Конспект занятия юные исследователи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: | Бексултанова Жамиля Рыскалиевна Воспитатель МДОАУ №8 г.Соль-Илецка |
Г.Соль-Илецк
2021
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 1 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 3 |
III. | Список литературы | 1 |
Пояснительная записка.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
| Примечание (дополнительная информация к конспекту) | ||||||
1.1 | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |||||
1.2 | Вид деятельности детей | игровой, познавательно-исследовательский и коммуникативный виды деятельности | |||||
| |||||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Юные исследователи» | |||||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Методы формирования сознания: сюрпризный момент-введение игровых персонажей, игровые упражнения; словесные – беседа- знания детей о магните, камнях, разъяснение, какими свойствами они обладают, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;наглядные – демонстрационные картинки; карточки-схемы, практические: физминутка, проведение опытов, исследование предметов на ощупь. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: практические- исследование предметов, упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек). Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; проблемные, ситуации успеха; исследовательская и экспериментальная с использованием предметов. Речевое стимулирование (повторение, объяснение, напоминание, уточнение). Беседа с опорой на зрительное восприятие. Слушание, воспроизведение, имитирование. Физминутка | |||||
3. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие – коммуникация со взрослыми и сверстниками, слушание и восприятие речи, реакция на нее собственным откликом, адекватными эмоциями - вербальное взаимодействие детей друг с другом и со взрослым в процессе опытнической деятельности. Познавательное развитие – формирование познавательного интереса к исследуемым предметам. Физическое – развитие движений. | |||||
4. | Возрастная группа: | Старшая дошкольная группа | |||||
5. | Цель: | Развитие познавательно-исследовательской способностей через экспериментальную деятельность | |||||
6. | Задачи: | ||||||
6.1 | Обучающие | Закрепить знания детей о магните, камнях, какими свойствами они обладают Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале) | |||||
6.2 | Развивающие | Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать. Развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий. Развивать связную, диалогическую речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями. | |||||
6.3 | Воспитывающие | Воспитывать уважительное отношение к неживой природе, аккуратность в работе, основы безопасного поведения | |||||
7. | Планируемые результаты: | ||||||
7.1 | Дети понимают значение слова магнит, магнетизм. Умеют устанавливать причинно-следственные связи, имеют представления о свойствах предметов. Получают первые навыки опытнических действий. Умеют выдвигать гипотезы; делать выводы и умозаключения; Умение самостоятельно действовать на этапах исследования. | ||||||
7.2 | умеют слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого. Проявляют интерес к окружающим предметам. | ||||||
7.3 | Проявляют навыки культурного поведения. | ||||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Стаканы с водой, бумажные салфетки, магниты, металлические скрепки, камни, деревянные бруски, пластилин, тазик с водой, интерактивная доска, карточки-схемы. | |||||
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Наблюдения, загадывание загадок, рассматривание презентаций, беседы, рассматривание предметов, чтение познавательной литературы, совместная деятельность в уголках по экспериментированию- проведение опытов и экспериментов. Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей: ученые, исследования, лаборатория, магнетизм | |||||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | |||||||
I. | Вводная часть | ||||||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Сюрпризный момент- . Видеосвязь с Лунтиком. | |||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Ребята, я хочу попросить вас о помощи. Я нашел красивую коробочку, а в ней какие-то предметы. Я ничего не знаю об этих предметах, может, вы расскажите мне о них. Эту коробочку я отправил вам в детский сад. | |||||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Путем опытно-исследовательской деятельности доказать свойства предметов. | |||||
II. | Основная часть: | ||||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Вспомнить значение терминов- магнит, магнетизм, лаборатория, ученый, исследователь Просмотр видеофильма «Кто такие юные исследователи», мультфильмы про фиксиков. Правила поведения в лаборатории | |||||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Дети по инструкции взрослого проводят исследовательские опыты с помощью магнита узнают его свойства, силу. Рассматривают коллекцию камней и с помощью опытов узнают интересные факты о камнях | |||||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Дети полностью самостоятельно проводят все опыты по словесной инструкции взрослого. | |||||
III. | Заключительная часть | ||||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | - Кто был на видеосвязи с нами? - Как вы считаете помогли ли мы Лунтику разобраться с предметами в его коробочке? - каким образом мы помогли (провели опыты) -Где мы проводили лаборатории? | |||||
IV. | Дальнейшая разработка темы | ||||||
4.1 | Указывается мероприятие(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.) | -Провести развлечение для детей «Волшебная сила магнита» -Вовлечь родителей в исследовательскую деятельность дома с детьми предложить поиграть с магнитами. -Чтение энциклопедий и научно-популярной литературы -Зарисовка опытов в виде рисунков схем; -Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»); -Изготовление аппликаций в виде коллажа. -Диагностика сформированности познавательно-исследовательских способностей у детей | |||||
4.2 | |||||||
4.3 | |||||||
Список литературы
- Образовательная программа МДОАУ№8 Познавательное развитие
- А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения»
- Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
- Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД: « Юные исследователи воды»
Конспект НОД: « Юные исследователи воды» Цели и задачи: - познакомить детей с основными свойствами воды. - познакомить детей с основными свойствами воды: прозрачность; вода меняет цвет; вода може...

Конспект НОД «Юные исследователи воздуха» (средняя группа)
Задачи:1. Закрепить представления детей о воздухе и его свойствах.2. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.3. Продолжать закреплять навыки проведения опытов.4. Развивать уме...

Конспект открытого занятия " Юный исследователь"
Цель:: Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).Задачи:І. Образовательные.Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.Учить сравнивать материалы, ...
Конспект занятия "Юные исследователи"
Знакомство детей с природным явлением - вулкан, познавательно- исследовательская деятельность....

Проект «Океан и дети» подготовительной группы «Солнышко» совместно с музеем Мирового океана Тема занятия: «Юные исследователи океана»
Цель: Знакомство с работой учёных на НИС «Витязь», океанологическим оборудованием и посещение научных лабораторий...

Конспект занятия «Юные исследователи»
Благодаря ТРИЗ-технологии происходит развитие ребенка с девизом «творчество всем». Данная технология, с одной стороны, позволяет развить такие качества мышления, как по...

