«Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры» (из опыта работы)
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Щербакова Елена Владимировна

Материал интересен как воспитателям , так и студентам, молодым специалисам. Весь материал реально описан из наличия в группе. календарь наблюдений по программе С. Н. Николаевой "Юный эколог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 57»

Нижегородская обл. г. Дзержинск.

Адрес: бульвар Космонавтов,14;    тел: 33 33 03

57dzr.tvoysadik.ru; e-mail: ds57_dzr@mail.52gov.ru

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры» (из опыта работы)

                                                 Выполнила:

                                                                                Воспитатель Щербакова Е. В.

Дзержинск

2023 г.

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. И начинать нужно с самых маленьких. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии - главные задачи экологической работы воспитателя. 

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, желание сохранить её);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Для успешной реализации данных задач проводится следующая работа:

  1. Организован «Уголок природы» (по С. Н. Николаевой «Юный эколог»), где дети получают первые навыки по уходу за растениями, а воспитатель личным примером демонстрирует им правильное отношение к объектам природы.
  • Здесь располагаются комнатные растения (по возрасту): фикус, герань, хлорофитум, традесканция, колеус, бальзамин с карточками, изображающими грустный и веселый цветочек, что обозначает хорошо себя чувствует растение или не очень хорошо.
  • Картинка со стрелочкой «Времена года».
  • Картина пейзаж соответствующая текущему времени года.
  • Календарь наблюдений за погодой на липучках: фотография дерева с участка группы детского сада, картинки-обозначения: тучка, тучка со снежинками, тучка с дождинками, облачко, солнце, солнце за тучкой.
  • Картинки мальчика и девочки в сезонной одежде.
  • Деревянная кормушка с набором знакомых птиц.
  • Макет фермы и леса с набором животных.
  • Выставка поделок по сезону.
  • Разнообразные дидактические игры.

  1. Проводится обновление предметно-развивающей среды.

  1. Обновляется демонстрационный материал, который способствует уточнению и закреплению знаний о природе.

Работу по ознакомлению детей с природой осуществляется в разнообразных формах:

  • В процессе организованной образовательной деятельности (на занятиях).
  • В процессе совместной деятельности с воспитателем.
  • В самостоятельной деятельности детей.
  • В непосредственной образовательной деятельности
  1. Чтение художественной литературы природоведческого содержания (энциклопедии, книги Е. Чарушина, Л. Н. Толстого, В. Бианки)
  2. Познавательные беседы: «Фрукты и овощи», Домашние и дикие животные», «Птицы вокруг нас» и т. д
  3. Тематические занятия по рисованию «Солнышко», «Ёлочка» и т. д.; лепка «Яблоко», «Огурчики и помидорчики», «Птички на кормушке» и т. д.
  4. Дидактические игры «Овощи и фрукты», «Узнай и назови», «Найди по описанию», пазлы, лото и т. д.

Ежедневно на прогулках организуются с детьми наблюдения: за погодой, за птицами, за кошкой, проводятся после беседы на данные темы. На прогулках проводятся игры с природными материалами (песок, вода, снег, листья). Для таких игр на участке имеется игровое оборудование: лопатки, формочки, песочница с песком. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, снега, воды.

Очень тесно ведется работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию используются различные её формы: индивидуальные беседы, консультация «Учите детей любить природу», фотовыставки, субботник.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему «Наш уголок природы».

Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, навыки бережного обращения с ней и понимание того, что человек и природа находятся в тесной взаимосвязи.Программные задачи: Расширять знания детей об услови...

Конспект интегрированного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему: «Дерево доброты».

Программные задачи:- формировать чувство восхищения родной природой, воспитывать бережное отношение к ней , отзывчивость на богатство её проявлений;-закреплять умение передавать в рисунке эстетические...

Роль бесед в формировнии у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы).

Роль бесед в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы)....

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ математической культуры посредством проведения НООД"

В данной презентации раскрывается понятие "Математическая культура". Представлены задачи по ФЭМП в подготовительной к школе группе, структура непосредственно организованной образовательной д...

Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад №55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга   Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возрас...

Образовательный проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста основ книжной культуры

Тема: Формирование у детей среднего дошкольного возраста интереса к произведениям детских писателей. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации: 4 недели.Актуал...