Конспект занятия Тема: «Путешествие в прошлое счётных устройств» Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет №11
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.
Развивающие задачи:
- активизировать познавательную деятельность детей
Воспитательные задачи:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать умение работать сообща;
- убирать рабочее место.
Материалы и оборудование: картинки, рисунки счетных устройств, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы, ноутбук.
Предварительная работа:
- знакомство с понятием «счетное устройство»;
- знакомство со счетами, принцип вычисления на них;
- знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем;
- знакомство с компьютером, его устройством;
- отгадывание загадок;
- беседа «Компьютер в жизни человека».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 121.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение
«Детский сад №175»
Конспект занятия
Тема: «Путешествие в прошлое счётных устройств»
Группа общеразвивающей направленности
для детей 6-7 лет №11
Подготовила:
Воспитатель Чикунова М.М.
первая кв. категория
г. Оренбург, 2025 г.
Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.
Развивающие задачи:
- активизировать познавательную деятельность детей
Воспитательные задачи:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать умение работать сообща;
- убирать рабочее место.
Материалы и оборудование: картинки, рисунки счетных устройств, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы, ноутбук.
Предварительная работа:
- знакомство с понятием «счетное устройство»;
- знакомство со счетами, принцип вычисления на них;
- знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем;
- знакомство с компьютером, его устройством;
- отгадывание загадок;
- беседа «Компьютер в жизни человека».
Ход занятия:
- Ребята, вы были когда- нибудь в музее?
- А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т.д.)
- А хотите сегодня побывать в музее?
- Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины, приборы.
-Ребята, вы умеете считать?
-Сосчитайте на пальцах рук, сколько сегодня нас?
Не получается?
-Ребята, сейчас у нас много счётных устройств.
-А вы хотите узнать, как люди считали раньше?
-Тогда отправимся в музей счётных устройств, где находятся разные предметы, на которых люди считали в древности.
- Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое счетного устройства.
-А на чём можно отправиться в музей?
-Но сегодня мы отправимся…, вы узнаете, отгадав загадку:
Машина отлично задачу решили
Мигала, гудела, старалась, спешила
Рисует, играет, учит меня.
Какое же имя имеет она? (машина времени)
-Что это такое? (рука человека)
-А как вы думаете, почему они стоят на первом месте?
Самым первым человеческим помощниками в счете были пальцы. С их помощью наши далекие предки указывали друг другу, сколько охотников нужно, чтобы окружить и загнать зверя. Добыча тоже требовала счета – нужно было определить, сколько мяса получат члены племени. Так что скоро пяти пальцев стало не хватать. Поэтому древние люди начали считать с помощью камешков и костей, раскладывая их на песке у костра.
Однако со временем количество палочек росло, и скоро понадобились обозначения для десятков и сотен. Счет был нужен, чтобы высчитывать срок появления на свет детей, вести учет отела скота и знать, когда взойдут посевы, чтобы предсказывать солнечные и лунные затмения. Также исследователи уверены, что важной вехой в развитии счета стала торговля.
Древние люди делали зарубки на костях и камнях и носили эти палочки с собой, либо оставляли черточки на стенах жилищ. Одно из самых старинных устройств, которое не так уж далеко ушло от костей на полу пещеры — это, конечно, счеты. По сути, они представляют собой те же кости, только нанизанные на спицы.
-Но вскоре появился специальный прибор-абак- (слово греческое, переводится как «счетная доска»). Это деревянная счётная доска, посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их.
-Абак был усовершенствован и на свет появились другие счётные устройства:
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук. (Счёты)
-Рассмотрите их внимательно.
-Как устроены счёты?
-Счёты — это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.
-Но, чтобы считать большие цифры на этих счётах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счётную машину. Эту счётную машину вы, наверное, знаете.
Что-то бабушкины счёты
Брать с собою неохота
Лучше я возьму ребята,
В школу новый…(калькулятор)
-А теперь подойдём к следующему экспонату.
-Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся что за гений?
Ну, конечно же…(компьютер).
-Посмотрите, знаете ли вы, кто это? (портрет Блеза Паскаля)
(это французский учёный, который первый изобрёл компьютер в 17 в.)
-Что можно делать с помощью компьютера?
-Чем компьютер отличается от калькулятора?
-Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера.
-Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера?
На доске по строчечке
Разместились кнопочки.
Догадайтесь мальчики
Как здесь тыкать пальчиком? (клавиатура)
-С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране?
По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь)
-Какое устройство поможет нам вывести на бумаге информацию?
То-то радость, то-то смех,
На бумаге без огреха,
Из какой коробке лезет,
Текст на удивленье всех? (принтер)
Это мы назвали запасные части компьютера.
Физминутка:
Раз, два-выше голова.
Три, четыре-руки шире,
Пять, шесть тихо сесть.
Раз-подняться, подтянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть- за стол тихонько сядь.
Практическая часть
Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:
- пальцы
- узелки
- камни
- счеты
- калькулятор
Примеры для вычисления даются детям на карточках.
После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
- О чем сегодня шла речь на занятии? (слушали рассказ о счетных устройствах, об их происхождении)
- Какое было самое первое счетное устройство? (пальцы)
- Какие счетные устройства вы еще запомнили?
- С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?
- Назовите самое современное счетное устройство.
- Перечислите основные и дополнительные части компьютера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет. Тема: «На птичьем дворе»
Непосредственно образовательная деятельность для детей 2 младшей группы по воспитанию звуковой культуры речи (звук К)....

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет
Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Цель: Формирование интереса и любви к русским сказкам. Задачи: Образовательные: - Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема: « Недаром помнит вся Россия».
продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний....

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 5- года жизни Тема: "Первоцветы"
Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 5- года жизни Тема: "Первоцветы"...

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 4 - года жизни Тема "Животные"
Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 4 - года жизни Тема "Животные"...
Интегрированное занятие Тема: Путешествие в прошлое счётных устройств
Интегрированное занятие Тема: Путешествие в прошлое счётных устройств...

Конспект занятия Тема: «Я-Оренбуржец, и этим горжусь!» Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет №11
способствовать уточнению знаний о родном крае; развивать познавательные способности детей, активизироваи мышление и речь, поискивую деятельность; желание заботится о красоте, чистоте своего города; фо...

