«Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры» (из опыта работы)
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Материал интересен как воспитателям , так и студентам, молодым специалисам. Весь материал реально описан из наличия в группе. календарь наблюдений по программе С. Н. Николаевой "Юный эколог"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 57»
Нижегородская обл. г. Дзержинск.
Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 33 03
57dzr.tvoysadik.ru; e-mail: ds57_dzr@mail.52gov.ru
«Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры» (из опыта работы)
Выполнила:
Воспитатель Щербакова Е. В.
Дзержинск
2023 г.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. И начинать нужно с самых маленьких. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии - главные задачи экологической работы воспитателя.
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, желание сохранить её);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Для успешной реализации данных задач проводится следующая работа:
- Организован «Уголок природы» (по С. Н. Николаевой «Юный эколог»), где дети получают первые навыки по уходу за растениями, а воспитатель личным примером демонстрирует им правильное отношение к объектам природы.
- Здесь располагаются комнатные растения (по возрасту): фикус, герань, хлорофитум, традесканция, колеус, бальзамин с карточками, изображающими грустный и веселый цветочек, что обозначает хорошо себя чувствует растение или не очень хорошо.
- Картинка со стрелочкой «Времена года».
- Картина пейзаж соответствующая текущему времени года.
- Календарь наблюдений за погодой на липучках: фотография дерева с участка группы детского сада, картинки-обозначения: тучка, тучка со снежинками, тучка с дождинками, облачко, солнце, солнце за тучкой.
- Картинки мальчика и девочки в сезонной одежде.
- Деревянная кормушка с набором знакомых птиц.
- Макет фермы и леса с набором животных.
- Выставка поделок по сезону.
- Разнообразные дидактические игры.
- Проводится обновление предметно-развивающей среды.
- Обновляется демонстрационный материал, который способствует уточнению и закреплению знаний о природе.
Работу по ознакомлению детей с природой осуществляется в разнообразных формах:
- В процессе организованной образовательной деятельности (на занятиях).
- В процессе совместной деятельности с воспитателем.
- В самостоятельной деятельности детей.
- В непосредственной образовательной деятельности
- Чтение художественной литературы природоведческого содержания (энциклопедии, книги Е. Чарушина, Л. Н. Толстого, В. Бианки)
- Познавательные беседы: «Фрукты и овощи», Домашние и дикие животные», «Птицы вокруг нас» и т. д
- Тематические занятия по рисованию «Солнышко», «Ёлочка» и т. д.; лепка «Яблоко», «Огурчики и помидорчики», «Птички на кормушке» и т. д.
- Дидактические игры «Овощи и фрукты», «Узнай и назови», «Найди по описанию», пазлы, лото и т. д.
Ежедневно на прогулках организуются с детьми наблюдения: за погодой, за птицами, за кошкой, проводятся после беседы на данные темы. На прогулках проводятся игры с природными материалами (песок, вода, снег, листья). Для таких игр на участке имеется игровое оборудование: лопатки, формочки, песочница с песком. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, снега, воды.
Очень тесно ведется работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию используются различные её формы: индивидуальные беседы, консультация «Учите детей любить природу», фотовыставки, субботник.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему «Наш уголок природы».
Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, навыки бережного обращения с ней и понимание того, что человек и природа находятся в тесной взаимосвязи.Программные задачи: Расширять знания детей об услови...
Конспект интегрированного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему: «Дерево доброты».
Программные задачи:- формировать чувство восхищения родной природой, воспитывать бережное отношение к ней , отзывчивость на богатство её проявлений;-закреплять умение передавать в рисунке эстетические...

Роль бесед в формировнии у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы).
Роль бесед в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы)....

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ математической культуры посредством проведения НООД"
В данной презентации раскрывается понятие "Математическая культура". Представлены задачи по ФЭМП в подготовительной к школе группе, структура непосредственно организованной образовательной д...
Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)
Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад №55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возрас...

Образовательный проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста основ книжной культуры
Тема: Формирование у детей среднего дошкольного возраста интереса к произведениям детских писателей. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации: 4 недели.Актуал...
Образовательный проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста основ книжной культуры
laquo;Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной культурой»...
