Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы с ОНР по теме «Насекомые».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Мальникова Наталия Евгеньевна

В представленном конспекте интегрируются задачи речевого и жудожественно-эстетического развития дошкольников средней группы с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Мальникова Наталия Евгеньевна

Воспитатель Гриненко Наталья Викторовна

МКДОУ «Детский сад № 38», г. Саров

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы с ОНР

 по теме «Насекомые».

Образовательные задачи:

Формировать  у детей обобщающее понятие «Насекомые».

Продолжать  обучать  составлению описательных  загадок  о насекомых с опорой на имена-признаки.

Коррекционные задачи:

Обогащать и активизировать словарь по теме «Насекомые».

Продолжать учить понимать и различать названия предметов по признаку одушевлённости-неодушевлённости.

Продолжать учить согласованию слов во фразе в Р. и Вин. п. без предлогов, в Тв.п.        с предлогами и без них, в П.п.

Учить образовывать глаголы ед. и мн. числа, муж. и жен. рода настоящего  времени.

Упражнять в употреблении в речи  предлогов  НА, В, НАД, ПОД.

Совершенствовать слоговую структуру слов  двух-, трехсложной структуры.

Учить детей лепить божьих коровок, передавая их  строение (туловище, голова,              6 лапок). Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара). Развивающие задачи:

Развивать умение  согласовывать и координировать  речь с движениями.

Развивать слуховое и зрительное восприятие и  память, произвольное внимание.

Развивать координацию в системе «глаз- рука», синхронизировать работу обеих рук. Развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей.

Воспитывать  бережное отношение к природе.

Пропедевтическая работа:

Чтение и рассматривание книг о насекомых: К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», просмотр мультипликационного фильма «Винни-Пух», разучивание упражнения «Пчелы»; пальчиковой гимнастики «Насекомые». Изготовление совместно с детьми «горшочков» (вырезание по контуру из листа коричневой бумаги, сложенной вдвое), как композиционной основы.

Словарная работа:

Существительные: насекомые, комар, жук, бабочка, пчела, муравей, оса, божья коровка; муравейник, улей, гнездо; части тела: голова, туловище, крылья, лапки, усики, хоботок; жало, пятно, соты, мёд.

Глаголы: летать, жужжать, звенеть, махать, искать, ползать, жалить, кусать, строить.

Прилагательные: красивый, чёрный, коричневый, больше, меньше, вредный, полезный.

Материал к занятию:

Сюжетная картинки «Весной на лугу», картинки с изображением насекомых, карточки имён-признаков: места, размера, цвета, части и количества, звука, действия, пользы;  музыка «Полёт шмеля» Римского-Корсакова.

Для лепки: дощечки, пластилин, стеки, тряпочки; вырезанные из бумаги «горшочки» на каждого ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 часть. Организационный момент.

Логопед: - Сегодня утром к нам в группу пришло письмо от героя из мультфильма.

Он мохнатый, косолапый,

Очень сильно любит мёд…

Кто  его  нам назовёт?

Дети: - Это Винни-Пух.

Логопед: - Винни-Пух  приглашает нас  на  свой  День рождения.

2 часть. Рассматривание  «карты» - сюжетной картинки «Весной на лугу».

Логопед: - В письме он прислал карту с указанием дороги к его дому.

Что на ней нарисовано?

Дети: - Луг, цветы, трава, солнце, небо.

Логопед: - Кого вы видите на карте?

Дети: - Я вижу бабочку (божью коровку, пчелу, муравья, осу, муху, комара).

Логопед: - Как назвать всех одним словом?

Дети: - Насекомые.

Логопед: - Скажите хором – насекомые, отхлопайте это слово.

- Нам пора в дорогу, а то можем опоздать на День рождения к Винни-Пуху.

Дети под музыку «Полёт шмеля» Римского-Корсакова идут по «лугу» - ковру.

Логопед: - Что же нам подарить Винни-Пуху?  Что больше всего любит Пух?

Дети: - Мед!

Логопед: -  Можно подарить ему  горшочек  с медом! Да вот беда – его охраняют  

насекомые, про которых говорят:

«Полосатые хозяйки  над цветами всё летают и  нектар  с них собирают».

Дети: - Это пчёлы.

Дети в шапочках пчелок  выходят в центр «луга» и читают стихи:

1 пчела:  Мы пчелки, трудимся весь день,

      И работать нам не лень,

      Сладкий мед с цветков берем

      И летим, жужжим, поем.

2 пчела:  А кто близко подойдет

      Чтобы съесть наш вкусный мед,

      Будем дом свой защищать,

      Жалить больно и кусать.

Логопед: - Пчёлы, мы идём на День Рождения к Винни-Пуху и хотим подарить ему горшочек с мёдом. Вы не поделитесь с нами?

Дети – пчелы: - Поделимся, если выполните наши задания.

3 часть. Составление  описательных загадок о насекомых.

Логопед: - Пчёлы дают нам задание – составить о насекомых, которые живут на лугу загадки.  (Переворачивает наборное полотно с карточками имён-признаков)

- Что нам поможет составить загадки о насекомых?

Дети: - Имена-признаки.

Логопед: - Назовите имена-признаки, которые помогут составить загадку о насекомых.

Дети: - Признак места, размера, цвета, части и количества, звука, действия, пользы.

Логопед: - Что нельзя называть в загадке?

Дети: - Имя  насекомого.

На ковре лежат перевёрнутые картинки с изображением насекомых: бабочки, пчелы, божьей  коровки, муравья, осы, комара.

Дети  по одному подходят, переворачивают картинки и составляют описательные загадки о насекомых.

Примеры загадок:

  1. Это насекомое по размеру  меньше  бабочки и жука. По цвету он коричневый. У него одна голова, одно туловище, шесть лапок, два усика, два глаза, рот.  Он ползает, носит веточки и соломинки  в свой дом -  муравейник.

(муравей)

  1. Это насекомое по размеру больше муравья, но меньше бабочки. По цвету она жёлтая с чёрными полосками. У неё одна голова, одно туловище, одно жало, шесть лапок, два крыла, два усика, два глаза, хоботок. Она летает, собирает с цветков нектар, несёт нектар в улей и складывает его в соты. Приносит пользу человеку – делает мёд.                                                                (пчела)
  2. Это насекомое живёт на лугу. По размеру она больше божьей коровки, муравья. У неё одна голова, одно туловище, шесть лапок, четыре  крыла, два усика, два глаза, рот. Она летает, порхает над цветами. Она очень красивая,  у неё разноцветные крылья.                                                                (бабочка)

Логопед: - Ну что, пчелки, понравились вам загадки, которые составили ребята?

Пчелы: - Да, понравились, особенно про пчелу! Дадим вам горшочки с медом.

Дети: - Спасибо!

Логопед: - А давайте вместе с пчёлами поиграем, по лужайке полетаем!

4 часть. Физкультурная минутка «Пчёлы».

Пчёлы в поле полетели,                Бегут по кругу, расставив руки в стороны.

Зажужжали, загудели.                Издают жужжание.

Сели пчёлы на цветы                Приседают.

Мы играем – водишь ты.        Ритмичные хлопки, бег врассыпную.

5 часть.  Продуктивная деятельность детей - украшение  горшочков.

Воспитатель: - Как  много горшочков для мёда дали вам пчёлы!

Педагог  раздает детям  силуэты горшочков.

Воспитатель: - Ребята,  мы решили  подарить Винни-Пуху горшочки для мёда,                  а чтобы они были настоящим подарком, я предлагаю их украсить.

Воспитатель: - Чем можно украсить горшочки?

Дети: - Нарисовать цветы, приклеить листочки, пчёл, слепить насекомых.

Воспитатель: - Мы слепим с вами «божьих коровок» и «посадим» их на горшочки, от этого наши «горшочки» станут весёлыми и красивыми.

Воспитатель: - Давайте подготовим наши пальчики к лепке.

Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера        Машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель - шмелёк        На каждое название насекомого загибают один

И весёлый мотылёк,        пальчик.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.        Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.

Пожужжали, полетали,        Машут ладошками.

От усталости упали.        Роняют ладони.

Затем воспитатель демонстрирует детям  двух божьих  коровок разного размера, обговаривают способ лепки: раскатывание шара и частичное его сплющивание. Чёрные точки  на крылышках дети наносят, налепив маленькие чёрные шарики на спинки божьих коровок и слегка сплющив их, лапки – раскатывая короткие тонкие колбаски (палочки) и соединяя их с туловищем.

Дети берут нужные кусочки пластилина и, перенося «шары» из красного пластилина на горшочки, оформляют своих  божьих коровок.

Воспитатель: - Вот и готовы подарки для Винни-Пуха!

- Сам Винни-Пух вышел вас встречать! (Выносят большую игрушку Винни-Пуха)

- Подойдите к нему, поздравьте и подарите свои подарки!

Дети «дарят» Винни-Пуху  украшенные горшочки и поздравляют его.

6 часть. Рефлексия.

Логопед: - Кого мы встретили на лугу по дороге к Винни-Пуху?

Дети: - Насекомых.

Логопед: - Какие имена-признаки  помогли вам составить загадки о насекомых.

Дети: - Признак места, размера, цвета, части и количества, звука, действия, пользы.

Логопед: - Что нельзя называть в загадке?

Дети: - Имя  насекомого.

Воспитатель: - Чем мы украсили горшочки для Винни-Пуха?

Дети: - Слепили божьих коровок.

Воспитатель: - Каким способом мы лепили божьих коровок?

Дети:  - Сплющивали  шар, прилепляли к туловищу голову, лапки и точки.

Воспитатель: - Как  вы думаете, что положит Винни-Пух в эти красивые горшочки?

Дети: - Мёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".

Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы ДОУ «Бабушкины сказки».

Конспект  разработан для проведения занятия с детьми средней группы. К проведению занятия привлечены специалисты: учитело-логопед, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатель. Цель за...

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы "Дорога в старшую группу"

Данное занятие позволяет в интересной, увлекательной форме закрепить материал по различным видам программы в конце учебного года....

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группе на тему « Осень»

Конспект интегрированного занятия с детьми  в средней группена тему  «Осень»...

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы "Путешествие в зимний лес".

Конспект интергированного занятия для детей средней группы по областям: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие....