Проект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Если любишь край родной-береги природу! Для потомков сохрани-птиц, зверей и воду!"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Ромахова Галина Александровна

Экологический проект о животном мире Ярославской области 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_oktyabr_docx.docx309.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20»

Экологический проект

с детьми  старшей группы

на тему

«Если любишь край родной - Береги природу!

Для потомков сохрани птиц, зверей и воду!»

Ярославская область

C:\Users\vovik\Downloads\wr-750 (1).jpg

Составили и провели:

                                                                                   воспитатель первой квалификационной категории

Соболева А.А.

Ромахова Г.А.

Ярославль, октябрь 2024 год

Информационная карта проекта

Состав проектной группы

Дети, родители, воспитатели группы

Тип проекта

По содержанию: познавательный

Направленность: экологическое и патриотическое   воспитание

По числу участников: групповой, индивидуальный (работа с родителями).

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках МДОУ детский сад № 20

По времени проведения: 2 недели (с 14 по 25 октября 2024года)

Участники проекта

Воспитанники старшей группы  (5-6 лет), воспитатель группы, родители воспитанников.

Актуальность

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.

У каждого из нас своя большая или маленькая Родина. Но, где бы мы ни жили, кем бы мы ни были, для всех прекрасным и радостным домом останется Земля. Но никогда люди не испытывали такую острую тревогу за наш общий дом! Леса вырубают и выжигают, травы и цветы вытаптывают, рвут на букеты, которые потом выбрасывают, убивают редких животных.  В результате такого варварского отношения к природе многие виды растений и животных исчезли совсем, другие стали редкими и нашли своё спасение на страницах Красной книги. К. Д. Ушинский писал « Один день, проведённый дитятей среди лесов и полей, стоит недели в классной комнате»

Проблема

Анализ бесед с детьми и опроса родителей показал недостаточную осведомленность детей о природе в Ярославской области. В то время как растительный и животный мир нашего  края - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Он своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них массу радостных переживаний. В процессе ознакомления с природой  расширяется кругозор, развивается наблюдательность, любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы.

Основополагающий вопрос: для чего создана Красная Книга?

Цель проекта

Целью нашего проекта является формирование экологически грамотного отношения детей к природе родного края. 

Задачи проекта

Обучающие: 

- Познакомить детей с животными, рыбами, птицами, деревьями, кустарниками, ягодами, грибами родного края

- Познакомить с картой Ярославской области красной книгой ярославской области

- Осуществлять нравственное, патриотическое, социальное, коммуникативное и эстетическое развитие личности ребенка

Развивающие: 

- Развивать интерес к природе Ярославской области, народным промыслам

- Развивать художественное творчество детей

Воспитательные:

- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте и богатству родного края

- Воспитывать у детей бережное отношение к природе и животным

- Воспитывать у детей чувство ответственности и гордости за свой край

Методическая работа с родителями и законными представителями детей:

- Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье;

- Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье;

- Способствовать включению родителей в образовательный процесс ДОУ, укреплению детско-родительских отношений.

Ожидаемый результат

Дети: 

- Приобретение детьми знаний о природе родного края

- Начальные предпосылки экологического сознания

- Проявления у детей бережного отношения к природе

- Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае

Родители: Активная работа родителей по экологическому воспитанию детей в семье. Вовлечены родители в педагогический процесс

Организация работы над проектом

Деятельность педагога:

Организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей. Продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Деятельность детей: Участвуют в образовательной и игровой деятельности. Аппликация, рисование, ручной труд

Деятельность родителей: Активное участие родителей в реализации проекта. 

Организация предметно-пространственной среды: Художественная литература. Бумага для рисования, аппликации. Клей. Цветные карандаши, краски, кисточки. Иллюстрации по теме проекта.

Продукт проекта

Творческие работы детей

Сделать свою Красную книгу по Ярославской области

План мероприятий по экологическому проекту

с детьми  старшей группы на тему

«Если любишь край родной - Береги природу! Для потомков сохрани -птиц, зверей и воду!» Ярославская область

Проект  состоит из  3 этапов:

1.        Подготовительный этап

•        Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

•        Составление плана основного этапа.

•        Определение цели и задач проектной деятельности.

•        Подобрать методическую литературу по теме проекта.

•        Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта.

•          Продумывание творческих заданий для детей и родителей.

•        Создание развивающей среды: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пособия, демонстрационный материал.

•        Подбор литературных произведений по теме проекта для детей.

•        Подбор иллюстративный материал по теме проекта.

•        Подбор рекомендаций для родителей.

•        Изготовление продукта проекта вместе с воспитанниками и их родителями – «Книга»

2.        Основной этап:

•          Оформление родительского уголка: информация о проекте, консультации для родителей на тему «Береги природу», консультация для родителей «Как рассказать детям об экологии», буклет «Всемирный день защиты животных» (приложение 7)

•        Продуктивная деятельность:

  • Рисование коллективная с элементами аппликации «Животный мир глазами ребенка» (приложение 1)
  • Лепка «Барсук» (приложение 4)
  • Аппликация из геометрических фигур «Медведь» (приложение 3) 
  • Конструирование в технике оригами «лиса» (веер) (приложение 2)
  • Изготовление книги (приложение 5)

•        ЧХЛ: Рассказы: «Про зайца» Н. Плавильщиков, «Как белочка зимует» Г. Скребицкий и В. Чаплина, «Медвежья семья» Иван Соколов-Микитов, «Лоси» И. Соколов-Микитов, «Волки» Дм. Зуев, «Еж» Г. Скребицкий, «В зелёной чаще» Г. Скребицкий,  «Тайны леса» Дм.Зуев. Стихи: «Лиса и еж» Н. Сладков; «Лиса» Т. Патракеева; «Про бобра» Вайнер А.; «Про ежа» С. Олексяк.

•        Разгадывание загадок по теме проекта

•        Беседы с детьми: «Книга природы родного края», «Природные ресурсы Ярославской области», «Природа нашего края», «Животные наших лесов», «Животные Красной книги Ярославской области», «Богатства лесов Ярославской области», «Наши пернатые друзья»

•        Д\И:  «Кто у кого?», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Какой? Какая?», «Один-три-пять» , Сл./ И «Узнай зверя по описанию», Сл./И «Назови ласково», «Назови детёныша», «Что, где растёт? (на огороде, в саду, в лесу)», «Бегает, летает, плавает», «Птицы нашего края», «Зимующие и перелётные птицы», «Природа и человек»

•        С.Р./И:  «Ветеринар», «Лесник», «Путешествие в лес»

•        Подвижные игры: «Мышеловка», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Медведи и пчелы», «Охотники и звери», «Перелет птиц», «Царь зверей», «Ловля хорька», «Совушка», «Сокол и голуби».

•        Просмотр презентации: Презентация «Красная книга Ярославской области» (приложение 6), презентация «Природные условия Ярославской области»

•        Просмотр мультфильмов: «Дикие животные и их детёныши» из серии развивающий мультик, мультфильм «Мешок яблок» 1974, мультфильм «Серая шейка»1948, мультфильм «Хвосты» 1966,  мультфильм «В лесной чаще» 1954.

•        Просмотр:  Рассматривание картин и иллюстраций:  П. С. Меньшиков «Дикие животные») С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных

3.         Заключительный  этап

  • Продуктивная деятельность детей
  • Изготовление книги

Список литературы и интернет ресурсов:

  1. Т.Ю. Покидаева «Загадки дикой природы» М., 1999г.
  2. Охраняемые объекты Ярославской области, Ярославль, 2002, с. 63.
  3. Д.В. Власов «Красная Книга Ярославской области» 2004 г.
  4. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапова «Окружающий мир» М., 2010г.
  5. В. Калашников «Чудеса природы. Животный мир» М., 2004г.
  6. В. Волина «Мир животных» Феникс, 2006г.
  7. http://www.yarregion.ru/Pages/priroda_amfibiya.aspx 
  8. http://www.adm.yar.ru/doosp/section.aspx?section_id=47 Природа Ярославской области и ее охрана. –Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1990, с.140.
  9. http://ramas.ru/4000.html
  10. http://krasnaja-kniga.ru/jaroslavskaja-oblast/mlekopitayushhie/evropejskaya-norka#ixzz43ZC4zYu1http://krasnaja-kniga.ru/jaroslavskaja-oblast/mlekopitayushhie/evropejskaya-norka#ixzz43ZC4zYu1

Заключение

Природа Ярославской области, представляет собой единое целое. Это сложный организм, все части которого важны. Каждый вид животных связан с тем местом где             он живет. Поэтому исчезновение или сокращение любого вида зверей приводит к нарушению работы природного механизма.

Наш проект научил нас быть внимательнее к родной природе, к растительному и животному миру родного края и позволил  детям узнать много интересного.

Научил всегда помнить о том, что природа добра, щедра, но… беззащитна. Ее богатства – в наших руках. И, пользуясь ими, мало платить родной природе одной любовью к ней: надо беречь и приумножать ее богатства. Человек неотделим от родной природы, ведь он и сам – ее частица. О родстве между человеком и природой замечательно сказал поэт С.Я. Маршак:

Человек – хоть будь он трижды гением – остается мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства.

Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, и славен, будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.  И трелью птиц веселой, звонкой, и шумным плеском родника, и гроздьями рябины тонкой, и синим глазом василька.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме:"Скульптура родного края"

Конспект совместной  деятельности с детьми старшей группы по теме скульптура....

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Птицы нашего края»

При проведении НОД по теме  «Птицы нашего края» решаются следующие задачи:          1. Развивать речевую  активность, зрительное восприятие и внимание, тво...

Перспективный тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем

Представлено перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. “ Путешествие в прошлое Донского края”

Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ»

В настоящее время положение России в мире таково, что переоценить значимость патриотического, духовно-нравственного воспитания наших детей трудно. Испокон века любовь к Отечеству была главной чертой р...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатство Краснодарского края»

Занятие изучения нового материала.  Включает в себя различные виды деятельности: коллективная, работа в парах, эксперимент, наблюдение....

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Использование нейрогимнастики на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста»

В современном мире ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учить...