Роль бесед в формировнии у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы).
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Попова Ирина Владимировна

Роль бесед в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.pptx1.72 МБ
Файл vystuplenie.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль бесед в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы).

Слайд 2

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

Слайд 3

Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окружении .

Слайд 4

Беседа - это организованный , целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.

Слайд 5

Старший дошкольный возраст – самоценный этап в процессе развития основ экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении и расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой я? За что меня хвалят или ругают?) и к ближайшему социальному окружению –сверстникам , взрослым.

Слайд 6

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                   Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –

                                   и сразу же приведи в порядок свою планету.

                                                                             Антуан де Сент-Экзюпери.

                                                                             Маленький принц.

Считаю, что данная цитата как раз и содержит  себе основы экологической культуры, без которых даже взрослый человек не может считаться экологически образованным.

Экологическая культура..что включает в себя это понятие, предлагаю порассуждать.

Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и  способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окружении. Важно, чтобы дети именно с дошкольного возраста имели представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

Понятием «экологическая культура» охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы «человек – общество – природа», предполагающая такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле».

Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира - вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности.

Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании начал экологической культуры. Именно в этот период формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Работу по формированию бережного отношения к природе необходимо проводить в тесной связи педагогов и родителей, так как именно родители являются наилучшим примером поведения для ребенка. Необходимые знания даются детям педагогами на занятиях, во время прогулок на участке, а также экскурсии в парк или лес. Содержание работы зависит от уровня экологической культуры детей и их родителей, местных экологических условий. Формы работы по экологическому воспитанию разнообразны: беседы, утренники, праздники, игры, экскурсии и др.

Одна из наиболее распространённых форм работы - беседа, которая предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания.

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя

с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.

 В ходе бесед у детей формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения её красоты и богатств, воспитывается любовь к ней. Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела (например, совместной работы по подкормке птиц, расчистке участка от сорняков, ухода за растениями на клумбе и другие): полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы.

Активная направляющая роль в беседе принадлежит взрослому. Опираясь на имеющиеся у детей знания и опыт, он вызывает появление новых чувств, переживаний, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, побуждает к размышлениям, анализу явлений и взаимосвязей в природе. Наибольший эффект дают беседы, обладающие сильным эмоциональным зарядом. Экологические беседы часто вскрывают противоречия между знаниями и представлениями ребёнка, поэтому взрослый не только ставит вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и выводам.

Вопросы взрослых являются для детей задачами, которые они должны разрешить собственными усилиями. Вопросы способствуют установлению фактов того или иного отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе, стимулируют появление нравственных или эстетических чувств.

Беседа не должна утомлять детей. Она призвана вызывать положительный эмоциональный отклик в их душе. Поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействия, прежде всего игровую, художественную, трудовую деятельность детей.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап в процессе развития основ экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении и расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой я? За что меня хвалят или ругают?) и к ближайшему социальному окружению – сверстникам, взрослым.

У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объект-объектные, межобъектные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.

Приложение.

Беседа «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники».

Цель. Расширять и закреплять представления детей о деревьях и кустарниках; формировать представления о значении деревьев и кустарником для здоровья человека, об использовании плодов некоторых из них.

Ход занятия

Предложите детям рассмотреть листья березы, клена, рябины, питомника, сравнить их.

Привлеките внимание ребят к листьям шиповника и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это растение на территории сада. Напомните, что в сказке о спящей красавице шиповник образовывал непроходимые заросли. Рассмотрите с детьми куст шиповника. Расскажите о полезных для здоровья человека свойствах плодов этого растенияУгостите детей напитком из плодов шиповника.

Привлеките внимание детей к листьям березы и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми березу. Расскажите о полезных свойствах этого дерева. Предложите детям поводить вокруг березы хоровод.

Привлеките внимание ребят к листьям клена и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми клен. Предложите собрать опавшие с дерева крупные листья и обвести их мелками на асфальте, сделать букет из кленовых листьев. Покажите фотографии, которые напомнят детям, как листва клена укрывала их летом от солнца.

Привлеките внимание ребят к листьям рябины и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми рябину. Расскажите о полезных свойствах ягод этого растения. Обратите внимание детей на то, что плодами шиповника и рябины любят лакомиться птицы.

Предложите детям сравнить плоды рябины и шиповника, рассмотреть их, а затем попробовать пюре из ягод рябины. Предложите посадить плоды шиповника и рябины в заранее подготовленном месте на территории детского сада.

Попросите детей рассказать о проделанном маршруте при опоре на картосхему экологической

Беседа «Растения вокруг нас. Лекарственные растения».

Цель. Формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.

Ход занятия

Познакомьте детей с книгой «Лекарственные растения». Покажите несколько цветных иллюстраций в этой книге.

Привлеките внимание ребят к изображению туи (можжевельника). Попросите найти это растение на картосхеме экологической тропинки, а затем на территории детского сада. Предложите рассмотреть растение, потрогать его листочки, понюхать. Расскажите о свойстве туи (можжевельника) выделять в воздух особые вещества, фитонциды, уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы. Подведите детей к выводу о значении для здоровья человека чистого воздуха. Предложите ребятам выполнить около туи (можжевельника) дыхательную гимнастику.

Привлеките внимание детей к изображению подорожника в книге «Лекарственных растения». Предложите найти это растение на картосхеме экологической тропинки, а затем на территории детского сада. Предложите рассмотреть подорожник. Раскройте его лекарственные свойства, продемонстрируйте использование подорожника. Предложите раскрасить листья подорожника на коллективной работе «Растения, которые лечат».

Загадайте ребятам загадку о чесноке. Предложите найти это растение на картосхеме экологической тропинки, а затем на территории детского сада. Предложите детям рассмотреть растущий на грядке чеснок, затем головку чеснока. Расскажите о лечебных свойствах этого растения. Предложите игру с овощами «Что изменилось?» (стр. 86).

Познакомьте детей с чистотелом, расскажите о его использовании в лечебных целях. Предложите среди множества картинок с изображениями растений найти изображения чистотела. Вместе с ребятами поместите изображение растения на картосхему экологической тропинки.

Предложите детям сложить разрезные картинки, на которых изображены лекарственные растения.

Объясните, что лекарственные растения нельзя собирать вблизи автомобильных дорог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему «Наш уголок природы».

Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, навыки бережного обращения с ней и понимание того, что человек и природа находятся в тесной взаимосвязи.Программные задачи: Расширять знания детей об услови...

Конспект интегрированного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему: «Дерево доброты».

Программные задачи:- формировать чувство восхищения родной природой, воспитывать бережное отношение к ней , отзывчивость на богатство её проявлений;-закреплять умение передавать в рисунке эстетические...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ математической культуры посредством проведения НООД"

В данной презентации раскрывается понятие "Математическая культура". Представлены задачи по ФЭМП в подготовительной к школе группе, структура непосредственно организованной образовательной д...

Приобщение к истокам русской национальной культуры и традициях у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) .

Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без это...