Необыкновенный мир бумаги
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Открытое интегрированное занятие
по познавательному развитию в подготовительной группе
с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Необыкновенный мир бумаги»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия
по познавательному развитию в подготовительной группе
с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Необыкновенный мир бумаги»
Цель: формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с производством бумаги;
- уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
- способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;
Развивающие:
- развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду, режется, клеится, горит, сворачивается);
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать активный и пассивный словарь по теме, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения.
- развивать диалогическую речь;
- развивать память, мышление, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
- воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Интегрированные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, практическая познавательно – исследовательская деятельность детей.
Материалы и оборудование: проектор, экран, сундучок, квадратные листочки бумаги разных видов, емкости с водой, предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.), листы бумаги для рисования и вырезания, шаблоны, копировальная бумага на каждого ребенка, карточки для опытов, кусочки ткани, карандаши, ножницы, клей-карандаш.
Предварительная работа: экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части. Рассматривание разных видов книг, фотографий, книжек-самоделок. Обведение шаблонов, вырезывание по контуру.
Ход занятия
Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
«Доброе утро!» - нашим гостям.
Улыбки с радостью дарим мы вам.
Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!
Дети: Бумага.
Основная часть.
Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду. Вы на ней рисуете, читаете книги. Оказывается, бумага была не всегда. Мы с вами уже познакомились с историей появления бумаги.
Давайте вспомним, на чем писали люди в далеком прошлом.
Дети: Люди раньше писали на папирусе, глиняных досках, на скалах, на шкурах животных и прочее.
Воспитатель: А сейчас я хотела бы предложить вам посмотреть, как производиться бумага в настоящее время.
Видео-ролик «Как производится бумага» - продолжительностью 3минуты 4 секунды.
Воспитатель: Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать. На некоторых заводах, перерабатывают старую использованную бумагу, которая называется макулатурой, тем самым люди сберегают леса от вырубки.
Бережным отношением к бумаге мы спасаем множество деревьев. Помните об этом!
Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради, книги, фотографии, альбомы, коробки).
(На столе подготовлена выставка предметов из бумаги на подставке).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру « Подбери словечко».
Я буду называть предмет из бумаги, а вы подберете к нему прилагательное:
Воспитатель: Стакан из бумаги. Дети: Бумажный стакан.
Воспитатель: Салфетка из бумаги. Дети: Бумажная салфетка.
Воспитатель: Цветы из бумаги. Дети: Бумажные цветы.
Воспитатель: Конверт из бумаги. Дети: Бумажный конверт
Воспитатель: Пакет из бумаги. Дети: Бумажный пакет.
Воспитатель: Коробка из бумаги. Дети: Бумажная коробка.
Воспитатель: Теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).
Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Хочу пригласить вас в небольшую лабораторию, где мы проведем опыты с бумагой, и узнаем, какие свойства она имеет.
Но прежде чем, приступить к работе в лаборатории предлагаю нам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Движение»
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
(Руки поднимаются и опускаются)
Разминаем наши плечи.
(Руки ставим на плечи, повторяем круговые движения вперед и потом назад)
Руки движутся навстречу.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо - влево наклонись.
(Наклоны в стороны)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай!
(Приседания)
А в конце – ходьба на месте,
Это всем давно известно.
(Ходьба на месте)
Предлагаю вам со мной провести опыты с бумагой
На доске вывешена памятка о поведении в лаборатории. Правила рассказываются детям.
Опыт №1 «Бумага режется»
Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, режется бумага или нет. С ножницами мы работаем аккуратно, так как они острые, можно порезаться.
Перед вами два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага.
(Дети пробуют разрезать ножницами сначала бумагу, а затем картон. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.)
Дети вывод: Бумага режется легче, потому что она тонкая.
(Вывешивается на доске схема «ножницы»)
Опыт №2 «Бумага мнётся»
Воспитатель: Предлагаю смять лист бумаги. Посмотрите, что с ней стало? Может ли она вернуть изначальную форму?
(В процессе смятия бумаги обратить внимание детей на то, что прежнюю форму она уже не примет)
Дети вывод: Бумага мнется. После смятия прежнюю форму не принимает.
(Вывешивается на доске схема «мятая бумага»)
Опыт №3 «Бумага намокает»
Воспитатель: У вас на столах лежат салфетка и лист бумаги, а также емкость с водой. Давайте опустим в воду сначала салфетку, а затем лист бумаги.
(Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный лист бумаги).
(Обращаем внимание детей на то, что салфетка промокла быстрее, потому что, она тоньше, а лист бумаги намокал дольше потому что, он плотнее.)
Дети вывод: Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
(Вывешивается на доске схема «капля воды»)
Опыт №4 «Бумага легко рвется»
Воспитатель: Возьмите бумагу и попробуйте ее разорвать. Получилось? А теперь возьмите ткань и сделайте тоже самое. Что произошло?
Дети вывод: бумага легко может порваться, а ткань нет.
(Вывешивается на доске схема «бумага рвется»)
Опыт №5 «Бумага издаёт звук»
Воспитатель: А теперь возьми цветную бумагу, и выполнить движение «стирка белья». Что вы слышите? Дети: Бумага шуршит, скрипит.
Дети вывод: Бумага при смятии издает звук
(Вывешиваем на доске схему «бумага издает звук»)
Воспитатель: Отлично с опытами мы закончили. Ребята посмотрите на доску и расскажите, какие свойства бумаги вы узнали.
Дети:
1. Бумага бывает тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды.
4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
5. При смятии бумага издаёт звук.
Воспитатель: Есть еще много свойств бумаги, о которых мы с вами не успели поговорить, например, бумага может летать по ветру, бумагу можно склеивать, мы с вами используем это свойство на занятиях по аппликации.
Воспитатель: Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойствах. У меня есть еще одна интересная бумага. Вот такая.
(Показать копировальную бумагу).
Воспитатель: Вы встречались с ней раньше? Как вы думаете, для чего она нужна?
Дети: Ответы.
Воспитатель: У этой бумаги есть свойство делать копии одного и того же изображения без компьютерной техники. Посмотрите у копировальной бумаги одна сторона с «жирной краской». Именно с помощью этой жирной краски и получается копия изображения. Для того чтобы получить копию изображения нам понадобятся лист бумаги, копировальная бумага и шаблон снежинки. Мы их складываем в таком порядке, берем карандаш и начинаем делать копию рисунка.
Предлагаю вам обвести шаблон снежинки и посмотреть, что у нас получилось, но сперва давайте выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Тихо падают снежинки.
(поочерёдное постукивание пальцами по ладони правой и левой руки).
Лёгкий ветер гонит их.
(руки вытянуты вперёд и сжаты в кулак, большие пальцы направлены друг к другу, вращение большими пальцами вокруг друг друга вперёд и назад).
То построит хороводы,
(соединить большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки, затем наоборот, поочерёдное соединение пальцев).
То, как в вальсе, закружит.
(упражнение «Колечки»).
Ветер стих, снежинки плавно ниже опускаются.
(сжать кулаки, раскрыть ладони: правая ладонь — пальцы соединены, левая ладонь — пальцы широко расставлены).
Собрались в комок пушистый, на ветру качаются.
(руки в замке: выпрямляются пальцы обеих рук, выпрямляются пальцы правой руки, выпрямляются пальцы обеих рук, выпрямляются пальцы левой руки).
По замёрзшему асфальту закружил, понес их ветер.
(руки вытянуты вперёд, ладони сжаты в кулаки, круговые вращения кулаками внутрь и наружу).
Кувыркаются снежинки, веселятся и резвятся, на земле хотят остаться.
(перекрёстные волнообразные движения руками).
Дети складывают бумагу, обводят снежинки.
Воспитатель: Декабрь выдался не снежным, и чтобы создать в нашей группе предновогоднее настроение я предлагаю вам вырезать снежинки и приклеить их на окно.
Дети вырезают снежинки и приклеивают их на окно.
Воспитатель: Вот такое зимнее убранство получилось у нас с вами. Им могут любоваться не только мы с вами, находясь в группе, но и прохожие на улице.
Заключительная часть.
Ну, что ж, пора возвращаться из лаборатории.
– Интересно было в лаборатории?
– Что вы узнали о бумаге?
– Как нужно обращаться с бумагой? Почему нужно обращаться с ней бережно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Необыкновенные секреты – обыкновенной бумаги»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию длядетей старшего дошкольного возраста "Необыкновенные секреты - обыкновенной бумаги". Данный конс...

Необыкновенные свойства бумаги
Опытно-экспериментальная работа с бумагой. Знакомство детей со свойствами бумаги...

НОД "«Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»"
Формировать представление детей о свойствах бумаги, через опытно -экспериментальную деятельность...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»
Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.Задачи:Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от св...

"Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги"
Конспект поисково-познавательной деятельности в старшей группе...

конспект ООД "Необыкновенные свойства бумаги"
Формировать представление детей об основных свойствах и назначении бумаги. Формировать умение выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает);акт...

