Конспект НОД "Знакомство с насекомыми в средней группе"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

 

Цель занятия: закрепление у детей представления о насекомых

 Задачи:

Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

закрепить  знания об  образовании уменьшительных форм существительных умение подбирать к имени существительному,  глагол, подходящий по смыслу.

Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, связную речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Воспитательные :  воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

 

Виды  детской  деятельности: коммуникативная,  познавательно-исследовательская,  восприятие  художественной литературы, двигательная, игровая,  продуктивная.

Предварительная работа: рассматривание картинок насекомых, иллюстраций в энциклопедии, в детских книгах; чтение художественной литературы, придумывание и отгадывание загадок, рисование насекомых, изготовление из природного материала насекомых, лепка из пластилина насекомых.

Словарная работа: слова-  «брюшко», пыльца, опылять.

Методы и приёмы: беседы, рассказы, наблюдение, рассматривание насекомых на прогулках, в иллюстрациях книг, подражательные упражнения, дидактические игры.

Планируемый результат:

Дети должны знать и называть насекомых  (бабочка, муравей,  жук, пчела, кузнечик, паук, гусеница, червяк…….) Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида  (форма тела, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.zanyatiya_v_sr.gr_._beseda_o_nasekomyh.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                    Конспект  занятия  в средней группе по ознакомлению                                   с окружающим миром:  «Беседа о насекомых»

Цель занятия: закрепление у детей представления о насекомых

 Задачи:

Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

закрепить  знания об  образовании уменьшительных форм существительных умение подбирать к имени существительному,  глагол, подходящий по смыслу.

Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, связную речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Воспитательные :  воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды  детской  деятельности: коммуникативная,  познавательно-исследовательская,  восприятие  художественной литературы, двигательная, игровая,  продуктивная.

Предварительная работа: рассматривание картинок насекомых, иллюстраций в энциклопедии, в детских книгах; чтение художественной литературы, придумывание и отгадывание загадок, рисование насекомых, изготовление из природного материала насекомых, лепка из пластилина насекомых.

Словарная работа: слова-  «брюшко», пыльца, опылять.

Методы и приёмы: беседы, рассказы, наблюдение, рассматривание насекомых на прогулках, в иллюстрациях книг, подражательные упражнения, дидактические игры.

Планируемый результат:

Дети должны знать и называть насекомых  (бабочка, муравей,  жук, пчела, кузнечик, паук, гусеница, червяк…….) Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида  (форма тела, ног, наличие крыльев), способов передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает),  издаваемых звуках (жужжит, стрекочет). Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям, находить сходство и различия. У детей должно развиваться чувство бережного отношения к живым объектам и в целом к природе.

Оборудование: иллюстрации насекомых, мяч

Перечень методической литературы: Крылова Н.М. «Детский сад – Дом радости; О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

Перечень художественной литературы: К.И. Чуковский «Стрекоза и муравей», «Тараканище», П.И. Мариковский «Друзья –насекомые», Ю.Коваль «Паша и бабочки»

Ход занятия:

Организационный момент:

Ребята и воспитатель встают в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И гостям мы улыбнёмся, скажем «Здравствуйте!»

Ребята, к нам в группу попал паучок. Он собрался плести сети. Вам интересно узнать, кто может попасться в сети к нему.? Если мы отгадаем загадки , то поможем живым существам избежать ловушки. 

1.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её 
(пчела)

2.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза
Называют её 
(стрекоза)


3.Он работник настоящий  ,очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может 
(муравей)


4.Она легка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок (бабочка).


5.Не жужжу, когда сижу, не жужжу ,когда хожу
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь 
(жук)

6.Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки
(божья коровка)


7.Целый день она летает, всем надоедает
Ночь настаёт, тогда перестаёт
(муха)


8.Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало
И на брюшке полоса, потому, что я 
(оса)

- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

Детиэто насекомые.

Воспитатель: А где живут насекомые?
(Ответы детей)
Воспитатель: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки, кузнечики живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т.д.

А узнать , кто как передвигается  поможет нам игра «Угадай, что делает?»

Цель: подбор к имени существительного,  глагола, подходящего по смыслу.

Проводится с помощью выставленного картинного материала. или мяча

Бабочка …. порхает,

Кузнечик….прыгает ,

Жук …ползает,

 Шмель …летает.


Воспитатель: Чем питаются насекомые?
(Ответы детей : цветочным нектаром, листьями растений, крупные насекомые питаются более мелкими)
Воспитатель: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
(Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Воспитатель:  Какие насекомые приносят пользу людям?

 Многие растения размножаются только благодаря опылению насекомыми. А мы — получаем урожаи! Пчелы дают мед

Воспитатель:А какие вредные  насекомые для человека?

(Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

Воспиталь: А какую приносят насекомые пользу природе? Назовите полезных насекомых? (Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей, стрекоза, божья коровка, кузнечик)

Воспитатель: 

-Какие насекомые жужжат?

(жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)

-Какие пищат? (комары)

— Какие стрекочут? (кузнечики)

— А бабочка? (не издает звука)

Артикуляционная гимнастика:

Жу – жу – жу  жжужит пчела- Хороши мои дела.
Зу – зу – зу комар пищит-Укусить скорей спешит.
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит
Жук жужжит гу- жу –гу – жу- Я любого разбужу

Воспитатель:  Есть насекомые, которые относятся к хищным: стрекоза, кузнечик, божья коровка. Почему их называют хищными? (Ответы детей: они питаются другими насекомыми)

 Божьи коровки уничтожают тлю и других опасных вредителей культурных растений

Стрекоза питается комарами, мошками и некоторыми другими мелкими вредителями. Стрекозы вылавливают их на лету.

Кузнечик питается мелкими вредителями растений, оказывая тем самым пользу.

Воспитатель: Ребята, есть ли у насекомых враги?

Дети: Есть.

Воспитатель: Кто?

Дети: Птицы, люди, животные.

Воспитатель: Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых). Почему кузнечик зеленый?

Почему майский жук коричневый?

Дети: Кузнечик живет в траве, майский жук на ветках деревьев.

Воспитатель: Зачем им нужна такая окраска?

Дети: Защищаться от врагов, прятаться.

Физкультминутка:

А теперь давайте  превратимся в кузнечика

«Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок. Стоп.

Сели, посидели, травушки поели, тишину послушали.

Выше-выше веселей прыгай на носках скорей».

Дидактическая игра: «Назови ласково» 

А как можно ласково назвать  комара?
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка

Воспитатель: Насекомые это хорошо или плохо?

Воспитатель: - Нельзя однозначно сказать, что насекомые это только хорошо или только плохо.

Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения , погибнут птицы, потому что они питаются насекомыми. В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое занимает свое место в природе. За ними можно наблюдать, ими можно любоваться.

Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать, обижать насекомых?

Дети: Они живые.

Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат.

Природе все нужны и послушайте об этом стихотворение.

В лесу летают мотыльки,

 Ползут козявки и жуки.

Природа – всем им жизнь дала,

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути

 – Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой.

Продуктивная деятельность:

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас сделаем из пластилина  божью коровку, но сначала надо сделать гимнастику для наших пальчиков:

Божья коровка

-По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») 
-На ней красная рубашка (накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.)
-Маленькая крошка(правой рукой погладить «божью коровку»)
-На спине горошки (указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»

 (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Кому мы помогли избежать ловушки?

О ком мы сегодня говорили? Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят насекомые природе, человеку?

Сейчас мы пойдем на прогулку и посмотри, какие насекомые живут на нашем участке.

 - Спасибо скажем мы не раз, всему живому вокруг нас:
    Как хорошо на свете жить,  как хорошо уметь дружить!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «В мире насекомых» (в средней группе)

Конспект занятия на тему «В мире насекомых»(в средней группе) Задачи: Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе "насекомые"

конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе "насекомые".Открытое мероприятие для родителей....

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы с ОНР по теме «Насекомые».

В представленном конспекте интегрируются задачи речевого и жудожественно-эстетического развития дошкольников средней группы с ОНР....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на тему «Насекомые. Путешествие муравья».

Путешествие вместе с детьми в мир насекомых.Обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле); упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомы...

Конспект занятия по экологии «НАСЕКОМЫЕ» в средней группе

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию "Насекомые".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Насекомые»(Интеграция образовательных областей в соответствии  с ФГОС: «Познавательное развитие...