно их всех назвать? (насекомые)
- Скажите, зимой мы с вами видим насекомых? (нет) Почему мы не видим их зимой? (они спят)
Воспитатель: С этим заданием вы справились отлично. Получаете последний фиолетовый лепесток.
- Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас получился. Вы все сегодня очень старались, активно отвечали на вопросы, замечательно отгадывали загадки, внимательно меня слушали. Вы молодцы.
Рефлексия: За вашу помощь жители «Цветочной страны» дарят вам подарки.
Итог: Скажите, вам понравилось наше путешествие? Какие задания мы с вами выполняли? Какое задание понравилось больше всего?
Самоанализ непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Раздел: «Окружающий мир», «Природа»
Тема: «Цветик - семицветик»
Непрерывную образовательную деятельность проводила с подгруппой детей. Учитывала возраст и индивидуальные возможности детей.
Непрерывная образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен и адаптирован к данной группе, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
На каждый момент были подобраны пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве.
Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 20 минут (дети 4 – 5 лет). Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.
НОД включает несколько приемов, которые предусматривают смену деятельности, что позволило избежать утомляемости детей.
В каждом моменте использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Приемы носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых побуждала детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта.
Во - время НОД общалась с детьми на одном уровне. Старалась быть в позиции «рядом».
Во – время занятия отрабатывались навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку, соблюдать очередь). Поведение детей регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее, не выходя за рамки времени – 20 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в младшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" (ознакомление с миром природы). Тема: "У нас в группе - пушистый гость".
Материалы открытого занятия в младшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" (ознакомление с миром природы)....

Конспект по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Раздел « Окружающий мир» на тему «Космос» В старшей группе
Конспектпо образовательной деятельности «Познавательное развитие»Раздел « Окружающий мир» на тему «Космос»В старшей группе Цель: уточнить и об...

Конспект НОД по образовательной области (Познавательное развитие) раздел окружающий мир в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема :«Край мой Севером зовется».
Цель: Воспитывать у детей патриотические чувства к малой Родине-Югре.Образовательные задачи: -продолжать формировать представления детей о нашей планете стране, о родном крае и городе...
Конспект итогового занятия Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел: «ФЭМП» по теме: «Поможем Королеве Математике»
Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Задачи: Обучающая: Упражнять в счѐте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, ориентиро...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Окружающий мир», «Природа» для детей средней группы. Тема: «По дорожкам радуги к старшей группе»
Цель: обобщение и закрепление знания у детей средней группы по пройденному материалу за учебный год.Задачи:Образовательные: закрепить представления детей о характерных признаках различных в...

Конспект занятия Образовательная область: Познавательное развитие Раздел: Окружающий мир Тема: «Путешествие в прошлое - День Победы» Возрастная группа: старшая группа
Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.Задачи:Образовательные:— Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом...
Конспект итогового занятия образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» для детей подготовительной к школе группы тема: «Космическое путешествие»
Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые получили дети в течении учебного года. Задачи Образовательные: 1. Счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, уточнить знания о...
