Необыкновенный мир бумаги
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Потапова Светлана Сергеевна

Открытое интегрированное занятие

по познавательному развитию в подготовительной группе  

с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Необыкновенный мир бумаги»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobyknovennyy_mir_bumagi.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия

по познавательному развитию в подготовительной группе

с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Необыкновенный мир бумаги»

Цель: формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с производством бумаги;
  • уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
  • способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;

Развивающие:

  • развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду, режется, клеится, горит, сворачивается);
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать активный и пассивный словарь по теме, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения.
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать память, мышление, внимание;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
  • воспитывать аккуратность при проведении опытов.

Интегрированные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, практическая познавательно – исследовательская деятельность детей.

Материалы и оборудование: проектор, экран, сундучок, квадратные листочки бумаги разных видов, емкости с водой, предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.), листы бумаги для рисования и вырезания, шаблоны, копировальная бумага на каждого ребенка, карточки для опытов, кусочки ткани, карандаши, ножницы, клей-карандаш.

Предварительная работа: экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части. Рассматривание разных видов книг, фотографий, книжек-самоделок. Обведение шаблонов, вырезывание по контуру.

Ход занятия

Приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

«Доброе утро!» - нашим гостям.

Улыбки с радостью дарим мы вам.

Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами!

Дети: Бумага.

Основная часть.

Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду. Вы на ней рисуете, читаете книги. Оказывается, бумага была не всегда. Мы с вами уже познакомились с историей появления бумаги.

Давайте вспомним, на чем писали люди в далеком прошлом.

Дети: Люди раньше писали на папирусе, глиняных досках, на скалах, на шкурах животных и прочее.

Воспитатель: А сейчас я хотела бы предложить  вам посмотреть,  как производиться бумага в настоящее время.

Видео-ролик  «Как производится бумага» - продолжительностью 3минуты 4 секунды.

Воспитатель:  Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать. На  некоторых заводах, перерабатывают старую использованную бумагу, которая называется макулатурой,  тем самым люди сберегают леса от вырубки.

Бережным отношением к бумаге мы спасаем  множество деревьев. Помните об этом!

Воспитатель:  Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг  и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради, книги, фотографии, альбомы, коробки).

(На столе подготовлена выставка предметов из бумаги на подставке).

Воспитатель:  Давайте поиграем в игру « Подбери словечко».

Я буду называть предмет из бумаги, а вы подберете к нему прилагательное:

Воспитатель:  Стакан из бумаги.  Дети: Бумажный стакан.

Воспитатель: Салфетка из бумаги.  Дети: Бумажная салфетка.

Воспитатель: Цветы из бумаги.  Дети: Бумажные цветы.

Воспитатель: Конверт из бумаги.  Дети: Бумажный конверт

Воспитатель:  Пакет из бумаги.  Дети: Бумажный пакет.

Воспитатель: Коробка из бумаги. Дети: Бумажная коробка.


Воспитатель: Теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

 Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Воспитатель: Хочу пригласить вас в небольшую лабораторию, где мы проведем опыты с бумагой,  и узнаем,  какие свойства она имеет.

Но прежде чем, приступить к работе в лаборатории предлагаю нам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Движение»

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.

(Руки поднимаются и опускаются)
Разминаем наши плечи.

(Руки ставим на плечи, повторяем круговые движения вперед и потом назад)
Руки движутся навстречу.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо - влево наклонись.

(Наклоны в стороны)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай!

(Приседания)
А в конце – ходьба на месте,
Это всем давно известно.

(Ходьба на месте)

Предлагаю вам со мной провести опыты с бумагой

На доске вывешена памятка о поведении в лаборатории. Правила рассказываются детям.

Опыт №1 «Бумага режется» 

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем,  режется бумага или нет.  С ножницами мы работаем аккуратно, так как они острые, можно порезаться.

Перед вами два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага.

(Дети пробуют разрезать ножницами сначала бумагу, а затем картон. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.)

Дети вывод:  Бумага режется легче, потому что она тонкая.

(Вывешивается на доске схема «ножницы»)

Опыт №2 «Бумага мнётся»

Воспитатель: Предлагаю смять лист бумаги. Посмотрите, что с ней стало? Может ли она вернуть изначальную форму?

(В процессе смятия бумаги обратить внимание детей на то, что прежнюю форму она уже не примет)

 Дети вывод: Бумага мнется. После смятия прежнюю форму не принимает.

(Вывешивается на доске схема «мятая бумага»)

Опыт №3  «Бумага намокает» 

Воспитатель: У вас на столах  лежат салфетка и лист бумаги, а также емкость  с  водой. Давайте опустим в воду сначала салфетку, а затем лист бумаги.

(Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный лист бумаги).

(Обращаем внимание детей на то, что салфетка промокла быстрее, потому что, она тоньше, а лист бумаги намокал дольше потому что, он плотнее.)

Дети вывод: Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

(Вывешивается на доске схема «капля воды»)

Опыт №4 «Бумага легко рвется»

Воспитатель:  Возьмите бумагу и попробуйте ее разорвать. Получилось? А теперь возьмите ткань и сделайте тоже самое. Что произошло?

Дети вывод: бумага легко может порваться, а ткань нет.

(Вывешивается на доске схема «бумага рвется»)

Опыт №5 «Бумага издаёт звук»

Воспитатель: А теперь возьми  цветную бумагу, и выполнить движение «стирка белья». Что вы слышите? Дети: Бумага шуршит, скрипит.

Дети вывод: Бумага при смятии издает звук

(Вывешиваем на доске схему «бумага издает звук»)

Воспитатель: Отлично с опытами мы закончили. Ребята посмотрите на доску и расскажите, какие свойства бумаги вы узнали.

Дети:

1. Бумага бывает  тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. При смятии бумага издаёт звук.

Воспитатель: Есть еще много свойств бумаги, о которых мы с вами не успели поговорить, например, бумага  может летать по ветру, бумагу можно склеивать,  мы с вами используем это свойство на занятиях по аппликации.

Воспитатель: Вы сегодня  много узнали о бумаге и ее свойствах.  У меня есть еще одна интересная бумага. Вот такая.

(Показать  копировальную бумагу).

Воспитатель: Вы встречались с ней раньше?  Как вы думаете, для чего она нужна?

Дети: Ответы.

Воспитатель: У этой бумаги есть свойство делать копии одного и того же изображения без компьютерной техники. Посмотрите у копировальной бумаги одна сторона с «жирной краской». Именно с помощью этой  жирной краски и получается копия изображения.  Для того чтобы получить копию изображения нам понадобятся лист бумаги, копировальная бумага и шаблон снежинки. Мы их складываем в таком порядке, берем карандаш  и начинаем делать копию рисунка.

Предлагаю вам обвести шаблон снежинки и посмотреть, что у нас получилось, но сперва давайте выполним  пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая  гимнастика «Снежинки»

Тихо падают снежинки.

(поочерёдное постукивание пальцами по ладони правой и левой руки).

Лёгкий ветер гонит их.

(руки вытянуты вперёд и сжаты в кулак, большие пальцы направлены друг к другу, вращение большими пальцами вокруг друг друга вперёд и назад).

То построит хороводы,

(соединить большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки, затем наоборот, поочерёдное соединение пальцев).

То, как в вальсе, закружит.

(упражнение «Колечки»).

Ветер стих, снежинки плавно ниже опускаются.

(сжать кулаки, раскрыть ладони: правая ладонь — пальцы соединены, левая ладонь — пальцы широко расставлены).

Собрались в комок пушистый, на ветру качаются.

(руки в замке: выпрямляются пальцы обеих рук, выпрямляются пальцы правой руки, выпрямляются пальцы обеих рук, выпрямляются пальцы левой руки). 

По замёрзшему асфальту закружил, понес их ветер.

(руки вытянуты вперёд, ладони сжаты в кулаки, круговые вращения кулаками внутрь и наружу). 

Кувыркаются снежинки, веселятся и резвятся, на земле хотят остаться.

(перекрёстные волнообразные движения руками)

Дети складывают бумагу, обводят снежинки.

Воспитатель:  Декабрь выдался не снежным, и чтобы создать в нашей группе предновогоднее настроение я предлагаю вам  вырезать снежинки и приклеить  их на окно.

Дети вырезают снежинки и приклеивают их на окно.

Воспитатель: Вот такое зимнее убранство получилось у нас с вами.  Им могут любоваться не только мы с вами, находясь в группе, но и прохожие на улице.

Заключительная часть.
Ну, что ж, пора возвращаться из лаборатории.  

– Интересно было в лаборатории?

– Что вы узнали о бумаге?

– Как нужно обращаться с бумагой? Почему нужно обращаться с ней бережно?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Необыкновенные секреты – обыкновенной бумаги»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию длядетей старшего дошкольного возраста "Необыкновенные секреты - обыкновенной бумаги". Данный конс...

ООД "Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги"

Ознакомление детей со свойствами бумаги....

Необыкновенные свойства бумаги

Опытно-экспериментальная работа с бумагой. Знакомство детей со свойствами бумаги...

НОД "«Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»"

Формировать представление детей о свойствах бумаги, через опытно -экспериментальную деятельность...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»

Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.Задачи:Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от св...

"Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги"

Конспект поисково-познавательной деятельности в старшей группе...

конспект ООД "Необыкновенные свойства бумаги"

Формировать представление детей об основных свойствах и назначении бумаги. Формировать умение выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает);акт...