Конспект занятия по познавательному развитию "Свойства сахара"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе по познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_poznav-issled_deyat.docx44.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №133

с углубленным изучением иностранных языков

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Структурное подразделение «Детский сад»

Конспект занятия

по познавательному развитию

на тему

 «Свойства сахара»

Старшая группа (5-6 лет)

Автор-составитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

Сорокина Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

2022

Цель: формирование представлений детей о свойствах сахара.


Программные задачи.

Образовательные: познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, форма, сыпучесть, вкус, растворимость, окрашиваемость), упражнять в элементарном экспериментировании с ним, дать представления о пользе и вреде сахара.

Развивающие: развивать наблюдательность, активность мышления (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности, эмоционально-положительное отношение к персонажу.

Предварительная работа: свободная деятельность в уголке экспериментирования, просмотр мультфильмов «Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Маша и Медведь»

Материалы и оборудование: столы (3 шт.), стулья (8 шт.), экран, ноутбук, презентация с персонажем Печкиным В.И., музыкальная физминутка, мольберт, карточки и лента «Органы чувств» (глаз, язык, рука, нос), фартуки (8 шт.), клеёнки на столы (3 шт.), мешочек с сахаром-песком, миски (4 шт.), деревянная ложка, сахар-рафинад (1 уп.), лупы (8 шт.), технологические карты для опытов (8 шт.), прозрачные стаканы (4 шт.), одноразовые чайные ложки (12 шт.), тарелки маленькие (4 шт.), салфетки сухие (1 уп.), салфетки влажные (1 уп.), вода (1 л.), кисточки (4 шт.), гуашь (1 уп.), дидактическая игра «В каких продуктах спрятался сахар», смайлики.

Применяемые методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (мультимедийный проектор, картинки);

3. Практический (элементарные опыты).

Использование современных образовательных технологий:

- технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации для мотивации детей к совместной деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии: использование иллюстративного материала, создание благоприятной обстановки во время детской деятельности;

- личностно-ориентированные технологии: создание условий для индивидуального подхода к детям,  для проявления детской инициативы;

- здоровьесберегающие технологии: использование физминутки, дозирование зрительной нагрузки;

- игровая технология: использование дидактической игры;

- «Рефлексивный круг».

Ход занятия.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация перед занятием

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна. Очень приятно с вами познакомиться. Ваши имена я вижу на бейджиках. До меня дошла информация, что здесь самые любознательные дети. Так ли это? Вот поэтому я здесь: хочу тоже обо всём знать.

Дети здороваются.

- Да.

Мотивация.

- Ребята, я пришла к вам не одна. Посмотрите на экран.

Слайд №1. Появляется в окне почтальон Печкин. 

(Текст видеообращения:  - Здравствуйте, ребята! Узнали? Это я - почтальон Печкин. Тут такое дело – принесли мне вот такой мешочек. В нём что-то есть. Но кому его отослать – не знаю. Может вы мне поможете узнать, да поподробнее,  что в мешочке и для кого это?)

Дети слушают видеообращение Печкина.

Проблематизация

 - Вот дела! Ребята, надо выручать Печкина. Как вы думаете, как?

Предполагаемые ответы детей (узнать, что в мешочке, кому нужно его отослать)

Целеполагание

- Посмотрите, ребята, вот этот мешочек. Потрогайте. Как думаете, что там?

- Хм, хотелось бы точнее знать. Можем ли мы точно узнать, что это за вещество такое? Как?

- Верно. А зачем нам это узнавать?

Дети щупают мешочек. Делают предположения (сахар, песок, соль, мука и др.)

Предполагаемые ответы (можем изучить, рассмотреть, понюхать, потрогать, попробовать и др.)

- Чтобы рассказать Печкину о том, что в мешочке, а он сможет понять, кому его отослать.

Планирование будущей деятельности

- Скажите, а где изучают разные вещества?

- Правильно, в лабораториях. Хотите туда попасть? Тогда закрывайте глаза и посчитайте до 3. После звукового сигнала открывайте глаза.

Слайд №2. Звуковой сигнал и картинка лаборатории.

- Вот мы и в лаборатории. А кто здесь работает?

- Правильно. В лабораториях работают учёные. Они изучают разные вещества.

Кто знает, что нужно ученым, чтобы работать в лабораториях?

- Предлагаю превратиться в настоящих учёных и одеть фартуки, чтобы не испачкаться.

Помощь в одевании фартуков.

- В каждой лаборатории обязательно есть правила: нельзя шуметь и мешать друг другу, толкаться, нужно внимательно слушать, отвечать на вопросы, быть аккуратным, чётко по инструкции выполнять действия. Запомнили?

- В нашем исследовании нам нужны будут помощники. Какие?

- Посмотрите, учёные оставили нам подсказку. Что она означают?

Вывешиваю ленту «Органы чувств».

- Что это такое?

- Органы чувств – это важный инструмент исследователя. Именно они помогут нам изучить сегодня вещество, которое лежит в мешочке. Проверим, в какой последовательности мы будем изучать вещество?

- С чего начнём наше исследование? Что дальше?

- В лабораториях.

- Да.

Дети закрывают глаза и считают «1-2-3»

Предполагаемые ответы (исследователи, учёные …)

Предполагаемые ответы детей (приборы, вещества, халаты и др.…)

Дети одевают фартуки.

- Да.

Предполагаемые ответы (приборы, инструменты ...)

Предполагаемые ответы детей (глаза, нос, руки, рот, язык…)

- Органы чувств.

(если дети затруднятся ответить, помогаю им) 

Дети проговаривают последовательность по подсказкам: глаз – нос – рука – язык.

- Открыть мешочек. Дальше рассмотреть, понюхать, потрогать, попробовать…

Реализация плана

Открываю мешочек.

- Как вы думаете, что это?

Насыпаю сахар в тарелки деревянной ложкой.

- Что это за кусочки? Знаете, как они называются?

Подсказываю детям, если они не знают слово «рафинад»

- Рафинад – это спрессованные кусочки сахара.

- Какие свойства вещества вы определили? С помощью чего?

- (называю ребёнка), ты сегодня будешь нашим главным учёным. Твоя задача - поместить сделанные выводы в виде картинок на мольберт, чтобы не забыть их. Под каждым органом чувств – свой вывод: глаз – форма и цвет, рука – сыпучесть, нос – отсутствие запаха, язык – сладкий вкус. Справишься?

- Значит, какое это вещество? Верно, это сахар.

- Ребята, ученые в лабораториях, когда работают, делают паузы. Предлагаю нам тоже сделать паузу. Согласны?

Слайд №3. «Физминутка»

Текст:

-Как живешь?

-Вот так!

-Как идешь?

-Вот так!

-Как бежишь?

-Вот так!

-Ночью спишь?

-Вот так!

-Как берешь?

-Вот так!

-А даешь?

-Вот так!

-Как шалишь?

-Вот так!

-А грозишь?

-Вот так!

-Как скачешь?

-Вот так!

-А плачешь?

-Вот так!

-Топаешь?

-Вот так!

-Хлопаешь?

-Вот так!

- Отлично. Продолжаем.

Слайд №4. Лаборатория.

- Как вы думаете, много мы узнали информации о сахаре? Чтобы узнать ещё больше информации о сахаре, нужно провести несложные опыты. Для этого нам нужно разделиться на группы ученых: первые ученые будут выполнять один опыт, вторая группа ученых - другой опыт. Помните, что нужно обязательно соблюдать правила поведения в лаборатории. Проходите к столам, присаживайтесь. У вас лежат инструкции. Они помогут вам провести опыты.

- Первая группа: что вам нужно сделать? Вторая группа, а вам?

Оказываю помощь детям.

- Первая группа ученых, что же вы узнали о сахаре?

Напоминаю детям о том,  что нужно поместить картинку на мольберт.

- Вторая группа, а у вас?

Если необходимо, напоминаю детям о том,  что нужно поместить картинку на мольберт.

- Вот сколько информации мы сегодня узнали о сахаре. Поспешим скорее обратно, нас с нетерпение ждёт почтальон Печкин.

Слайд №5.Появляется почтальон Печкин.

- Расскажите, ребята, что вы узнали о веществе в мешочке?

Слайд №5.Появляется почтальон Печкин.

(Текст видеообращения:  - Ребята, подскажите, кому же отослать этот мешочек?)

Слайд №6. Появляются герои мультфильмов (кот Матроскин, Волк, Маша)

- Посмотрите, ребята, кому же отправить мешочек сахара их этих героев? Почему?

Слайд №7. Почтальон Печкин и Маша.

(Текст видеообращения: Спасибо, ребята! Теперь мешочек точно дойдёт до своего адресата. До новых встреч!)

- А как вы думаете, сахар полезен или нет?

- Ребята, сахар – это не всегда полезное вещество. Конечно, польза от него есть: поднимается настроение, улучшается память. Но, если употреблять сахар в большом количестве, то будут портиться зубы, фигура, здоровье, может появиться аллергия. Знаете ли вы, сколько можно употреблять сахара в день таким детям, как вы? До 3 ложечек. Это вот столько.

(Демонстрирую норму сахара)

- Ребята, предлагаю поиграть ещё в одну игру. Она называется «Где спрятался сахар?» Выберите, пожалуйста, по 1 картинке и прикрепите её в таблицу (есть сахар – нет сахара)

- Как вы считаете, какие из этих продуктов на картинках полезнее для человека – справа или слева? Почему?

Дети видят в мешочке сыпучее вещество.

Предполагаемые ответы (сахар, соль)

Дети проводят исследования.

Замечают сахар в кусочках.

- Это сахар, рафинад.

Предполагаемые ответы (вещество без запаха, белое, сыпучее, на вкус сладкое…, с помощью глаз, носа, рук, языка…)

Ребёнок выбирает карточки со свойствами вещества: вешает на мольберт под каждый маркер определенное свойство.

- Да.

- Сахар.

- Да.

Дети выполняют действия по тексту:

- показывают большие пальцы,

- шагают на месте,

- бегут на месте,

- кладут обе руки под щеку,

- прижимают обе руки к груди,

- разводят руки в сторону,

- крутят головой справа налево,

- грозят пальцем,

- прыгают на месте,

- трут глаза кулачками,

- топают,

- хлопают в ладоши.

Ответы детей.

Дети рассаживаются за столы, рассматривают технологическую карту, выбирают необходимые предметы, проводят опыт.

Ответы детей.

Дети рассматривают технологическую карту второго опыта, выбирают необходимые предметы, проводят опыт.

- Сахар растворился в воде.

Ребёнок вешает на мольберт вывод.

Предполагаемые ответы (сахар красится, растворяется, впитывает воду…).

Ребёнок выбирает картинку со свойством сахара, вешает на мольберт.

Дети снимают фартуки.

Закрывают глаза и считают до 3.

Дети открывают глаза, стоят у экрана.

Предполагаемые ответы детей (вещество – сахар, он белый, в виде кубиков, сыпучий, без запаха, сладкий, растворяется в воде, окрашивается, впитывает воду)

Дети слушают Печкина.

Дети выбирают адресата, обосновывают свой выбор.

Ответы детей.

Дети выбирают 1 картинку с продуктом, прикрепляют её в нужную колонку.

Предполагаемые ответы детей (слева картинки с продуктами полезнее, там нет сахара…)

Оценка

результатов

- Ребята, как вы думаете, достаточно информации о сахаре мы сегодня узнали? Вспомните, зачем мы узнавали о сахаре?

- А что мы узнали?

- Да.

Предполагаемые ответы (чтобы рассказать о нём почтальону Печкину, а он смог отослать его Маше.…)

Дети проговаривают свойства сахара, опираясь на картинки.

Рефлексия

«Рефлексивный  круг»

Предлагаю детям присесть на ковёр в круг.

- Ребята, вы сегодня большие молодцы! Были как настоящие учёные. Мне бы очень хотелось узнать, что вам понравилось сегодня или запомнилось больше всего? Было ли что-то трудное для вас?

- Я приготовила вам вот такие забавные смайлики. Выберите, пожалуйста, тот смайлик, который говорит о вашем настроении сейчас.

Анализирую смайлики, поощряю детей.

- Я очень рада была сегодня провести с вами это увлекательное время. Спасибо вам большое за сотрудничество.

Дети садятся в круг на ковёр.

Дети высказываются о своих впечатлениях по проделанной работе.

Дети выбирают смайлик, который характеризует их настроение.

Дети прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательному развитию «Сахар и его свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию «Сахар и его свойства» в старшей группе....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Программное содержание: Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. - Вызывать радость открытий, полученных из опытов, - Воспитывать умение работать в коллективе. ...