Обобщение педагогического опыта по теме «Использование метода интеллект – карт в образовательном процессе детского сада»
материал по окружающему миру (средняя группа)

Михайлюк Вера Юрьевна
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Мною был взят метод интеллектуальных карт как идею и адаптирован в работе с детьми дошкольного возраста. Этот метод был предложен и разработан Тони Бюзеном – британским психологом, автором методики запоминания и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 31 городского округа города Райчихинска Амурской области

Обобщение педагогического опыта по теме  

«Использование метода интеллект – карт в образовательном процессе детского сада»

Выполнил: воспитатель      

Вышей категории Михайлюк В.Ю

Г. Райчихинск 2025г.

           Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить.

           В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик.

Мною был взят метод интеллектуальных карт как идею и адаптирован в работе с детьми дошкольного возраста. Этот метод был предложен и разработан Тони Бюзеном – британским психологом, автором методики запоминания и творчества. Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.

Цель составления интеллект-карт — собрать информацию о предмете, объекте или явлении.

          Задачи, которые можно решить с помощью этого метода:

-повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, их   в образовательном процессе;  

-развить коммуникативные, речевые и творческие способности в процессе учебно-познавательной деятельности;  

-активизировать самостоятельную деятельность воспитанников;  

   Интеллект-карты помогают детям выстраивать последовательность отдельных элементов в рамках одной темы, запоминать информацию, проводить логические цепочки между событиями, явлениями природы или предметами и людьми.  

   Использование в образовательном процессе детского сада интеллект – карт позволит сделать наблюдаемыми ход мышления воспитанников, что позволит обеспечение формирования информационной компетентности и успешно подготовить к обучению в школе.

 Интеллектуальная карта имеет разные названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта» и др. С помощью карт памяти у дошкольников развиваются творческие и речевые способности. Это инновационный уникальный метод запоминания информации.

Ментальная карта – это графический способ представления информации на большом листе бумаги составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек).

В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся

не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей с применением интеллектуальных карт опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии.

Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемных частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметы, учится различать видовые понятия.

          Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально-волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

Конечно, детям – дошкольникам, совсем не обязательно знать суть создания ментальных карт.

Ментальная карта - это уникальный метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие, речевые способности детей.

Свойства ментальной карты:

- наглядность

- привлекательность

- запоминаемость

- творчество

Из понятий составляется ментальная карта. Ребята еще не умеют читать и писать вместо названий мы используем картинки, схематическое изображение.

Мои ребята с большим удовольствием принимают участие в составлении ментальной карты. Знакомство детей с ментальной картой нужно начинать с самых простых понятий. Например, «Фрукты», «Овощи»

Понятие «Фрукты» пишем, можно картинку – фрукты в корзине, располагаем посередине доски (использовать ватман, обои, затем идут ответвления от понятия «Фрукты», где выращивают фрукты: в саду и экзотические фрукты (вместе с детьми делим их на группы, используем картинки, как ухаживают, (как используют, это уже зависит от вас, что вы запланируете). Для самостоятельной работы я добавила стрелочки где ребята сами составляют ментальные карты, что позволило развить у дошкольников коммуникативные свойства, умение слушать, товарища по группе, желание быть активным, проявлять инициативу.

Ментальную карту мы с детьми используем:

- знакомство с новой темой

- закрепление и обобщение материала

- индивидуально, по желанию детей

В своей педагогической практике я использую метод ментальной карты:

- при формировании фонематических умений;

- при работе по развитию лексики;

- при формировании грамматических категорий;

- при работе по развитию речи;

- планирование проектной деятельности

- планирования дня, недели.

Наблюдения показали, что благодаря проделанной работе:

- дети стали более осознанно пользоваться языковыми средствами при передачи своих мыслей;

- в ситуациях общения повысилась речевая активность;

- появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

- происходит обогащение детских ассоциаций, развитие фантазии;

- пополнение и активизация словарного запаса.

 В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.

Достигнутые результаты в этом направлении в течение учебного года:

  подобрана и изучена литература по данной теме, оформлены интеллект-карты по лексическим темам.  

Итак, в завершение хочу сказать, что в результате использования метода ментальной карты, мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность, проявление творчества. На мой взгляд, метод применения интеллект - карт является достаточно результативным, и я думаю, что эта работа станет одним из направлений деятельности в будущем.

Закончить свое выступление словами Константин Дмитриевич Ушинского
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия / А. Г. Асмолов – М. : Просвящение, 2010. – 151 с.

2. Бьюзен, Т. Интелект – карты. Практическое руководство / Т. Бьюзен – Минск. : Попурри, 2010. – 352 с.

3. Бьюзен, Т. Супер мышление / Т. Бьюзен – Минск. : Попурри, 2003. – 11 с.

4. Лурия, А. Р. Лекция по общения психологии / А. Р. Лурия – СПБ: Питер, 2007. – 211 с.

5. Берщадский, М. Е. Метод интеллект – карт / М. Е. Берщадский [Электронный ресурс] : Педагогическая библиотека – Режим доступа : http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 – Загл. с экрана.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками».

В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость.  Проектная деятельнос...

Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ.

Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ....

Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада»

Мастер-класс предназначен для старших воспитателей и методистов....

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...

«Использование метода интеллект – карт в образовательном процессе детского сада»

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей,  активизируется мышление.Сост...

Статья "Использование метода интеллект - карт в образовательном процессе".

Внедрение в образовательную деятельность современных педагогических технологий....

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»

Интеллект - карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления ...