Конспект по окружающему миру на тему "Животные жарких и холодных стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лаптева Маргарита Юрьевна

Цель: уточнение и закрепление у детей представлений о животных севера и жарких стран.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания о животных севера и животных жарких стран (название,

особенности внешнего вида, образ жизни, питание);

- закреплять умение классифицировать, обобщать;

- закреплять понятие «Север», «Жаркие страны».

Развивающие:

- развивать зрительное, слуховое восприятие, двигательную моторику;

- развивать воображение, логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivotnye.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по окружающему миру

«Животные жарких и холодных стран»

в старшей группе (5 – 6 лет)

Воспитатель: Лаптева М. Ю.


Конспект занятия по окружающему миру «Животные жарких и холодных стран»

Цель: уточнение и закрепление у детей представлений о животных севера и жарких стран.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания о животных севера и животных жарких стран (название,

особенности внешнего вида, образ жизни, питание);

- закреплять умение классифицировать, обобщать;

- закреплять понятие «Север», «Жаркие страны».

Развивающие:

- развивать зрительное, слуховое восприятие, двигательную моторику;

- развивать воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитание самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование: презентация; иллюстрации животных (слон, лев, жираф, верблюд, зебра, носорог, морж, северный олень, белый медведь, заяц - беляк, тюлень, пингвин); кубик/карточка, презентация/иллюстрации; разрезные картинки; раздаточные листы с животными юга и севера; энциклопедия.


Ход занятия:

Организация занятия.

Воспитатель: Ребята, заметили ли вы, что появилось новое в нашей группе? (карта)

Всё верно, это карта нашей земли. Давайте вспомни, что на карте изображено голубым цветом? А зелёным цветом тогда что?

Эта карта необычная на ней показано где, какие живут животные!

Много рыб и животных обитает в водах нашей планеты. Здесь изображены

животные, которые живут в жарких тёплых, солнечных странах. А тут животные, которые любят холод и снег. А вот здесь живём мы с вами. А волк, лисы, медведи и зайцы обитают в наших лесах.

1 задание. «Распределение животных»

Воспитатель: Посмотрите на слайде у нас два изображения. Как вы думаете, что на них изображено? (два изображения «Африки» и «Севера») Кого вы ещё видите, одним словом? (животных)

Только изображения совсем пустые! Давайте отправим животных в их среду обитания?

Я предлагаю вам самим выбрать про животных каких стран мы сначала узнаем. (один ребёнок выходит и из мешочка достаёт одну карточку)

Воспитатель: Представьте, что вы оказались в пустыне. Вокруг мелкие пески и камни. Солнце светит очень ярко, что становится жарко. Вам хочется найти тень, потому что солнце сильно светит. А где-то далеко - далеко можно увидеть высокие горы. На просторах Африки можно увидеть настоящих львов, которые лежат в тени деревьев, чтобы отдохнуть от жаркого солнца. А вот и жираф, который тянет шею, чтобы достать листья с самых высоких деревьев. Не забудьте про слонов, которые идут по земле, их большие уши помогают им не перегреться. И, конечно, могут пробежать быстрые зебры.

Воспитатель: Открывайте глаза. Получилось у вас представить?

Сейчас я вам предлагаю попробовать угадать с помощью загадок животных, так что слушайте внимательно и не забывайте говорит ответ тогда, когда я закончу.

2 задание. «Загадки».

Двугорбая гора

По барханам Африки

Ходит она (Верблюд).

Воспитатель: вы знали, что верблюд может прожить без воды около шести недель. Но при первой возможности верблюд выпьет залпом 5 или даже 9 вёдер воды. А где у верблюда хранятся запасы воды? (в горбах)

Его не спрячешь

Из - за роста в шкаф

Потому что он... (жираф).

Воспитатель: жираф – африканское животное. Они обитают в открытых степях – саваннах. Жирафы очень миролюбивые существа. Они самые высокие животные на земле. Они также имеет самый длинный язык. Как вы думаете, чем питается жираф? (Жираф питается листьями деревьев. Он травоядное животное.)

Он - царь зверей

И знает гнев

Все сидят присмирев,

Потому что это... (лев).

Воспитатель: Что вы можете рассказать про льва? Как он выглядит? Чем питается? Хищник или травоядное животное? (лев – это хищный зверь. Голова льва массивная. Лапы очень сильные. Хвост длинный, с кисточкой. У льва пышная грива, которая придаёт ему царственный вид.) Грива спасает голову и шею льва от зубов и когтей соперника, когда самцы устраивают схватки за место вожака стаи. Такие львиные стаи называются – прайд. Давайте повторим.

Серый толстокожий

Африканский зверь

Он хоботом может

Открыть любую дверь (Слон)

Воспитатель: Что вы можете рассказать про слона? Как он выглядит? Чем питается? Хищник или травоядное животное? (Самое большое животное на суше. У него длинный хобот — как нос, только он умеет всё: пить воду, поднимать вещи. Уши у слона большие - они помогают ему охлаждаться в жару. У него толстые ноги и большой живот, а кожа толстая и серая. Он ест траву, листья, фрукты и кору деревьев — он травоядный. Очень умный и дружелюбный. Слоны живут в семьях и заботятся друг о друге).

Крупный он и необычный

На носу имеет рог

Догадаются ребята

Это точно... (Носорог)

Воспитатель: Носорог — это очень большое и сильное животное. У него на носу есть рог, поэтому он и называется носорог! У него толстая серая кожа, как броня. А рог на носу помогает ему защищаться. Носорог ест траву, листья и ветки. Он травоядный, то есть не ест других животных. Несмотря на размер, носорог может бегать очень быстро! Но чаще он просто медленно гуляет и ест травку. У носорога плохое зрение, но отличное обоняние и слух! А ещё он любит купаться в грязи — это помогает ему не обгореть на солнце.

Он огромен и велик

У него огромный рот

Он в Африке живёт

И зовётся (Бегемот)

Воспитатель: Бегемот — это большое и тяжёлое животное, которое любит воду.У бегемота большое круглое тело, толстые ноги и огромная пасть. Когда он зевает, его рот может открываться очень широко. Бегемот — травоядное животное, он ест траву. Днём он отдыхает в воде, а ночью выходит на берег, чтобы поужинать. Бегемоты любят жить вместе — целыми семьями. В воде они плавают и ныряют, а ещё умеют ходить по дну.

Очень опасная полосатая кошка

Но хищник не для игр

Это Африканский... (Тигр)

Воспитатель: Что вы можете рассказать про тигра? Как он выглядит? Чем питается? Хищник или травоядное животное? (Тигр — это большая полосатая кошка. Он сильный, быстрый и очень ловкий. Тигр — большой, с оранжевой шерстью и чёрными полосками. У него длинный хвост и яркие глаза. Тигр — хищник, он ест мясо. Он охотится на других животных. Тигры живут поодиночке, любят тишину и прячутся в траве или за деревьями. Они умеют бесшумно подкрадываться к добыче.)

3 задание. «Звуки животных».

Воспитатель: Сейчас я предлагаю сыграть вам в игру «Звуки животных». Вы будете прослушивать аудиозапись со звуком животных Африки, а потом поднимать картинку того животного, который издаёт этот звук. Физкультминутка «У жирафа пятна»

У жирафа пятна, пятнышки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, и на ногах, на животах, коленях и носках (дети хлопают себя по телу, изображая пятнышки).

У слона есть складки, складочки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, и на ногах, на животах, коленях и носках (дети щиплют себя, изображая складки).

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, и на ногах, на животах, коленях и носках (дети ребром ладони показывают полоски).

Воспитатель: Мы с вами узнали немного про животных жарких стран, а сейчас я предлагаю вам узнать про животных, которые живут в холодных, снежных краях - в Арктике и Антарктиде. Закрываем глаза.

Теперь представьте, что вы оказались в совершенно другом месте. Здесь очень холодно, так что ваш нос и щеки слегка покраснели от мороза. Вокруг снежные горы и просторы, покрытые толстым слоем белого снега. На небе облака. Здесь можно увидеть белых медведей, которые идут по льду, их большие лапы не утопают в снегу. Вдруг появляется олень с большими рогами. Он медленно идёт по снегу, а вокруг тишина, только снежинки падают на землю. В воздухе пахнет свежестью и холодом.

Воспитатель: Открывайте глаза. Получилось у вас представить?

Сейчас я вам предлагаю попробовать угадать с помощью загадок животных, так что слушайте внимательно и не забывайте говорит ответ тогда, когда я закончу.

4 задание. «Загадки».

В Антарктиде кто живёт,

Обожает снег и лёд?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он её весь день

С лёгкостью! Ведь он (Тюлень)

Воспитатель: Тюлень любит лёд и снег, но в воде ему тоже хорошо. В воде он быстро плавает с помощью ласт. На суше он ползает, перекатываясь на животе. У тюленей рождаются малыши — беленькие, пушистые и очень милые. Мама-тюленька кормит малыша молоком. Тюлень может издавать звуки — похожие на лай или ворчание. Иногда он поёт под водой! Тюлень ест рыбу, а за ним иногда охотятся белые медведи.

В развалку ходит не спеша,

Великий рыболов.

В воде летает, как стрела,

Преследуя мальков.

Прогулки любит среди льдин,

Одежда-фрак, зовут (Пингвин)

Воспитатель: Что вы можете рассказать про пингвина? Как он выглядит? Чем питается? Хищник или травоядное животное? (Пингвин — это птица, которая не умеет летать, но прекрасно плавает! У него короткие лапки и маленькие крылышки-лопатки. Пингвины смешно ходят, покачиваясь из стороны в сторону. А ещё они могут скользить на животе по льду — как на горке! Пингвин ловит рыбу, креветок и других морских животных. Он ныряет за ними в воду.) Пингвины живут большими группами — это называется колония.

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный (Олень)

Воспитатель: это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову. Что находится на его голове? Тело покрыто волосяным по кровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить им сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Чем же питаются северные олени (травой, мхом, лишайником)?

Братья, сёстры бурым мишкам,

Но не любят мёд и шишки

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? Белые (медведи)

Воспитатель: Что вы можете рассказать про белого медведя? Как он выглядит? Чем питается? Хищник или травоядное животное? (Белый медведь – хищник, у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жёсткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью. Она делает его незаметным. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, он может найти пищу под толстым слоем снега). Как вы думаете, чем питается медведь (рыбой, охотится на тюленей, моржей)? Как вы думаете, чем похожи и чем отличаются белый и бурый медведи? Отличия (цвет шерсти; белый тюленями питается, а бурый ягоды, орехи, листья; бурый в берлоге, а белый в снегу). Сходства (ловкие, умеют плавать, едят рыбу).

Неуклюжий и большой,

Только в море он герой,

С клыками острыми, как нож,

Любитель рыбы - бурый (Морж)

Воспитатель: Морж – это тоже большое и сильное животное. Посмотрите, что есть у моржа (туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы)? Кожа моржа покрыта жёсткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Знаете, чем моржи питаются (рыбой, рачками)?

5 задание. «Разрезные картинки».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая неприятность – рассыпались картинки. Вы сможете собрать из отдельных кусочков целую картинку и узнать кто на ней изображен?

Для этого лучше работать 2 группами.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием.

6 задание. «Кто, что ест?». Детям предлагаются раздаточные листы с изображением животных юга и севера. В середине листа предметное изображение (мясо, рыба, листья, ягоды, трава.)

Воспитатель: Дети, что изображено на ваших листах? В центре листа? Как вы думаете, что нам нужно сделать? (Определить, кто, чем питается) Соедините каждое животное с той пищей, которой он питается, проведя линии.

Перечислите животных, которые питаются мясом и рыбой? Как мы называем животных, которые охотятся и питаются мясом других животных? (Хищники) Как называются животные, которые питаются листьями, кореньями, плодами деревьев, травой? (Травоядные). Перечислите их.

Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Кто вспомнит, Сегодня мы узнали о животных  с жарких стран и холодных. Кто вспомнит, про каких животных мы с вами говорили? Что вы запомнили и про какого животного? Какие задания делали? Что понравилось больше всего? Какое задание было сложным?

На земле есть ещё много интересных мест, где обитают не менее интересные животные. А как же нам узнать, про других животных? (из энциклопедий)

Воспитатель: Книга – наш друг, с ней мы узнаем мир вокруг. Вы ещё не все умеете читать, поэтому авторы поместили в этих книгах красочные иллюстрации. А в свободное время мы вместе прочитаем  истории о жизни животных разных стран.

Дружите с книгами, любите книги и с их помощью вы узнаете много нового и интересного!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру на тему: "Животные жарких стран" коррекционная группа-подготовительная

Данный материал подготовила Оснач Татьяна Васильевна, педагог коррекционной группы МБДОУ"ДСКВ"№110 г.Братска, Иркутской области.Конспект включает такие образовательные области как "Коммуникация", "Соц...

НОД по окружающему миру "Животные жарких и холодных стран"

НОД по окружающему миру во второй младшей группе...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Животные жарких стран»

Мероприятие спланировано в форме путешествия в ходе которого ребята выполняя задания решают не только познавательные, но и нравственно- этические задачи. Данная форма планирования занятия может быть и...

НОД конспект по окружающему миру на тему «Животные жарких стран»

Цель: получить представления о животных жарких стран.Программные задачи:образовательные - объяснить детям, что мы понимаем под словами «жаркие страны», познакомить с самым жарким континент...

Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Знакомство с животными жарких и холодных стран»

Конспект занятия по окружающему миру.Тема: «Знакомство с животными жарких и холодных стран»Цели: Расширить и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к ср...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей подготовительной группы № 9 на тему «Знакомство детей с животными жарких и холодных стран»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Животные жарких стран»

Цель: Закрепление и расширение представлений о животных жарких стран и их особенностях.Задачи:1. Уточнить и расширить кругозор детей о жизни животных жарких стран;2. Познакомить детей с...