Проект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Если любишь край родной-береги природу! Для потомков сохрани-птиц, зверей и воду!"
материал по окружающему миру (старшая группа)
Экологический проект о животном мире Ярославской области
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 309.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20»
Экологический проект
с детьми старшей группы
на тему
«Если любишь край родной - Береги природу!
Для потомков сохрани – птиц, зверей и воду!»
Ярославская область
Составили и провели:
воспитатель первой квалификационной категории
Соболева А.А.
Ромахова Г.А.
Ярославль, октябрь 2024 год
Информационная карта проекта
Состав проектной группы | Дети, родители, воспитатели группы |
Тип проекта | По содержанию: познавательный Направленность: экологическое и патриотическое воспитание По числу участников: групповой, индивидуальный (работа с родителями). По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках МДОУ детский сад № 20 По времени проведения: 2 недели (с 14 по 25 октября 2024года) |
Участники проекта | Воспитанники старшей группы (5-6 лет), воспитатель группы, родители воспитанников. |
Актуальность | Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. У каждого из нас своя большая или маленькая Родина. Но, где бы мы ни жили, кем бы мы ни были, для всех прекрасным и радостным домом останется Земля. Но никогда люди не испытывали такую острую тревогу за наш общий дом! Леса вырубают и выжигают, травы и цветы вытаптывают, рвут на букеты, которые потом выбрасывают, убивают редких животных. В результате такого варварского отношения к природе многие виды растений и животных исчезли совсем, другие стали редкими и нашли своё спасение на страницах Красной книги. К. Д. Ушинский писал « Один день, проведённый дитятей среди лесов и полей, стоит недели в классной комнате» |
Проблема | Анализ бесед с детьми и опроса родителей показал недостаточную осведомленность детей о природе в Ярославской области. В то время как растительный и животный мир нашего края - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Он своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них массу радостных переживаний. В процессе ознакомления с природой расширяется кругозор, развивается наблюдательность, любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Основополагающий вопрос: для чего создана Красная Книга? |
Цель проекта | Целью нашего проекта является формирование экологически грамотного отношения детей к природе родного края. |
Задачи проекта | Обучающие: - Познакомить детей с животными, рыбами, птицами, деревьями, кустарниками, ягодами, грибами родного края - Познакомить с картой Ярославской области красной книгой ярославской области - Осуществлять нравственное, патриотическое, социальное, коммуникативное и эстетическое развитие личности ребенка Развивающие: - Развивать интерес к природе Ярославской области, народным промыслам - Развивать художественное творчество детей Воспитательные: - Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте и богатству родного края - Воспитывать у детей бережное отношение к природе и животным - Воспитывать у детей чувство ответственности и гордости за свой край Методическая работа с родителями и законными представителями детей: - Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье; - Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье; - Способствовать включению родителей в образовательный процесс ДОУ, укреплению детско-родительских отношений. |
Ожидаемый результат | Дети: - Приобретение детьми знаний о природе родного края - Начальные предпосылки экологического сознания - Проявления у детей бережного отношения к природе - Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае Родители: Активная работа родителей по экологическому воспитанию детей в семье. Вовлечены родители в педагогический процесс |
Организация работы над проектом | Деятельность педагога: Организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей. Продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Деятельность детей: Участвуют в образовательной и игровой деятельности. Аппликация, рисование, ручной труд Деятельность родителей: Активное участие родителей в реализации проекта. Организация предметно-пространственной среды: Художественная литература. Бумага для рисования, аппликации. Клей. Цветные карандаши, краски, кисточки. Иллюстрации по теме проекта. |
Продукт проекта | Творческие работы детей Сделать свою Красную книгу по Ярославской области |
План мероприятий по экологическому проекту
с детьми старшей группы на тему
«Если любишь край родной - Береги природу! Для потомков сохрани -птиц, зверей и воду!» Ярославская область
Проект состоит из 3 этапов:
1. Подготовительный этап
• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
• Составление плана основного этапа.
• Определение цели и задач проектной деятельности.
• Подобрать методическую литературу по теме проекта.
• Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта.
• Продумывание творческих заданий для детей и родителей.
• Создание развивающей среды: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пособия, демонстрационный материал.
• Подбор литературных произведений по теме проекта для детей.
• Подбор иллюстративный материал по теме проекта.
• Подбор рекомендаций для родителей.
• Изготовление продукта проекта вместе с воспитанниками и их родителями – «Книга»
2. Основной этап:
• Оформление родительского уголка: информация о проекте, консультации для родителей на тему «Береги природу», консультация для родителей «Как рассказать детям об экологии», буклет «Всемирный день защиты животных» (приложение 7)
• Продуктивная деятельность:
- Рисование коллективная с элементами аппликации «Животный мир глазами ребенка» (приложение 1)
- Лепка «Барсук» (приложение 4)
- Аппликация из геометрических фигур «Медведь» (приложение 3)
- Конструирование в технике оригами «лиса» (веер) (приложение 2)
- Изготовление книги (приложение 5)
• ЧХЛ: Рассказы: «Про зайца» Н. Плавильщиков, «Как белочка зимует» Г. Скребицкий и В. Чаплина, «Медвежья семья» Иван Соколов-Микитов, «Лоси» И. Соколов-Микитов, «Волки» Дм. Зуев, «Еж» Г. Скребицкий, «В зелёной чаще» Г. Скребицкий, «Тайны леса» Дм.Зуев. Стихи: «Лиса и еж» Н. Сладков; «Лиса» Т. Патракеева; «Про бобра» Вайнер А.; «Про ежа» С. Олексяк.
• Разгадывание загадок по теме проекта
• Беседы с детьми: «Книга природы родного края», «Природные ресурсы Ярославской области», «Природа нашего края», «Животные наших лесов», «Животные Красной книги Ярославской области», «Богатства лесов Ярославской области», «Наши пернатые друзья»
• Д\И: «Кто у кого?», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Какой? Какая?», «Один-три-пять» , Сл./ И «Узнай зверя по описанию», Сл./И «Назови ласково», «Назови детёныша», «Что, где растёт? (на огороде, в саду, в лесу)», «Бегает, летает, плавает», «Птицы нашего края», «Зимующие и перелётные птицы», «Природа и человек»
• С.Р./И: «Ветеринар», «Лесник», «Путешествие в лес»
• Подвижные игры: «Мышеловка», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Медведи и пчелы», «Охотники и звери», «Перелет птиц», «Царь зверей», «Ловля хорька», «Совушка», «Сокол и голуби».
• Просмотр презентации: Презентация «Красная книга Ярославской области» (приложение 6), презентация «Природные условия Ярославской области»
• Просмотр мультфильмов: «Дикие животные и их детёныши» из серии развивающий мультик, мультфильм «Мешок яблок» 1974, мультфильм «Серая шейка»1948, мультфильм «Хвосты» 1966, мультфильм «В лесной чаще» 1954.
• Просмотр: Рассматривание картин и иллюстраций: П. С. Меньшиков «Дикие животные») С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных
3. Заключительный этап
- Продуктивная деятельность детей
- Изготовление книги
Список литературы и интернет ресурсов:
- Т.Ю. Покидаева «Загадки дикой природы» М., 1999г.
- Охраняемые объекты Ярославской области, Ярославль, 2002, с. 63.
- Д.В. Власов «Красная Книга Ярославской области» 2004 г.
- Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапова «Окружающий мир» М., 2010г.
- В. Калашников «Чудеса природы. Животный мир» М., 2004г.
- В. Волина «Мир животных» Феникс, 2006г.
- http://www.yarregion.ru/Pages/priroda_amfibiya.aspx
- http://www.adm.yar.ru/doosp/section.aspx?section_id=47 Природа Ярославской области и ее охрана. –Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1990, с.140.
- http://ramas.ru/4000.html
- http://krasnaja-kniga.ru/jaroslavskaja-oblast/mlekopitayushhie/evropejskaya-norka#ixzz43ZC4zYu1http://krasnaja-kniga.ru/jaroslavskaja-oblast/mlekopitayushhie/evropejskaya-norka#ixzz43ZC4zYu1
Заключение
Природа Ярославской области, представляет собой единое целое. Это сложный организм, все части которого важны. Каждый вид животных связан с тем местом где он живет. Поэтому исчезновение или сокращение любого вида зверей приводит к нарушению работы природного механизма.
Наш проект научил нас быть внимательнее к родной природе, к растительному и животному миру родного края и позволил детям узнать много интересного.
Научил всегда помнить о том, что природа добра, щедра, но… беззащитна. Ее богатства – в наших руках. И, пользуясь ими, мало платить родной природе одной любовью к ней: надо беречь и приумножать ее богатства. Человек неотделим от родной природы, ведь он и сам – ее частица. О родстве между человеком и природой замечательно сказал поэт С.Я. Маршак:
Человек – хоть будь он трижды гением – остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства.
Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, и славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу. И трелью птиц веселой, звонкой, и шумным плеском родника, и гроздьями рябины тонкой, и синим глазом василька.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме:"Скульптура родного края"
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме скульптура....
Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Птицы нашего края»
При проведении НОД по теме «Птицы нашего края» решаются следующие задачи: 1. Развивать речевую активность, зрительное восприятие и внимание, тво...

Перспективный тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем
Представлено перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. “ Путешествие в прошлое Донского края”
Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ»
В настоящее время положение России в мире таково, что переоценить значимость патриотического, духовно-нравственного воспитания наших детей трудно. Испокон века любовь к Отечеству была главной чертой р...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатство Краснодарского края»
Занятие изучения нового материала. Включает в себя различные виды деятельности: коллективная, работа в парах, эксперимент, наблюдение....

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Использование нейрогимнастики на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста»
В современном мире ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учить...

