Конспект занятия юные исследователи
методическая разработка по окружающему миру

Сабенова Айслу Истлеувна

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_yunye_issledovateli.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ

Выполнила:

Сабенова Айслу Истлеувна Воспитатель МДОБУ №7 «Солнышко»  г.Соль-Илецка

Г.Соль-Илецк

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

1

II.

Конспект образовательной деятельности

3

III.

Список литературы

1

                                            Пояснительная  записка.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1

Доминирующая образовательная область

Познавательное   развитие

1.2

Вид деятельности детей

игровой, познавательно-исследовательский и коммуникативный виды деятельности

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Юные исследователи»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Методы формирования сознания: сюрпризный момент-введение игровых персонажей, игровые упражнения;

словесные – беседа- знания детей о магните, камнях, разъяснение, какими свойствами они обладают, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;наглядные – демонстрационные картинки; карточки-схемы,

практические: физминутка, проведение опытов, исследование предметов на ощупь.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: практические- исследование предметов, упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек).

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность;  проблемные, ситуации успеха; исследовательская и экспериментальная с использованием предметов. Речевое стимулирование (повторение, объяснение, напоминание, уточнение). Беседа с опорой на зрительное восприятие. Слушание, воспроизведение, имитирование. Физминутка

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие – коммуникация со взрослыми и сверстниками, слушание и восприятие речи, реакция на нее собственным откликом, адекватными эмоциями - вербальное взаимодействие детей друг с другом и  со взрослым в процессе опытнической деятельности. Познавательное развитие – формирование познавательного интереса к исследуемым предметам. Физическое – развитие движений.

4.

Возрастная группа:

Старшая дошкольная группа

5.

Цель:

Развитие познавательно-исследовательской способностей через экспериментальную деятельность

6.

Задачи:

6.1

Обучающие

Закрепить знания детей о магните, камнях, какими свойствами они обладают

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале)

6.2

Развивающие

Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать. Развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий. Развивать связную, диалогическую речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями.

6.3

Воспитывающие

Воспитывать уважительное отношение к неживой природе, аккуратность в работе, основы безопасного поведения

7.

Планируемые результаты:

7.1

Дети понимают значение слова магнит, магнетизм. Умеют устанавливать причинно-следственные связи, имеют представления о свойствах предметов. Получают первые навыки опытнических действий.  

Умеют выдвигать гипотезы;  делать выводы и умозаключения;

Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

7.2

умеют слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого. Проявляют интерес к окружающим предметам.

7.3

Проявляют навыки культурного поведения.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Стаканы с водой,  бумажные салфетки, магниты,

металлические скрепки, камни, деревянные бруски, пластилин, тазик с водой, интерактивная доска, карточки-схемы.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Наблюдения, загадывание загадок, рассматривание презентаций, беседы, рассматривание предметов,  чтение познавательной литературы, совместная деятельность в уголках по экспериментированию- проведение опытов и экспериментов.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей: ученые, исследования, лаборатория, магнетизм

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Сюрпризный момент- . Видеосвязь с Лунтиком.

1.2

Мотивация деятельности детей

Ребята, я хочу попросить вас о помощи. Я нашел красивую коробочку, а в ней какие-то предметы. Я ничего не знаю об этих предметах, может, вы расскажите мне о них. Эту коробочку я отправил вам в детский сад.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Путем опытно-исследовательской деятельности доказать свойства предметов.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Вспомнить значение терминов- магнит, магнетизм, лаборатория, ученый, исследователь

Просмотр видеофильма «Кто такие юные исследователи», мультфильмы про фиксиков.

Правила поведения в лаборатории

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Дети по инструкции взрослого проводят исследовательские опыты с помощью магнита узнают его свойства, силу.

Рассматривают коллекцию камней и с помощью опытов узнают интересные факты о камнях

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дети полностью самостоятельно проводят все опыты по словесной инструкции взрослого. 

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

- Кто был на видеосвязи с нами?

- Как вы считаете помогли ли мы Лунтику разобраться с предметами в его коробочке?

- каким образом мы помогли (провели опыты)

-Где мы проводили лаборатории?

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Указывается мероприятие(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

-Провести развлечение для детей «Волшебная сила магнита»

-Вовлечь родителей в исследовательскую деятельность дома с детьми предложить поиграть с магнитами.

-Чтение энциклопедий и научно-популярной литературы

-Зарисовка опытов в виде рисунков схем;

-Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);

-Изготовление аппликаций в виде коллажа.

-Диагностика сформированности познавательно-исследовательских способностей у детей

4.2

4.3

Список литературы

  1. Образовательная программа МДОАУ№8 Познавательное  развитие
  2. А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения»
  3. Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
  4. Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД: « Юные исследователи воды»

Конспект НОД: « Юные исследователи воды» Цели и задачи: - познакомить детей с основными свойствами воды. - познакомить детей с основными свойствами воды: прозрачность; вода меняет цвет; вода може...

Конспект НОД «Юные исследователи воздуха» (средняя группа)

Задачи:1. Закрепить представления детей о воздухе и его свойствах.2. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.3. Продолжать закреплять навыки проведения опытов.4. Развивать уме...

Конспект открытого занятия " Юный исследователь"

Цель:: Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).Задачи:І. Образовательные.Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.Учить сравнивать материалы, ...

Конспект занятия "Юные исследователи"

Знакомство детей с природным явлением - вулкан, познавательно- исследовательская деятельность....

Проект «Океан и дети» подготовительной группы «Солнышко» совместно с музеем Мирового океана Тема занятия: «Юные исследователи океана»

Цель: Знакомство с работой учёных на НИС «Витязь», океанологическим оборудованием и посещение научных лабораторий...

Конспект занятия «Юные исследователи»

Благодаря ТРИЗ-технологии происходит развитие ребенка с девизом «творчество всем». Данная технология, с одной стороны, позволяет развить такие качества мышления, как по...

Конспект занятия юные исследователи

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТЕМА: «Юные исследователи»  образовательная область: Познавательное  развитие...