Конспект. Следопыты.По следам диких зверей. Старшая группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Киселева Ирина Николаевна

Исследовательское занятие  с экспериментированием по изучению животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Следопыты. По следам диких зверей.

Цель: Способствовать формированию у детей самостоятельного мышления, развитию воображения и познавательной активности через исследовательскую деятельность.

Задачи:

- учить детей различать следы животных, соотносить отпечаток следа с картинкой животного;

- формировать представления о способах взаимодействия с животными: рассматривать, не нанося им вреда, наблюдать, не беспокоить;

- способствовать изучению диких зверей и познавательного интереса к природе;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся.

- активизировать словарь детей словами: ученый, исследователь, лупа, микроскоп, млекопитающие и т.д.

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности; воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.

Материалы и оборудование: письмо из «Роскосмоса», лабораторные халаты, бейджи с именами детей и воспитателя «фотографии следов», лупы по количеству детей + одна воспитателю, подносы для опыта, контейнеры с влажным и сухим песком, детали лего по количеству детей, дидактический справочный набор «Следы диких животных», измерительные полоски разного цвета «следомер» на каждого ребенка, распечатка следов животного в натуральную величину, 2 планшета с образцами меха животных. Таблицы для систематизации знаний.

Ноутбук, диапроектор.

I. Вводная беседа.

22 апреля все жители Земли будут праздновать «День Матери-Земли» Почему он так называется? А кто является детьми Земли.

Дети: люди, звери, растения и многое другое.

Землю и ее детей – обитателей всегда изучали и продолжают изучать. И сейчас ученые продолжают её изучать.

Вопрос: А кто такой ученый? Чем он занимается? Какими инструментами он пользуется?

Микроскоп, лупа, телескоп. Различные измерительные приборы: линейки, весы. Фотокамеры, видеокамеры и многое другое.

Где ученый может осуществлять свои исследования. На улице: в лесу, в поле, в городе, в деревне и др.

В помещении: институте, лаборатории.

Текст письма

Здравствуйте дорогие ребята. Мы, работники Роскосмоса, изучаем не только космос, но и наблюдаем со спутника за тем, что происходит на земле. Наш спутник производит фото и видеосъемку земли. И пролетая над землёй, спутник заснял следы животных. Следов много и расшифровка таких снимков займет много времени, поэтому мы обращаемся к вам. Помогите расшифровать, чьи следы заснял наш спутник, и составить справочную таблицу для книги наблюдения за Земными обитателями. Такие следы мы разослали во многие организации, надеемся на вашу помощь.

Прилагаем инструкцию к выполнению нашего задания.

Воспитатель: Теперь нам необходимо превратиться в ученых. Для этого надо сказать специальные слова-заклинание.

Земля вращается

День и ночь меняются

Поменяемся и мы

Станем мы учеными!

II. Игра «Следопыты»

Инструкция

I Вам необходимо надеть лабораторные халаты, взять лупы, внимательно рассмотреть снимки следов и с помощью справочных карт определить, какое животное оставило дорожку следов.

#1042;опрос. Как и где могли быть оставлены эти следы?

#1069;кспериментирование с песком. На подносе два контейнера с влажным и сухим песком, деталь lego.

Задание детям: попробуйте оставить след деталей сначала на сухом песке, затем на влажном. Где четко виден след?

Дети делают вывод: что след лучше виден на влажном песке.

Вновь вопрос: Как и где могли быть оставлены эти следы?

Заключение детей: на влажном песке, земле или снегу, если это зима.

3 Задание. С помощью справочных карт, определите, чья дорожка следов на вашем снимке.

Для ответа на второй вопрос нам понадобится исследовательский инструмент – лупа.

Инструктаж для работы с лупой.

При работе лупу берут за ручку и приближают достаточно близко к глазу, а рассматриваемый предмет помещают на такое расстояние, при котором его изображение становится более чётким.

Вопрос: для чего нужно изучать следы?

Исследование. Полученные данные занести в таблицу.

III. Физкультминутка: «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

IV. Игра «У кого самый большой след»

Измерение размера следа по цветовой шкале «Следомер».

Дети поочередно прикладывают «Следомеры» к следам животных.

Вывод: чем крупнее животное, тем, крупнее его след.

V. Предметная игра «У кого какая шубка»

Исследование образцов меха животных.

Вопрос детям: какой мех животных на ощупь? Чей мех самый мягкий, чей мех самый жесткий на ощупь?

Какой окрас у этого животного?

Заполнение системной таблицы. (Таблица рассчитана на несколько занятий)

Отпечаток следа, размер следа

окрас

мягкий

жесткий

травоядный

плотоядный

Зимой не спит

Зимой

спит

Заяц

лиса

волк

кабан

медведь

лось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре для старшей группы. Тема: «По следам невиданных зверей».

Конспект занятия  по физической культуре для старшей группы.Тема: «По следам невиданных зверей».Цель:-всестороннее воспитание и развитие детей, укрепление их здоровья, совершенствование физически...

Конспект образовательной ситуации "Царство диких зверей" старшая группа

Актуализация знаний детей старшей группы по теме «дикие животные» через использование элементов аппликации....

Конспект интегрированного НОД "Как дикие звери готовятся к зиме" младшая группа.

Познакомить детей с особенностями подготовки диких животных к зиме....

Презентация "Следы диких зверей"

Презентация "Следы диких зверей"Цель:познакомить с отпечатками следов  диких зверей,их особенностями; развивать умение различать, видеть сходства и различия....

Конспект открытое занятие "Следы невиданных зверей"

Задачи:обучающие:формировать представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;развивающие:ознакомить со следами диких животных;развивать любознательность, учить понимать п...

«По следам невиданных зверей». Конспект занятия по физической культуре для старшей группы.

Цель: всестороннее воспитание и развитие детей, укрепление их здоровья, совершенствование физических качеств через использование русского фольклора и подвижных игр....