Конспект занятия Тема: «Путешествие в прошлое счётных устройств» Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет №11
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чикунова Марина Михайловна

Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Развивающие задачи:

- активизировать познавательную деятельность детей

Воспитательные задачи:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать умение работать сообща;

- убирать рабочее место.

Материалы и оборудование: картинки, рисунки счетных устройств, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы, ноутбук.

Предварительная работа:

- знакомство с понятием «счетное устройство»;

- знакомство со счетами, принцип вычисления на них;

- знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем;

- знакомство с компьютером, его устройством;

- отгадывание загадок;

- беседа «Компьютер в жизни человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx121.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение

                                          «Детский сад №175»

                                    Конспект занятия

Тема: «Путешествие в прошлое счётных устройств»

                 Группа общеразвивающей направленности

                        для детей 6-7 лет №11

                                                                                                      Подготовила:

                                                                                Воспитатель Чикунова М.М.

                                                                                первая кв. категория

                                                   

                                       

                                             

                                         г. Оренбург, 2025 г.

Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Развивающие задачи:

- активизировать познавательную деятельность детей

Воспитательные задачи:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать умение работать сообща;

- убирать рабочее место.

Материалы и оборудование: картинки, рисунки счетных устройств, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы, ноутбук.

Предварительная работа:

- знакомство с понятием «счетное устройство»;

- знакомство со счетами, принцип вычисления на них;

- знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем;

- знакомство с компьютером, его устройством;

- отгадывание загадок;

- беседа «Компьютер в жизни человека».

 Ход занятия:

 - Ребята, вы были когда- нибудь в музее?                                                                                                      

 - А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т.д.)

 - А хотите сегодня побывать в музее?

 - Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины, приборы.

 -Ребята, вы умеете считать?

-Сосчитайте на пальцах рук, сколько сегодня нас?

Не получается?

 -Ребята, сейчас у нас много счётных устройств.

 -А вы хотите узнать, как люди считали раньше?

-Тогда отправимся в музей счётных устройств, где находятся разные предметы, на которых люди считали в древности.

- Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое счетного устройства.

-А на чём можно отправиться в музей?

-Но сегодня мы отправимся…, вы узнаете, отгадав загадку:

        Машина отлично задачу решили

        Мигала, гудела, старалась, спешила

        Рисует, играет, учит меня.

        Какое же имя имеет она? (машина времени)

 

-Что это такое? (рука человека)

-А как вы думаете, почему они стоят на первом месте?

Самым первым человеческим помощниками в счете были пальцы. С их помощью наши далекие предки указывали друг другу, сколько охотников нужно, чтобы окружить и загнать зверя. Добыча тоже требовала счета – нужно было определить, сколько мяса получат члены племени. Так что скоро пяти пальцев стало не хватать. Поэтому древние люди начали считать с помощью камешков и костей, раскладывая их на песке у костра.

Однако со временем количество палочек росло, и скоро понадобились обозначения для десятков и сотен. Счет был нужен, чтобы высчитывать срок появления на свет детей, вести учет отела скота и знать, когда взойдут посевы, чтобы предсказывать солнечные и лунные затмения. Также исследователи уверены, что важной вехой в развитии счета стала торговля.

Древние люди делали зарубки на костях и камнях и носили эти палочки с собой, либо оставляли черточки на стенах жилищ. Одно из самых старинных устройств, которое не так уж далеко ушло от костей на полу пещеры — это, конечно, счеты. По сути, они представляют собой те же кости, только нанизанные на спицы.

-Но вскоре появился специальный прибор-абак- (слово греческое, переводится как «счетная доска»). Это деревянная счётная доска, посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их.

-Абак был усовершенствован и на свет появились другие счётные устройства:

        По десятку на шесточке

        Сели умные кружочки

        И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук. (Счёты)

-Рассмотрите их внимательно.

-Как устроены счёты?

-Счёты — это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.

-Но, чтобы считать большие цифры на этих счётах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счётную машину. Эту счётную машину вы, наверное, знаете.

         Что-то бабушкины счёты

        Брать с собою неохота

        Лучше я возьму ребята,

        В школу новый…(калькулятор)

-А теперь подойдём к следующему экспонату.

-Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:

        Он рисует, он считает,

        Проектирует заводы,

        Даже в космосе летает,

        И даёт прогноз погоды.

        Миллионы вычислений

        Может сделать за минуту.

        Догадайся что за гений?

        Ну, конечно же…(компьютер).

-Посмотрите, знаете ли вы, кто это? (портрет Блеза Паскаля)

(это французский учёный, который первый изобрёл компьютер в 17 в.)

-Что можно делать с помощью компьютера?

-Чем компьютер отличается от калькулятора?

-Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера.

-Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера?

На доске по строчечке

Разместились кнопочки.

Догадайтесь мальчики

Как здесь тыкать пальчиком? (клавиатура)

-С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране?

По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь)

-Какое устройство поможет нам вывести на бумаге информацию?

То-то радость, то-то смех,

На бумаге без огреха,

Из какой коробке лезет,

Текст на удивленье всех? (принтер)

Это мы назвали запасные части компьютера.

 

Физминутка:

Раз, два-выше голова.

Три, четыре-руки шире,

Пять, шесть тихо сесть.

Раз-подняться, подтянуться.

Два-согнуться, разогнуться.

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть- за стол тихонько сядь.

Практическая часть

Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:

- пальцы

- узелки

- камни

- счеты

- калькулятор

Примеры для вычисления даются детям на карточках.

После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

- О чем сегодня шла речь на занятии? (слушали рассказ о счетных устройствах, об их происхождении)

- Какое было самое первое счетное устройство? (пальцы)

- Какие счетные устройства вы еще запомнили?

- С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?

- Назовите самое современное счетное устройство.

- Перечислите основные и дополнительные части компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет. Тема: «На птичьем дворе»

Непосредственно образовательная деятельность для детей 2 младшей группы по воспитанию звуковой культуры речи (звук К)....

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет

Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Цель: Формирование интереса и любви к русским сказкам. Задачи: Образовательные: - Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема: « Недаром помнит вся Россия».

продолжать  формировать  начала  патриотических  чувств  у  детей,  потребность  детей  в получении исторических знаний....

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 5- года жизни Тема: "Первоцветы"

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 5- года жизни Тема: "Первоцветы"...

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 4 - года жизни Тема "Животные"

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в группе общеразвивающей направленности для детей 4 - года жизни Тема "Животные"...

Интегрированное занятие Тема: Путешествие в прошлое счётных устройств

Интегрированное занятие   Тема: Путешествие в прошлое счётных устройств...

Конспект занятия Тема: «Я-Оренбуржец, и этим горжусь!» Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет №11

способствовать уточнению знаний о родном крае; развивать познавательные способности детей, активизироваи мышление и речь, поискивую деятельность; желание заботится о красоте, чистоте своего города; фо...